► Планирование номенклатуры предполагает подбор различных видов продукции в рамках единого производственного портфеля предприятия. Как правило, в своей производственной политике предприятие ориентируется на выпуск нескольких различных видов продукции (стратегия диверсификации). Объясняется это нестабильностью внутреннего рынка, повышенным риском. В таких условиях предприятие стремится уменьшить свою зависимость от текущего спроса на какой-то отдельный вид продукции. Сегодня этот продукт приносит прибыль, а завтра отсутствие спроса на него поставит под угрозу существование самого предприятия.
► Поэтому в процессе продуктового планирования необходимо решить следующие вопросы:
o Определить количество видов выпускаемой продукции. Некоторые предприятия могут производить значительное число различных видов продукции (иногда до тысячи наименований). Чтобы упорядочить ассортимент, продукция разбивается на товарные группы или линии, которые объединяют различные наименования по каким-либо признакам. В одном случае критерием разбивки может быть общая технологическая принадлежность продукции, в другом — общий сбыт, т.е. реализация продукции через одни и те же сбытовые организации (как оптом, так и в розницу). Применяются и другие принципы, в основу которых положена сегментация продукции. Например, продукция может быть предназначена для различных потребительских или географических сегментов рынка.
► В каждом конкретном случае используется свой принцип разбивки, который определяется исходя из общей стратегии предприятия, применяемой при составлении программы маркетинга. В результате вся производимая продукция разбивается на N групп (линий), которых не должно быть слишком много. Если число групп более десяти, значит, критерий разбивки выбран неверно или предприятие выпускает необоснованно широкий ассортимент продукции.
► Определить оптимальное число товарных групп. На сей счет также не существует изначально заданных ориентиров. Каждое предприятие подбирает оптимальный состав товарных групп, исходя из поставленных при выработке стратегии задач, масштабов своей деятельности, технологических особенностей и пр.
► При подборе продукции важно учитывать жизненный цикл товара.
► Матрица Бостонской консультационной группы (БКГ) предполагает подбор продукции, находящейся на различных фазах жизненного цикла товара. Таким образом достигается сбалансированность производства в масштабах всего диверсифицированного портфеля. Считается, что продуктовый портфель должен быть составлен таким образом, чтобы корреляционные зависимости между эффективностью каждого продукта (или группы) были отрицательными, т.е. изменения производственных показателей должны быть разнонаправленными.
► Продуктовый портфель предприятия, построенный по правилам матрицы БКГ, должен быть разбит на четыре группы, что соответствует числу фаз классической кривой жизненного цикла (внедрение, рост, насыщение, снятие с производства). Вместе с тем, используя подходы матрицы БКГ, можно формировать продуктовый портфель предприятия не по различным фазам (или не только по ним), а по различным модификациям кривой жизненного цикла. Тогда один вид продукции будет находиться не просто на фазе роста, но ему также будет соответствовать своя особая модификация кривой жизненного цикла, например кривая бума, кривая модификации и пр.
► Определить взаимозависимость между товарными группами. Большинство предприятий подбирает портфель по принципу связанности продукции (сбытовой или технологической). Экономически это обосновывается возможностью получения синергетического эффекта.
► Определить уровень диверсификации продуктового портфеля предприятия. Это важно для самого предприятия, которое должно отслеживать изменение своей товарной политики. Особенно — для посреднических фирм, у которых ассортимент оказывается наиболее подвижным и которые в наибольшей степени сегодня подвержены риску. Предлагаемые расчеты могут проводиться аналитической службой предприятия и используются при планировании изменения продуктового профиля предприятия.
► На основании разработок Т. Коно можно предложить следующую классификацию предприятий с точки зрения уровня диверсификации. Предприятие не придерживается диверсификации, если на долю одного вида продукции приходится более 95% всех продаж. В этом случае мы имеем однопродуктовую компанию. Не наблюдается диверсификации и тогда, когда на долю одной продукции приходится менее 95%, но более 70% общего объема продаж. В этом случае мы имеем компанию с доминирующим продуктом.
► Говорить о диверсифицированном портфеле мы можем, если на долю одного вида продукции приходится менее 70% общего объема продаж. В зависимости от уровня диверсификации различают следующие компании:
o С продукцией, связанной технологически: на долю одного продукта приходится менее 70% общего объема продаж, на долю продукции, связанной технологически, — более 70%;
o С продукцией, связанной сбытом: на долю одного продукта приходится менее 70% общего объема продаж, на долю продукции, связанной сбытом, — более 70%;
o С продукцией, связанной сбытом и технологией: на долю продукции, связанной технологически, приходится менее 70%, на долю продукции, связанной сбытом, — менее 70%, а на долю продукции, связанной одновременно и сбытом, и технологически, — более 70% общего объема продаж;
o С несвязанной продукцией: доля продукции, связанной сбытом и технологически, — менее 70% общего объема продаж;
o С абсолютно диверсифицированным портфелем — на долю связанной сбытом и технологически продукции приходится менее 25% общего объема продаж.






