Тема: Структура продуктового плана предприятия.
► Как и другие виды планов, продуктовый план подчинен определенным правилам и состоит из разделов, которые должны ответить на важнейшие вопросы, касающиеся ассортиментной политики предприятия:
o Какие цели преследует товарная политика предприятия.
o Какое место продуктовой политике отводится в стратегии предприятия.
o Каким образом определяются качественные параметры продукции.
► Продуктовое планирование включает в себя следующие разделы:
o Формирование ассортиментной политики с учетом жизненного цикла товаров (или других принципов — сегментации, связанности продукции и пр.).
o Интеграция производственной и сбытовой политики путем разработки ассортиментных концепций. Здесь оцениваются возможности наладить сбыт произведенной продукции.
o Выявление неиспользованных ресурсов и контроль качества продукции. Устанавливаются возможности повышения качества, а также мероприятия, позволяющие избежать возникновения бракованной продукции и предъявления рекламаций.
o Разработка стандартов продукции и обслуживания, включая вопросы безопасности продукции для потребителей. Продукция предприятия должна соответствовать принятым стандартам.
o Приспособление технических характеристик продукции к запросам покупателей. Характеристики продукции должны соответствовать запросам (вкусам) потребителей.
► Для оценки продуктовых и соответствующих производственных альтернатив наряду с анализом и прогнозом кривой жизненного цикла используют следующие методы:
o Портфельный анализ для изучения привлекательности и конкурентных позиций полей бизнеса и отдельных продуктов.
o Анализ полезности — построение профилей оценки продуктов.
o Анализ данных калькуляций, особенно о целевых издержках.
► Большой интерес представляет портфельный анализ привлекательности и относительных конкурентных преимуществ полей бизнеса, продуктов и соответствующих производственных процессов, который проводится на уровне предприятия в целом.
► Для анализа полезности и целевых издержек продуктов и производства разрабатывают так называемые профили оценки продуктов на рисунке: сначала грубый профиль, а затем для представляющих интерес продуктов — детальный.
► Эти профили позволяют получить все существенные характеристики продукта, а также их возможные экстремальные и средние оценки, причем особое внимание необходимо уделить анализу и оценке связанных с продуктом плановых и контрольных показателей: величины оборота, сумм покрытия, издержек.
► В продуктовом планировании применяется концепция (метод) управления по целевым издержкам. Чаще всего она используется в сборочных производствах и характеризуется следующими чертами:
o Ориентированное на рынок формирование функций продукта (функции потребления и предпочтения), а также профиля качества, цен и объемов производства; разработка рыночного прототипа.
o Состыковка желаемых продуктовых функций с компонентами (узлами) продукта, реализующими эти функции. Узлы продукта должны быть далее детализированы. Также может иметь место установление взаимосвязи функции продукта с услугами, оказываемыми предприятием по этому продукту (сервис).
o Ориентированная на конкуренцию «обратная» калькуляция допустимых издержек, обеспечивающих сохранение целевой нормы прибыли на единицу продукта.
o Прямая калькуляция себестоимости единицы продукта на базе сложившихся фактических или прогнозируемых собственных издержек.
o Сопоставление рассчитанных допустимых издержек с фактически сложившимися или прогнозируемыми и определение целевых издержек для продукта в целом, его узлов, деталей и связанных с ним услуг.
o Переориентация планирования продуктовых концепций и продуктовых НИОКР на достижение желаемых целевых издержек. При необходимости в продуктовые концепции вносят соответствующие коррективы.
o Утверждение рассчитанных целевых издержек в качестве нового норматива (стандарта).