► Планирование невозможно без предвидения вероятностных событий. Предвидение, если оно не превращается в необоснованное пророчество, всегда опирается на знание.
► Сущность прогнозирования состоит в получении прогнозной информации о будущем развитии определенных параметров в ограниченной во времени и пространстве области исследования. Поэтому важно как можно более точно определить область прогнозирования.
► Если область прогнозирования определена слишком узко, можно не уловить существующие рыночные тенденции. Тогда предприятие в лучшем случае столкнется с их частичным проявлением и применяемые плановые показатели будут грешить неточностью. В худшем случае — вся плановая работа потеряет смысл, поскольку невыявленные процессы нарушат ритм работы предприятия.
► Если область прогнозирования определена слишком широко, это может вызвать перебои в работе отдельных подразделений и в конечном счете сказаться на согласованности общей работы предприятия.
► Прогноз строится исходя из определенных условий (существующих и будущих), а также на основе вероятности наступления ожидаемых согласно прогнозу событий.
► Можно выделить следующие направления прогнозирования:
o Состояние внешней среды (окружающие хозяйственные условия);
o Вероятные тенденции их развития;
o Вероятные ресурсы предприятия и возможности его воздействия на процесс хозяйственного развития;
o Вероятные результаты этого воздействия.
► Прогноз состояния внешней среды (уровень рыночного спроса на продукцию, конкуренция, действия государственных органов, контрагенты, состояние рынка труда и пр.) образует базу для оценки вариантов поведения предприятия под воздействием внешней среды.
► При составлении прогнозов используются количественные и качественные методы прогнозирования. Эти методы могут быть применены не только для прогнозирования состояния внешней среды, но и для оценки последствий прогнозов. При прогнозировании также могут применяться имитационные модели типа «если..., то...».
► Прогнозирование экономической ситуации должно стать обязательной составной частью планирования на отечественных предприятиях. Чем точнее прогноз, тем выше вероятность выполнения предприятием своей производственной программы, тем точнее может быть выбрана предпринимательская стратегия.
► Надежность прогноза в значительной мере определяется полнотой и достоверностью исходной информации, а также применяемыми методами планирования. Поэтому необходимо постоянно собирать, анализировать и корректировать имеющуюся на предприятии планово-экономическую информацию, на основе которой разрабатываются и уточняются долгосрочные прогнозы развития производственных систем.