Тема: Бизнес план.
► Деловое планирование (составление бизнес-плана) — самостоятельный вид плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством, нацеленностью на достижение конкретного конечного результата. В этом смысле важнейшим показателем бизнес-плана является ожидаемая прибыль предприятия. Все остальное (производительность труда, использование оборудования, организация трудовых ресурсов, обеспечение поставок и пр.) имеет подчиненное, второстепенное значение. В современной практике бизнес-планирование чаще всего проводится для обоснования будущего предприятия на стадии разработки предпринимательского проекта.
► Деловое планирование применяется как при открытии новых предприятий, так и при изменении предпринимательской стратегии уже существующих предприятий. Изменение стратегии может быть вызвано открытием новых подразделений, пересмотром продуктовой политики, выходом на новые потребительские сегменты, использованием новой технологии, изменением условий конкуренции и пр. Деловое планирование при изменении стратегии, как показывает практика, более эффективно для самих предприятий. В случае открытия предприятия бизнес-план разрабатывается чаще всего для получения кредита или каких-либо льгот и поэтому имеет, как правило, «лакированный», далекий от действительности характер.
|
|
► Деловое планирование выполняет следующие функции:
o Разработка общей концепции, генеральной стратегии развития предприятия на перспективный период.
o Собственно планирование, которое дает возможность оценивать и контролировать развитие основной деятельности предприятия.
o Привлечение денежных средств (ссуды, кредиты) со стороны. Сегодня это наиболее распространенная функция делового планирования.
o Привлечение к реализации планов предприятия и осуществлению проектов потенциальных партнеров, которые могут вложить собственный капитал или предоставить технологию. В этом случае бизнес-план указывает на обоснованность задуманных проектов.
► Бизнес-план — это документ, в котором описаны основные аспекты будущего предприятия, проанализированы все риски, с которыми оно может столкнуться, определены способы решения проблем. Иными словами, бизнес-план отвечает на вопрос: «Стоит ли вообще вкладывать деньги в этот проект и принесет ли он доходы, которые окупят все затраты сил и средств?».
► Цель разработки бизнес-плана (бизнес проекта) — спланировать хозяйственную деятельность предприятия на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
|
|
► В условиях рыночной экономики предприятие в процессе делового планирования решает следующие вопросы:
o Какой вид продукции или какое новое дело выбрать, чтобы реализовать производственную стратегию предприятия и достичь желаемых показателей его работы.
o Каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары (услуги) и как он будет измеряться.
o Какова структура рынка и кто является основным потребителем нашей продукции.
o Какие ресурсы и в каком количестве потребуются для решения поставленных бизнес-планом задач.
o Сколько будут стоить необходимые ресурсы и где найти надежных поставщиков.
o Каковы будут издержки на организацию производства и сбыт продукции на рынках нашего предприятия.
o Какой может быть рыночная цена на нашу продукцию и каким образом на нее могут повлиять конкуренты.
o Каков тип конкуренции на рынке и кто является основным конкурентом нашего предприятия.
o Какими могут быть общие доходы и как их следует распределять между участниками бизнес проекта.
o Каковы должны быть показатели эффективности производства и как их можно повысить.
► На начальных этапах составления бизнес-плана достаточно дать приближенные ответы, основанные на укрупненных расчетах, выполненных экономистами-управленцами. В, дальнейшем специалисты должны провести более подробные или уточненные расчеты основных планово-экономических показателей.
► Как показывает зарубежный опыт, пренебрежение бизнес планом может очень дорого стоить предпринимателю. Практически все, с кем он имеет дело (поставщики, потребители, банки, конкуренты), имеют свои планы, и предприниматель обязан их учитывать, а следовательно, и планировать деятельность своего предприятия.
► Бизнес-план нужен также для того, чтобы все сотрудники имели четкое представление о главных целях и задачах предприятия и об основных требованиях, предъявляемых лично к ним. Кроме того, следует учитывать утвердившуюся в среде мировых банкиров точку зрения о том, что самая распространенная причина банкротств состоит вовсе не в нехватке денежных средств, а в неспособности предпринимателя правильно спланировать свою деятельность. К сожалению, многие руководители, пока бизнес идет успешно, склонны не задумываться о его перспективах. Когда же возникают трудности, которые вполне можно было предвидеть, исправить их бывает поздно.
► Вместе с тем планирование с помощью бизнес-плана сулит немало выгод:
o Побуждает руководителей изучать перспективы предприятия, четко определять свои цели и пути их достижения.
o Позволяет более четко координировать усилия, предпринимаемые для достижения поставленных целей.
o Определяет показатели деятельности предприятия, необходимые для дальнейшего контроля.
o Делает предприятие более подготовленным к возможным изменениям рыночной ситуации.
o Четко определяет обязанности и ответственность всех руководителей предприятия.
► В успешном завершении и эффективном использовании проекта заинтересованы все его участники. Они, таким образом, реализуют свои индивидуальные интересы. Каждый получает свое, а именно:
o Инвесторы — возврат вложенных капиталов и предусмотренные дивиденды.
o Заказчик проекта (владелец, клиент) — реализованный проект и доходы от его использования.
o Руководитель проекта и его команда — плату по контракту, дополнительное вознаграждение (в зависимости от результатов работы и полученной прибыли), а также укрепление профессиональной репутации.
o Потребители — необходимые им товары (услуги), плата за которые возмещает расходы на проект и образует прибыль, получаемую активными участниками проекта.
|
|
o Органы власти — налоги со всех участников, а также удовлетворение общественных, социальных и экологических нужд и требований на вверенной им территории.
► Мониторинг в ходе разработки и реализации бизнес проекта позволяет легче преодолеть помехи и препятствия, связанные с такими внешними и внутренними факторами, характерными для современной российской экономики, как:
o Нестабильность.
o Дефицит и ограниченность средств и ресурсов.
o Инфляция и возрастание стоимости проекта.
o Появление и усиление конкуренции.
o Социальные проблемы.
o Возрастающие требования к качеству работ.
► Если же эти изменения не учитываются при управлении бизнес проектами, это приводит к следующим негативным последствиям:
o Снижение доходов и прибылей участников.
o Превышение ранее установленных стоимости, продолжительности и сроков завершения проекта.
o Увеличение штрафов за невыполнение обязательств.
o Запаздывание с введением новых технологий.