Тема: Особенности бизнес плана

► Существуют следующие различия между бизнес-планом и дру­гими видами планов.

o Бизнес-план по сравнению с другими видами планов меньше детализирован. Главное в бизнес-плане — не процесс достижения конкретных показателей, а обоснованность делового проекта. Важ­но показать реалистичность проекта, для чего необходим учет всех наиболее значимых факторов, а не частных показателей деятельно­сти предприятия (согласованность работы его подразделений и пр.),

o Структура бизнес-плана зависит во многом от задач, для решения которых он предназначается, в то время как другие ви­ды планов разрабатываются по заранее принятой схеме. Сущест­вуют лишь общие правила, касающиеся выбора структуры биз­нес-плана, — она должна быть понятной и логичной с точки зрения предпринимательской стратегии и не должна быть гро­моздкой. Д. Хан также полагает, что бизнес-план не имеет жест­кой формы, но имеет общие правила, диктующие его структуру. Поэтому, с одной стороны, плановики могут представлять ин­формацию и взаимосвязи в соответствии с их трактовкой бизне­са, а с другой стороны, подчиненная единым правилам структу­ра облегчает взаимопонимание между партнерами и обеспечива­ет полное и систематизированное рассмотрение и обсуждение проблем. Таким образом, при наличии общих правил структура бизнес-плана в значительной степени зависит от предпринимательской стратегии и, следовательно, может с течением времени (или при частичном выполнении задач) меняться.

o Бизнес-план не имеет строго установленных временных па­раметров. Хотя, к примеру, Д. Хан полагает, что бизнес-план обычно относится к среднесрочному планированию.

o Бизнес-план может разрабатываться и на полгода, и на полтора года, и на какой-либо другой промежуток времени. Все зависит от тех задач, которые устанавливаются в процессе делового планиро­вания. В одном случае временные рамки могут обосновываться необходимостью окупить вложенные в дело средства или выйти на желаемый уровень рентабельности, в другом — сроком возврата кредитов, в третьем — преодолением конкуренции и т.д.

o Содержательной стороной бизнес-плана является предпри­нимательская стратегия, в то время как остальные планы пред­приятия представляют собой систему конкретных мероприятий, направленных на выполнение разработанной стратегии. Страте­гия предприятия — это неотделимая часть делового планирова­ния. Предприятие в своей стратегической линии выбирает ори­ентацию на один из следующих факторов: клиентура, товар, кон­куренция, технология, деловой имидж. В отдельных случаях в основу стратегии может быть положено приспособление к какой-либо конкретной ситуации. Также применяются смешанные (многофакторные) стратегии, они широко распространены на практике, но в деловом планировании применяются достаточно редко. Примером построения многофакторной стратегии может служить сочетание факторов цены, типа конкуренции и техноло­гического развития (цена — конкуренция — технология), исполь­зованное Т. Коно.

o В бизнес-плане наибольшее значение имеет аналитическая часть (анализ рынка, клиентуры или ситуации), в других планах предприятия — технико-экономические расчеты. Именно на осно­вании аналитической работы определяется структура бизнес-пла­на. Если предприятие ориентировано на клиентуру, то основным разделом бизнес-плана становится «Описание (анализ) клиенту­ры», включающее сегментацию клиентуры, определение своей ка­тегории клиентов, их характеристик и запросов. Если предприятие ориентировано на конкуренцию, тогда в основе бизнес-плана ле­жит раздел «Анализ конкуренции», предполагающий сегментацию конкуренции, выделение основных конкурентов и т.д. Однако, чтобы выбрать конкретную предпринимательскую стратегию и разработать структуру бизнес-плана, в аналитической части необходимо определить ключевые факторы успеха предпри­ятия, т.е. ответить на вопрос, что предопределяет успех (или неуда­чу) данного бизнеса.

o Бизнес-план разрабатывается, как правило, по решению выс­шего руководства предприятия. Другие планы в большей степени составляют компетенцию планирующих органов предприятия (планового отдела).

► В небольших фирмах бизнес-планы нередко составляются при непосредственном участии руководителей предприятия. Разработ­ка бизнес-плана может сопровождаться проведением производст­венных совещаний под председательством руководителя предпри­ятия и с участием руководителей функциональных и структурных подразделений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: