► Существуют следующие различия между бизнес-планом и другими видами планов.
o Бизнес-план по сравнению с другими видами планов меньше детализирован. Главное в бизнес-плане — не процесс достижения конкретных показателей, а обоснованность делового проекта. Важно показать реалистичность проекта, для чего необходим учет всех наиболее значимых факторов, а не частных показателей деятельности предприятия (согласованность работы его подразделений и пр.),
o Структура бизнес-плана зависит во многом от задач, для решения которых он предназначается, в то время как другие виды планов разрабатываются по заранее принятой схеме. Существуют лишь общие правила, касающиеся выбора структуры бизнес-плана, — она должна быть понятной и логичной с точки зрения предпринимательской стратегии и не должна быть громоздкой. Д. Хан также полагает, что бизнес-план не имеет жесткой формы, но имеет общие правила, диктующие его структуру. Поэтому, с одной стороны, плановики могут представлять информацию и взаимосвязи в соответствии с их трактовкой бизнеса, а с другой стороны, подчиненная единым правилам структура облегчает взаимопонимание между партнерами и обеспечивает полное и систематизированное рассмотрение и обсуждение проблем. Таким образом, при наличии общих правил структура бизнес-плана в значительной степени зависит от предпринимательской стратегии и, следовательно, может с течением времени (или при частичном выполнении задач) меняться.
|
|
o Бизнес-план не имеет строго установленных временных параметров. Хотя, к примеру, Д. Хан полагает, что бизнес-план обычно относится к среднесрочному планированию.
o Бизнес-план может разрабатываться и на полгода, и на полтора года, и на какой-либо другой промежуток времени. Все зависит от тех задач, которые устанавливаются в процессе делового планирования. В одном случае временные рамки могут обосновываться необходимостью окупить вложенные в дело средства или выйти на желаемый уровень рентабельности, в другом — сроком возврата кредитов, в третьем — преодолением конкуренции и т.д.
o Содержательной стороной бизнес-плана является предпринимательская стратегия, в то время как остальные планы предприятия представляют собой систему конкретных мероприятий, направленных на выполнение разработанной стратегии. Стратегия предприятия — это неотделимая часть делового планирования. Предприятие в своей стратегической линии выбирает ориентацию на один из следующих факторов: клиентура, товар, конкуренция, технология, деловой имидж. В отдельных случаях в основу стратегии может быть положено приспособление к какой-либо конкретной ситуации. Также применяются смешанные (многофакторные) стратегии, они широко распространены на практике, но в деловом планировании применяются достаточно редко. Примером построения многофакторной стратегии может служить сочетание факторов цены, типа конкуренции и технологического развития (цена — конкуренция — технология), использованное Т. Коно.
|
|
o В бизнес-плане наибольшее значение имеет аналитическая часть (анализ рынка, клиентуры или ситуации), в других планах предприятия — технико-экономические расчеты. Именно на основании аналитической работы определяется структура бизнес-плана. Если предприятие ориентировано на клиентуру, то основным разделом бизнес-плана становится «Описание (анализ) клиентуры», включающее сегментацию клиентуры, определение своей категории клиентов, их характеристик и запросов. Если предприятие ориентировано на конкуренцию, тогда в основе бизнес-плана лежит раздел «Анализ конкуренции», предполагающий сегментацию конкуренции, выделение основных конкурентов и т.д. Однако, чтобы выбрать конкретную предпринимательскую стратегию и разработать структуру бизнес-плана, в аналитической части необходимо определить ключевые факторы успеха предприятия, т.е. ответить на вопрос, что предопределяет успех (или неудачу) данного бизнеса.
o Бизнес-план разрабатывается, как правило, по решению высшего руководства предприятия. Другие планы в большей степени составляют компетенцию планирующих органов предприятия (планового отдела).
► В небольших фирмах бизнес-планы нередко составляются при непосредственном участии руководителей предприятия. Разработка бизнес-плана может сопровождаться проведением производственных совещаний под председательством руководителя предприятия и с участием руководителей функциональных и структурных подразделений.