► На сей счет не существует единого мнения. Зачастую из литературы, посвященной этому вопросу, можно сделать самые различные выводы. Иногда даже предлагается одновременно составлять два вида одного бизнес-плана:
o Официальный, объемом до 50 страниц, содержащий три типа расчетов: оптимистический, пессимистический и оптимальный.
o Повседневный рабочий, куда больший по объему документ, в котором сосредотачивается оперативный информационный материал.
► Существование различных мнений об объеме бизнес-плана вполне закономерно, поскольку в деловом планировании нет изначально заданного единого стандарта.
► Объем бизнес-плана зависит от многих факторов — цели делового планирования, размеров бизнеса, структуры предприятия, сложности избранной предпринимательской стратегии и пр. Если это план внутрифирменного развития, то объем его изначально строго не регламентируется.
► Бизнес-план, подготовленный для получения небольших или средних инвестиций, обычно состоит из 20—25 листов, а бизнес-план, цель которого — привлечь крупный инвестиционный капитал, вместе с приложениями может достигать объема в 50 листов.
|
|
► Объем не должен быть слишком маленьким, иначе создается впечатление, что проект недостаточно проработан. Однако объем и не должен быть слишком большим, так как теряется основной смысл проекта — ответ на вопрос, что должно обеспечить успех предприятию. При большом объеме бизнес-план страдает излишней описательностью, включает множество ненужных подробностей, отчего трудно понять, в чем состоит конкретная стратегия бизнеса предприятия, какова основная идея делового проекта.
► Содержательной стороной бизнес-плана является предпринимательская стратегия, которую исповедует предприятие. Объем бизнес-плана должен быть таким, чтобы оставалась понятной его идея — разработанная предпринимательская стратегия. Поэтому объем бизнес-плана зависит от выбранной предпринимательской стратегии. Если используется однофакторная стратегия — объем меньше, если предприятие исповедует смешанную (многофакторную) стратегию — объем больше.
► Особо следует сказать о стиле написания бизнес-плана. Он не должен быть слишком лаконичным («рубленым»). Бизнес-план должен быть написан просто и понятно, так как излишнее увлечение узкоспециальными терминами не позволяет инвесторам (или партнерам) уловить смысл бизнес-плана. Однако он не должен отличаться «литературностью» изложения. Бизнес-план — профессиональный документ, и он должен быть составлен в соответствующем стиле: простота в форме изложения, научность в содержании.