Тема: Структура бизнес плана

► Структура бизнес-плана разрабатывается применительно к каж­дому отдельному проекту. Состав разделов может изменяться в за­висимости от стоящих задач, проблемной ситуации, размеров биз­неса и особенностей рынка. С помощью структуры описывается модель поведения предприятия в той или иной ситуации.

► Однако существует несколько правил, касающихся разработки структуры бизнес-плана. Число разделов не должно быть слишком большим, иначе трудно понять основную идею проекта. Не­большое же число разделов создает впечатление недостаточной проработанности (осмысленности) проекта. Обычно для описа­ния предпринимательской стратегии число разделов составляет 10—12.

8. Вопрос: Бизнес-план может разрабатываться по следующей форме:

► Титульный раздел. Содержит наименование документа, назва­ние проекта, профиль предприятия (или ситуацию, для которой разрабатывается бизнес-план), ссылку на секретность, фамилии разработчиков, реквизиты предприятия и указание на время, и место разработки бизнес-плана.

► Резюме. Этот документ — краткое изложение дела (предпри­нимательского проекта) и, может быть, наиболее важная часть плана. Она должна обеспечить точность изложения и вызвать ин­терес к просмотру всего плана. В резюме указываются:

o Суть и эффективность проекта.

o Общие сведения о фирме.

o Команда управления.

o План действий.

o Источники финансирования.

o План и гарантии возврата инвестиций.

► Описание предприятия и отрасли. Описывается текущее со­стояние, организационная структура, учредители, персонал, достижения предприятия, место на рынке, основные клиенты и парт­неры.

► Клиентура. Определяется, для какой клиентуры предпри­ятие выпускает свою продукцию. Устанавливаются критерии сег­ментации и потребительские сегменты предприятия. Дается де­тальное описание клиентуры (предпочтения, особенности психо­логии и поведения, требования к продукции, оценка ее качества, степень удовлетворенности и пр.) и условий приобретения про­дукции предприятия, а также возможная оценка этой продукции и пр.

► Описание продукции (услуг). Задаются параметры товарной политики предприятия. При большом ассортименте продукция разбивается на товарные группы (линии). Определяется принцип товарной сегментации и оптимальное число товарных групп; меж­ду ними устанавливаются взаимосвязи. Раздел включает в себя следующую информацию о продукции:

o Наименование.

o Назначение и область применения, перспективность выпуска.

o Возможность экспорта или импортозамещения.

o Основные характеристики.

o Конкурентоспособность.

o Патентоспособность и авторские права.

o Необходимость лицензирования.

o Степень готовности.

o Наличие сертификации.

o Безопасность и экологичность.

o Условия поставки и упаковка.

o Гарантии и сервис.

o Правила эксплуатации.

o Способы утилизации.

o Особенности налогообложения.

► План маркетинга. Составляется план выхода продукции на рынок. Задаются основные параметры в области ценовой полити­ки, товародвижения (звенность) и продвижения продукции:

o Требования к потребительским свойствам.

o Конкуренция.

o Рынок сбыта.

o Цена продукции.

o Каналы сбыта.

o Стратегия продвижения на рынок.

o Ценовая политика.

► Большинство разделов плана маркетинга (конкуренция, цено­вая политика, распределение и продвижение продукции) могут быть также самостоятельными разделами бизнес-плана. Предло­женная структура бизнес-плана характерна для предприятий с потребительской ориентацией.

► Производственный план. Устанавливаются параметры произ­водственной политики предприятия, определяются его производственные возможности (производственные мощности), технологи­ческое обеспечение и последствия производственной деятельно­сти. В производственном плане указаны:

o Месторасположение и инфраструктура предприятия.

o Технология, качество, сертификация производства.

o Циклограмма производства и реализации продукции.

o Производственные площади и помещения.

o Оборудование, оснастка и инструмент.

o Комплектующие и материалы.

o Транспорт и связь, энергетическое и инженерное обеспечение.

o Экологичность и безопасность производства.

► Организационный план. Составляется план организационных мероприятий — привлечение партнеров, наем персонала, установление управленческой структуры, порядок реализации проек­та. В организационном плане приводится следующая информа­ция:

o Команда управления и ведущие специалисты.

o Кадровое обеспечение.

o Правовое обеспечение.

o Партнеры по реализации проекта.

o Государственная поддержка и льготы.

o Организационная структура реализации проекта;.

o График реализации проекта.

o Характеристика активов.

► Финансовый план. Это важнейшая часть бизнес-плана, так как здесь задаются основные финансовые параметры деятельности предприятия:

o Нормативы для финансово-экономических расчетов (плате­жи, налоги, инфляция, издержки).

o Расходы на персонал.

o Прямые расходы на производство.

o Постоянные расходы на производство.

o Поток наличности.

o В этом разделе бизнес-плана составляются:

o Калькуляция себестоимости продукции.

o Смета затрат на проект.

o Отчет о прибылях и убытках.

o Прогнозный баланс. Кроме того, указываются источники финансирования и выплат.

► Направленность и эффективность. Чем больше направлений получения эффекта от реализации выявит предприниматель, тем больше у проекта будет потенциальных инвесторов.

► В данном разделе должны быть указаны:

o Направленность проекта (экспорт, импортозамещение, созда­ние новых рабочих мест, энергосбережение, экология и т.д.).

o Значимость (масштабность) проекта.

o Показатели эффективности реализации проекта (срок окупае­мости, прибыльность, рентабельность).

► Риски и гарантии. Необходимо сразу выявить все сложно­сти, которые могут возникнуть при реализации проекта. Чтобы избежать негативных последствий от излишних рисков, предусмат­риваются альтернативные стратегии предприятия и другие меры, направленные на снижение рисков (например, страхование). В данном разделе должно быть перечислено следующее:

o Риски предприятия и меры предупреждения.

o Форс-мажорные обстоятельства.

o Гарантии инвесторам и партнерам.

► Приложения. В приложения выносятся документы и расче­ты, имеющие вспомогательное значение. При такой структуре это могут быть: план расположения предприятия, его дизайн, проекты контрактных соглашений, результаты анкетирования по­тенциальной клиентуры, технические характеристики оборудова­ния и пр.

► В деловом планировании не существует какой-либо заданной структуры бизнес-плана. На выбор структуры влияют различные факторы: профиль предприятия, задачи, стоящие перед бизнес планированием, особенности предпринимательской стратегии предприятия, особенности внешней рыночной среды и пр.

► Выше предложенная структура предназначена для предпри­ятий, имеющих потребительскую ориентацию. В этом слу­чае центральным разделом бизнес-плана является раздел «Клиен­тура» (анализ потребителя продукции). Эти предприятия использу­ют стратегию массового маркетинга или сегментирования рынка по фактору клиентуры. Главное в таком бизнес-плане — опреде­лить тип клиента, его запросы. На этой основе выстраивается вся дальнейшая политика предприятия (продуктовая, производствен­ная, организационная, финансовая).

► Если предположить товарную ориентацию предприятия (стратегия сегментации по продукции), то центральным разделом бизнес-плана будет не «Клиентура», а «Товарная политика пред­приятия» (планирование ассортимента). Что до анализа клиенту­ры, то она может быть рассмотрена в следующем разделе бизнес-плана или же в разделе «План маркетинга». Товарная ориентация предприятия может быть двух видов:

o Выпуск некоего универсального товара (что отметает сегмен­тацию по клиентуре).

o Выпуск специфического товара, которого нет у наших важнейших клиентов (эта стратегия тесно связана с проблемой конкуренции, которая рассматривается в самостоятельном разделе бизнес-плана).

► Если предприятие исповедует стратегию конкуренции, то центральным разделом бизнес-плана будет «Анализ конкуренции» (диагностика конкуренции). Здесь также возможны два варианта в зависимости от вида конкуренции:

o Горизонтальная конкуренция (производство аналогичной продукции). Структура бизнес-плана будет строиться исходя из сильных и слабых (на фоне ближайших конкурентов) сто­рон бизнеса предприятия. Если мы имеем ценовую конку­ренцию, то последующим разделом бизнес-плана будет «Це­новая политика». Если конкуренцию определяют финансо­вые возможности предприятия, то — «Финансовый план», если ассортимент — «Планирование ассортимента» и т.д.

o Вертикальная конкуренция (со стороны производителей ком­плектующих, поставщиков, сбытовиков и др.). После общего анализа конкуренции необходимо разработать систему рас­пределения и продвижения продукции предприятия. Клиен­тура при этом будет иметь номинальное значение, и едва ли будет рассматриваться в самостоятельном разделе бизнес-плана. Скромное (обслуживающее) значение приобретает то­варная политика предприятия. Зато на первый план выходят техника сбыта (поставок), распределительная сеть, контракт­ные соглашения, система льгот для контрагентов, ответствен­ность за продукцию и т.п.

► Соответственно, при технологической ориентации пред­приятия наибольшее значение в бизнес-плане имеет технологиче­ский (производственный) план предприятия, а также вопросы об­служивания оборудования, патентования продукции, защиты ком­мерческой тайны и пр. «Поддерживающими» разделами бизнес-плана могут быть «Товарная политика» (если результатом техноло­гических усовершенствований является качественный продукт) или «Ценовая политика» (когда в результате применения техноло­гии продукция становится дешевле).

► Также предприятие в своей стратегии может быть ориентирова­но на создание особого имиджа. В этом случае в бизнес-плане рассматривается следующее: развитие дизайна; психологическое. восприятие продукции со стороны клиентов, принципы работы персонала и др.

► Бизнес план составляется поэтапно, сначала производятся укрупненные расчеты менеджерами-экономистами, а потом, если потребуется проект, проводится подробный расчет планово-экономических показателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: