► Структура бизнес-плана разрабатывается применительно к каждому отдельному проекту. Состав разделов может изменяться в зависимости от стоящих задач, проблемной ситуации, размеров бизнеса и особенностей рынка. С помощью структуры описывается модель поведения предприятия в той или иной ситуации.
► Однако существует несколько правил, касающихся разработки структуры бизнес-плана. Число разделов не должно быть слишком большим, иначе трудно понять основную идею проекта. Небольшое же число разделов создает впечатление недостаточной проработанности (осмысленности) проекта. Обычно для описания предпринимательской стратегии число разделов составляет 10—12.
8. Вопрос: Бизнес-план может разрабатываться по следующей форме:
► Титульный раздел. Содержит наименование документа, название проекта, профиль предприятия (или ситуацию, для которой разрабатывается бизнес-план), ссылку на секретность, фамилии разработчиков, реквизиты предприятия и указание на время, и место разработки бизнес-плана.
► Резюме. Этот документ — краткое изложение дела (предпринимательского проекта) и, может быть, наиболее важная часть плана. Она должна обеспечить точность изложения и вызвать интерес к просмотру всего плана. В резюме указываются:
o Суть и эффективность проекта.
o Общие сведения о фирме.
o Команда управления.
o План действий.
o Источники финансирования.
o План и гарантии возврата инвестиций.
► Описание предприятия и отрасли. Описывается текущее состояние, организационная структура, учредители, персонал, достижения предприятия, место на рынке, основные клиенты и партнеры.
► Клиентура. Определяется, для какой клиентуры предприятие выпускает свою продукцию. Устанавливаются критерии сегментации и потребительские сегменты предприятия. Дается детальное описание клиентуры (предпочтения, особенности психологии и поведения, требования к продукции, оценка ее качества, степень удовлетворенности и пр.) и условий приобретения продукции предприятия, а также возможная оценка этой продукции и пр.
► Описание продукции (услуг). Задаются параметры товарной политики предприятия. При большом ассортименте продукция разбивается на товарные группы (линии). Определяется принцип товарной сегментации и оптимальное число товарных групп; между ними устанавливаются взаимосвязи. Раздел включает в себя следующую информацию о продукции:
o Наименование.
o Назначение и область применения, перспективность выпуска.
o Возможность экспорта или импортозамещения.
o Основные характеристики.
o Конкурентоспособность.
o Патентоспособность и авторские права.
o Необходимость лицензирования.
o Степень готовности.
o Наличие сертификации.
o Безопасность и экологичность.
o Условия поставки и упаковка.
o Гарантии и сервис.
o Правила эксплуатации.
o Способы утилизации.
o Особенности налогообложения.
► План маркетинга. Составляется план выхода продукции на рынок. Задаются основные параметры в области ценовой политики, товародвижения (звенность) и продвижения продукции:
o Требования к потребительским свойствам.
o Конкуренция.
o Рынок сбыта.
o Цена продукции.
o Каналы сбыта.
o Стратегия продвижения на рынок.
o Ценовая политика.
► Большинство разделов плана маркетинга (конкуренция, ценовая политика, распределение и продвижение продукции) могут быть также самостоятельными разделами бизнес-плана. Предложенная структура бизнес-плана характерна для предприятий с потребительской ориентацией.
► Производственный план. Устанавливаются параметры производственной политики предприятия, определяются его производственные возможности (производственные мощности), технологическое обеспечение и последствия производственной деятельности. В производственном плане указаны:
o Месторасположение и инфраструктура предприятия.
o Технология, качество, сертификация производства.
o Циклограмма производства и реализации продукции.
o Производственные площади и помещения.
o Оборудование, оснастка и инструмент.
o Комплектующие и материалы.
o Транспорт и связь, энергетическое и инженерное обеспечение.
o Экологичность и безопасность производства.
► Организационный план. Составляется план организационных мероприятий — привлечение партнеров, наем персонала, установление управленческой структуры, порядок реализации проекта. В организационном плане приводится следующая информация:
o Команда управления и ведущие специалисты.
o Кадровое обеспечение.
o Правовое обеспечение.
o Партнеры по реализации проекта.
o Государственная поддержка и льготы.
o Организационная структура реализации проекта;.
o График реализации проекта.
o Характеристика активов.
► Финансовый план. Это важнейшая часть бизнес-плана, так как здесь задаются основные финансовые параметры деятельности предприятия:
o Нормативы для финансово-экономических расчетов (платежи, налоги, инфляция, издержки).
o Расходы на персонал.
o Прямые расходы на производство.
o Постоянные расходы на производство.
o Поток наличности.
o В этом разделе бизнес-плана составляются:
o Калькуляция себестоимости продукции.
o Смета затрат на проект.
o Отчет о прибылях и убытках.
o Прогнозный баланс. Кроме того, указываются источники финансирования и выплат.
► Направленность и эффективность. Чем больше направлений получения эффекта от реализации выявит предприниматель, тем больше у проекта будет потенциальных инвесторов.
► В данном разделе должны быть указаны:
o Направленность проекта (экспорт, импортозамещение, создание новых рабочих мест, энергосбережение, экология и т.д.).
o Значимость (масштабность) проекта.
o Показатели эффективности реализации проекта (срок окупаемости, прибыльность, рентабельность).
► Риски и гарантии. Необходимо сразу выявить все сложности, которые могут возникнуть при реализации проекта. Чтобы избежать негативных последствий от излишних рисков, предусматриваются альтернативные стратегии предприятия и другие меры, направленные на снижение рисков (например, страхование). В данном разделе должно быть перечислено следующее:
o Риски предприятия и меры предупреждения.
o Форс-мажорные обстоятельства.
o Гарантии инвесторам и партнерам.
► Приложения. В приложения выносятся документы и расчеты, имеющие вспомогательное значение. При такой структуре это могут быть: план расположения предприятия, его дизайн, проекты контрактных соглашений, результаты анкетирования потенциальной клиентуры, технические характеристики оборудования и пр.
► В деловом планировании не существует какой-либо заданной структуры бизнес-плана. На выбор структуры влияют различные факторы: профиль предприятия, задачи, стоящие перед бизнес планированием, особенности предпринимательской стратегии предприятия, особенности внешней рыночной среды и пр.
► Выше предложенная структура предназначена для предприятий, имеющих потребительскую ориентацию. В этом случае центральным разделом бизнес-плана является раздел «Клиентура» (анализ потребителя продукции). Эти предприятия используют стратегию массового маркетинга или сегментирования рынка по фактору клиентуры. Главное в таком бизнес-плане — определить тип клиента, его запросы. На этой основе выстраивается вся дальнейшая политика предприятия (продуктовая, производственная, организационная, финансовая).
► Если предположить товарную ориентацию предприятия (стратегия сегментации по продукции), то центральным разделом бизнес-плана будет не «Клиентура», а «Товарная политика предприятия» (планирование ассортимента). Что до анализа клиентуры, то она может быть рассмотрена в следующем разделе бизнес-плана или же в разделе «План маркетинга». Товарная ориентация предприятия может быть двух видов:
o Выпуск некоего универсального товара (что отметает сегментацию по клиентуре).
o Выпуск специфического товара, которого нет у наших важнейших клиентов (эта стратегия тесно связана с проблемой конкуренции, которая рассматривается в самостоятельном разделе бизнес-плана).
► Если предприятие исповедует стратегию конкуренции, то центральным разделом бизнес-плана будет «Анализ конкуренции» (диагностика конкуренции). Здесь также возможны два варианта в зависимости от вида конкуренции:
o Горизонтальная конкуренция (производство аналогичной продукции). Структура бизнес-плана будет строиться исходя из сильных и слабых (на фоне ближайших конкурентов) сторон бизнеса предприятия. Если мы имеем ценовую конкуренцию, то последующим разделом бизнес-плана будет «Ценовая политика». Если конкуренцию определяют финансовые возможности предприятия, то — «Финансовый план», если ассортимент — «Планирование ассортимента» и т.д.
o Вертикальная конкуренция (со стороны производителей комплектующих, поставщиков, сбытовиков и др.). После общего анализа конкуренции необходимо разработать систему распределения и продвижения продукции предприятия. Клиентура при этом будет иметь номинальное значение, и едва ли будет рассматриваться в самостоятельном разделе бизнес-плана. Скромное (обслуживающее) значение приобретает товарная политика предприятия. Зато на первый план выходят техника сбыта (поставок), распределительная сеть, контрактные соглашения, система льгот для контрагентов, ответственность за продукцию и т.п.
► Соответственно, при технологической ориентации предприятия наибольшее значение в бизнес-плане имеет технологический (производственный) план предприятия, а также вопросы обслуживания оборудования, патентования продукции, защиты коммерческой тайны и пр. «Поддерживающими» разделами бизнес-плана могут быть «Товарная политика» (если результатом технологических усовершенствований является качественный продукт) или «Ценовая политика» (когда в результате применения технологии продукция становится дешевле).
► Также предприятие в своей стратегии может быть ориентировано на создание особого имиджа. В этом случае в бизнес-плане рассматривается следующее: развитие дизайна; психологическое. восприятие продукции со стороны клиентов, принципы работы персонала и др.
► Бизнес план составляется поэтапно, сначала производятся укрупненные расчеты менеджерами-экономистами, а потом, если потребуется проект, проводится подробный расчет планово-экономических показателей.