На что надеяться?

Рост рынков market research (с учетом инфляции)
Мир 2,8%
Европа 1%
Северная Америка 3,1%
АТР 3,5%
Латинская Америка 13,9%
Ближний Восток и Африка 4,3%
Источник: ESOMAR

Все это приводит ресерчеров к поискам новых точек роста. Они в один голос утверждают, что основу портфеля их заказов составляет сегодня именно коммерческий, а не государственный сектор, и видят в этом определяющий тренд на перспективу. "Основу портфеля заказов у нас составляет коммерческий сектор. Это заказы, связанные с сегментацией, позиционированием, брендингом, удовлетворенностью, лояльностью и ценовыми исследованиями", - рассказывает "Ко" Александр Демидов. "По количеству проектов частные и государственные соотносятся у нас как 2:1, по объему средств - как 1:1, - говорит Валерий Федоров. - Участвуем в гостендерах активно, одни выигрываем, другие проигрываем".
К тенденциям ближайшего будущего Валерий Федоров относит "рост спроса со стороны отечественных заказчиков, вызванный усилением конкуренции за потребителя". Под этот спрос, уверен Федоров, нужно предложить адекватные цены, приемлемое качество и интересный дизайн исследования. Будут играть свою роль также бренд и происхождение исследовательской компании (российская она или иностранная). Драйверами роста при этом Валерий Федоров, прогнозирующий удвоение ВВП отрасли в ближайшие 5 лет, считает "ориентацию на работу на рынке, а не на госзаказ, выращивание собственных сотрудников-профессионалов, а не скупку "имен" на рынке и работу с российскими компаниями, желающими стать глобальными". В принципе, надежды на рост возлагает и Александр Демидов: "Рынок market research в России, безусловно, будет расти. Будущее - за новыми цифровыми технологиями сбора и обработки данных. Коммерческий research при этом, конечно, будет преобладать". "Русский бизнес постепенно переходит от "менеджерских решений" к выбору потребителя. Процесс идет уже давно, кризис 2008 г. его немного затормозил, но сейчас рост продолжается. Рынок растет и будет расти", - уверена Нелли Мамян.

Впрочем, есть и другая точка зрения: "Рынок маркетинговых исследований вряд ли будет расти в ближайший год, - рассуждает Александр Новиков. - Прежде всего из-за общего замедления роста рынка исследований: бурные темпы закончились в 2007 г. Во-вторых, текущая нестабильность рынков вызывает общую неопределенность у заказчиков маркетинговых исследований, что может привести либо к "замораживанию" исследовательских бюджетов, либо даже к их сокращению".

Зато достаточно единодушно как о тренде говорят российские ресерчеры о том, что исследовательские компании будут все больше включать в комплекс предлагаемых услуг не только все возможности research, но и консалтинг и другие продукты в рамках общего стремления к повышению клиентоориентированности. Так считает, например, Константин Анпилов. Он же полагает, что отечественные ресерчеры, так или иначе, должны искать новые возможности для своего бизнеса на рынках СНГ и даже дальнего зарубежья. А Александр Новиков приходит к заключению о том, что "будет происходить укрепление небольшого числа крупных глобальных компаний за счет расширения комплекса предлагаемых ими исследовательских решений, и возможно, что in-house консалтинг войдет в их число. Что касается узкоспециализированных компаний, то они станут развиваться, но объем работ, проводимых ими, будет небольшим. Фактически они будут специализироваться на решении тех исследовательских задач, которые по тем или иным причинам невыгодно решать крупным игрокам рынка. А объем рынка, покрываемый такого рода исследованиями, не может быть большим", - приходит к заключению Александр Новиков. "Крупнейшие компании станут расширять спектр услуг, вплоть до консалтинга. В то же время сохранятся узкоспециализированные нишевые фирмы", - резюмирует Александр Демидов.

Нетрудно видеть, что игроки отрасли связывают рост исследовательского сегмента с ситуацией в экономике и бизнесе в целом и с новыми продуктами и решениями в частности. Однако в прошлом эта формула динамичного и поступательного развития сегменту не принесла. Говоря словами Андрея Милехина, сегмент "не выстрелил" бурным ростом, как, скажем, рынок рекламы, и с причинами этого надо разбираться. "Тут во многом все зависит от политики, от игроков, - рассуждает Андрей Милехин. - В период формирования рынка работает обратный закон, когда предложения должны спровоцировать спрос. Мы должны более активно предлагать новые технологии, разъяснять, что дают исследования, формировать профессиональное сообщество, проникать в сферу образования, внедрять новые технологии".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: