Несовершеннолетних

СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ

Превращение человеческого индивида (как представите­ля homo sapiens) в личность происходит в процессе социа­лизации.

Социализация, т. е. процесс вхождения ребенка в соци­альную среду, включает в себя усвоение языка, норм пове­дения, нравственных ценностей, всего того, что составляет культуру общества. Процесс вхождения ребенка в социальную среду под руководством взрослого человека называется вос­питанием.

Воспитание представляет собой комплекс воздействий, обеспечивающих социализацию индивида. Основной зада­чей взрослого является передача ребенку тех моральных цен­ностей и норм поведения, которые соответствуют требова­ниям общества. Если же ребенок не усваивает положительный социальный опыт, не может адаптироваться к образцам пове­дения и требованиям воспитателя (который в данной ситуации олицетворяет для ребенка социум в целом), то процесс социа­лизации нарушается, а поведение ребенка становится соци­ально дезадаптированным.

В практике воспитания существует множество терминов, обозначающих социально дезадаптированных детей: недис­циплинированные, трудные, педагогически запущенные, трудновоспитуемые, дети с отклоняющимся поведением, дети, склонные к правонарушениям, социально запущен­ные дети и т. д. Чаще всего эти термины употребляются как. синонимы; некоторые авторы распределяют их по степени нарастания социальной дезадаптации. Например, сначала недисциплинированность, потом это переходит в трудно-воспитуемость, потом в педагогическую, социальную запу­щенность и т. д.

Нам представляется, что термин «трудновоспитуемостъ» является наиболее удачным, поскольку семантика этого слова отражает суть процесса социальной дезадаптации формиру­ющейся личности, включая в себя три элемента: воспита­тель, ребенок и их взаимодействие. Трудновоспитуемость проявляется в сопротивляемости ребенка педагогическим воздействиям взрослого, она является следствием недоста­точного усвоения ребенком положительного социального опыта. В то же время, отмечая Трудновоспитуемость учени­ка, мы не вправе делать вывод относительно наличия от­клонений в его нравственном развитии, поскольку сопро­тивляемость педагогическим воздействиям может порождать­ся другими элементами данного явления: самим воспитателем либо характером взаимодействия воспитателя и воспитуе-мого. Еще меньше оснований мы имеем для того, чтобы судить об отклонениях в развитии личности или развитии психики трудновоспитуемого ученика. Более того, наши исследования показывают, что далеко не все дети, сопро­тивляющиеся педагогическим воздействиям и нарушающие нормы поведения (т. е. по всем признакам социально дез­адаптированные), являются трудновоспитуемыми. И, нако­нец, степень трудновоспитуемое™ ученика далеко не все­гда определяется частотой отрицательных проявлений, их демонстративностью и яркостью.

Насколько связано социально дезадаптированное пове­дение (и его основное проявление — Трудновоспитуемость) несовершеннолетних с отклонениями в психическом и лич­ностном развитии? Как уже отмечалось, связь эта весьма своеобразна. В одних случаях патопсихологическая симпто­матика связана с социальной дезадаптацией, в других — поведение подростков, относящихся по своему развитию к психической норме, настолько социально дезадаптировано, что вызывает серьезную тревогу у окружающих. Таким обра­зом, отдавая себе отчет в том, что описываемое явление лишь в какой-то мере пересекается с предметом патопсихо­логии, мы сочли необходимым включить такой материал в это учебное пособие. Это обусловлено, с одной стороны, сложностью работы с несовершеннолетними, которым свой­ственно социально дезадаптированное поведение; с другой — школьный психолог обязательно сталкивается с необходи-

мостью работать с этим контингентом учащихся и часто именно ему предстоит осуществлять первичную диагнос­тику и дифференциацию, выяснять причины нарушения процесса социализации и, по возможности, решать воп­рос о том, как устранить их либо последствия этих нару­шений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: