Повышающих способность

ВАРИАНТЫ ТРЕНИНГОВ,

ЗАДАЧИ

Контрольные вопросы

Отвечая на вопросы следствия или суда, психолог должен всегда помнить, что если нарушение познавательных или мо-тивационных функций обследуемого достигает уровня психи­ческого заболевания (олигофрении, психопатии и т. д.), то ре­шение экспертного вопроса входит в компетенцию комплекс­ной судебно-психиатрической экспертизы.

Дела, через следователя или суд. В законе оговорено право эксперта ходатайствовать о предоставлении необходимых ему дополнительных материалов (показаний родителей, учителей и т. д.), но эксперт не имеет право самостоятельно опраши­вать кого-либо, кроме своего испытуемого, направленного на экспертизу. В ходе судебного заседания эксперт имеет право задавать уточняющие вопросы, выяснять те или иные обстоя­тельства.

Рассмотрим (коротко и схематично) суть вопросов, ко­торые могут быть поставлены перед психологом.

Определение психологического возраста. Закон устанавли­вает лишь одно понятие возраста — паспортный, т. е. число прожитых лет. Вместе с тем предусмотрены обстоятельства, когда ход психического развития несовершеннолетних су­щественно отличается от возрастных закономерностей. Под «психологическим возрастом» понимают качественно опре­деленный возрастной период развития человека как инди­вида и личности: младенчество, раннее детство, дошколь­ный и младший школьный возраст, младший подростко­вый и старший подростковый возраст. Определение возрастного периода, которому соответствует психическое развитие испытуемого, не является самоцелью, а способ­ствует ответу на вопрос о том, мог ли, например, подрос­ток в ситуации инкриминируемого ему преступления в пол­ной мере понимать и осознавать смысл и значение своих действий. В этом случае основным направлением психологи­ческого исследования является определение способности испытуемого к прогнозу, планированию и контролю вы­полняемых им действий и поступков. В основном, вопрос о несоответствии паспортному возрасту решается в отноше­нии испытуемых с инфантилизмом. Игровой характер, си-туативность мотивов не позволяют такому подростку создать систему внутренних ориентиров оценки, критериев регуля­ции поведения.

Если же у подростка определяется диагноз — олигофре­ния, то вопрос о его вменяемости входит в компетенцию врача-психиатра. Следует помнить, что развитие подростка-дебила не соответствует уровню развитию ребенка более младшего возраста, поскольку подчинено своим закономер­ностям, т. е. нельзя приравнивать 13-летнего дебила, напри-

мер, к 8—9-летнему нормальному ребенку (основываясь на том, что дебил отстает в умственном развитии).

Личностные особенности подростка могут существенно влиять на его способность понимать смысл своих действий и руководить ими. Так, у подростков с органическими пора­жениями ЦНС способность к осмыслению ситуации частич­но сохранена, но расторможенность влечений (сексуальных, агрессивных), проявления которых имеют импульсивный характер и не контролируются сознанием, практически ли­шает таких несовершеннолетних возможности руководить своими действиями.

Многие виды психопатий существенно влияют на моти­вацию подростка, его поведение в криминальной ситуации. Например, при истероидной и неустойчивой психопатии большую значимость для подростка приобретает мнение группы. При этом высокая внушаемость несовершеннолет­него может спровоцировать его участие в групповых право­нарушениях. Возбудимая психопатия может выступать де-терминантой совершения хулиганских действий, нанесения телесных повреждений обидчику, однако не бывает причи­ной совершения таких преступлений, как, например, квар­тирная кража. При шизоидной психопатии преступные дей­ствия часто совершаются в одиночку, их мотивация может быть непонятна окружающим.

Вопросы о повышенной внушаемости и склонности к фантазированию обычно ставят перед экспертом-психоло­гом в отношении свидетелей. Такие вопросы могут возни­кать и при подозрении обвиняемых в самооговоре. В этих случаях, помимо обычного патопсихологического обследо­вания, необходимо проводить пробы на внушаемость (см. Приложение), обязательно также применение проективных тестов (ТАТ, неоконченные ситуации), ассоциативных ме­тодов.

Психологическая экспертиза потерпевших от изнасило­вания или развратных действий крайне необходима, по­скольку одним из квалифицирующих признаков этого пре­ступления является использование виновным беспомощно­го состояния потерпевшей. Здесь задача психологической экспертизы состоит в определении актуального состояния и выявлении тех психологических особенностей личности по-

терпевшей, которые могли привести ее к состоянию беспо­мощности. При этом категория понимания потерпевшей «ха­рактера действий виновного» подразумевает, прежде всего, наличие у нее информации о половых отношениях между мужчиной и женщиной, социально одобряемых условиях начала половой жизни (совершеннолетие, вступление в брак), о зачатии, деторождении. Категория понимания «зна­чение действий виновного» включает: 1) понимание моти­вов, намерений и действий преступника; 2) понимание происшедшего и его влияния на реальную жизнь потерпев­шей; 3) понимание неэтичного и противоправного харак­тера его действий.

Для осознанного отношения к случившемуся необходи­мо наличие соответствующей информированности у девоч­ки, а также ее способность к прогнозу, пониманию намере­ний другого человека. Следует учесть, что формальная осве-'домленность потерпевшей о внешней стороне половых отклонений еще не означает наличия у нее правильного и полного осознания значения этого лично для нее и ее бли­жайшего окружения. Если у испытуемой отсутствует пони­мание смысла и значения действий преступника, то она не способна оказывать адекватного сопротивления. Но в неко­торых случаях, при достаточном понимании, девочка в силу иных причин лишена возможности оказывать сопротивле­ние насильнику. Например, при высокой тревожности, низ­кой самооценке девочки, она может быть охвачена чувством сильного страха, паники.

\. Каковы критерии явного неблагополучия социальной ситуации раз­вития ребенка?

2. В чем психологические и юридические проблемы изменения соци­
альной ситуации развития ребенка?

3. Что такое «система многостороннего оценивания»?

4. Что является критериями неблагоприятной ситуации развития для
данного ребенка в школе?

5. Какие имеются особенности профориентации для детей с наруше­
ниями психического развития?

6. Какая минимальная компетенция нужна психологу для проведения
судебно-психологической экспертизы и какие вопросы на ней могут
быть поставлены?

7. Что может сделать психолог для улучшения социальной ситуации
развития ребенка?

Задача 1. Алеша Н., 9 лет. Ребенок направлен в психолого-меди­ко-педагогическую консультацию по инициативе классного руко­водителя с целью решения вопроса о переводе его во вспомогатель­ную школу. Алеша ходит в 3-й класс. Школьная характеристика крайне лаконична: «На уроках невнимателен, работает медленно, отвлекается, ленив, программу не усваивает. Дерется с однокласс­никами, грубит учительнице». В выписке из истории развития ре­бенка отмечено, что он в течение полугода не посещал школу, так как находился на лечении по поводу сложного перелома костей го­лени, перенес две операции под общим наркозом. В настоящий мо­мент перелом сросся, однако мальчик заметно хромает, быстро ус­тает при физической нагрузке. При психологическом обследовании отмечаются неравномерная работоспособность, кратковременные фазовые колебания внимания. Механическое запоминание нерав--номерно: 7, 8, 3, 10. Смысловое запоминание успешно. Мышление логично, последовательно, с опорой на существенные признаки. IQ = 101 балл. Запас знаний, умений и навыков соответствует при­близительно 2-му классу. Эмоции лабильны. Выражена школьная тревожность, низкая самооценка, уверенность в негативной оцен­ке своей личности со стороны учительницы и одноклассников. Раз­виты познавательные интересы: мальчик много самостоятельно чи­тает, конструирует.

1. Нуждается ли ребенок в переводе на другую программу обучения?

2. Какие можно дать рекомендации по изменению социальной
ситуации ра^витья
Алеши?

Задача 2. Андрей М., 12 лет. Мальчик направлен на консульта­цию к психологу по инициативе классного руководителя. Андрей

учится в 4-м классе, так как пошел в первый класс в 8 лет, дублиро­вал программу 1-го и 2-го класса. В настоящий момент навыки чте­ния, письма и счета усвоил пока недостаточно: слоговое чтение с неполным пониманием прочитанного, письмо под диктовку недо­ступно, при списывании — утраты слогов, перестановки букв, счет — в пределах 10, «на пальцах». Матери неоднократно было пред­ложено повести сына на обследование в психолого-медико-педаго­гическую консультацию с целью решения вопроса о месте и форме обучения, но она категорически отказывается. В настоящее время у Андрея появились нарушения поведения: он прогуливает уроки, грубит учителям, дерется с одноклассниками, которые значитель­но младше его. При психологическом обследовании у мальчика от­мечается недостаточность объема и концентрации внимания. Ме­ханическое запоминание затруднено: 3, 4, 4, 5. Осмысление заучи­ваемого материала не улучшает результаты. Мышление конкретное. Доступны простые обобщения, установление связи и последователь­ности событий в серии из 3 картинок. Более сложные задания недо­ступны. «Исключения» и «классификация» — по конкретно-ситуа­тивным признакам. IQ = 60 баллов, с равномерно низким уровнем достижений по всем субтестам. Самооценка недифференцирована. Познавательная мотивация не развита, отношение к учебе в школе отрицательное: «Скучно, непонятно».

1. С чем связаны нарушения поведения?

2. Консультация какого специалиста обязательна?

3. Какие меры следует предпринять школьной администрации?

Задача 3. Аня Б., 8 лет. К психологу обратилась учительница младших классов с просьбой помочь в воспитании Ани. Девочка пришла в школу с низким запасом знаний, сразу была направлена в класс повышенного педагогического внимания. Во время учебы в 1-м классе освоила навыки чтения, счета, письма. Однако Аня дома почти не готовит домашних заданий, приходит в школу в грязном платье, иногда одета не по сезону. Несколько раз лицо было со сле­дами побоев. Настроение у ребенка подавленное, часто плачет, не хочет идти домой. Родители по вызову в школу и на родительские собрания не приходят, а когда учительница попыталась прийти к ним домой, они дверь не открыли и ответили ей нецензурной бра­нью. При психологическом обследовании девочки отмечается не­значительная педагогическая запущенность, других нарушений раз­вития не обнаружено. Выражена резко заниженная самооценка,

уверенность в негативном к себе отношении со стороны родителей («бьют, выгоняют из дома») и сверстников («смеются надо мной»), при адекватной оценке отношения учительницы и психолога. От­мечается выраженная эмоциональная лабильность с преобладани­ем депрессивного фона настроения. На переданное психологом письменное приглашение родителям зайти в школу они не отреаги­ровали.

1. В чем возможная причина состояния девочки?

2. Какие меры должны принять психолог и школьная админист­
рация?

Задача 4. Таня С., 17 лет. Девушка состоит на учете в психонев­рологическом диспансере по поводу олигофрении в степени дебиль-ности. Появилась на приеме у психолога в связи с необходимостью решения вопроса об изменении места работы. Из беседы с девуш­кой выяснилось, что она окончила вспомогательную школу-интер­нат, в которой освоила специальность раскройщика верха обуви. При патопсихологическом обследовании у испытуемой отмечается равномерная работоспособность. Объем внимания несколько недо­статочен. Механическое запоминание успешно: 6, 7, 10. Мышление конкретное, доступны простые обобщения; более сложный уро­вень — по конкретно-ситуативным признакам. Крайне затруднено понимание переносного смысла пословиц. Самооценка адекватная, уровень притязаний равномерно низкий. Отмечается хороший зри­тельный анализ и синтез. Девушка работает по специальности на обувной фабрике,, однако по настоянию матери хочет перейти ра­ботать на более «чистую» работу — контролером ОТК на конвейе­ре. Таня отмечает, что работать раскройщиком обуви ей нравится, однако работа контролера более престижна. Девушка просит сове­та: менять ли ей работу?

Что должен ответить психолог Тане?

Задача 5. Николай В., 14 лет. Подросток направлен на судебно-психологическую экспертизу постановлением районной прокура­туры. В постановлении был указан состав преступления: взлом скла­да, хищение 10 кг грецких орехов. Психологу были заданы следую­щие вопросы: 1. Соответствует ли психическое развитие подростка его паспортному возрасту? 2. Мог ли он в полной мере понимать смысл своих действий и руководить ими? Из истории развития ре­бенка известно, что Коля родился недоношенным с весом 1 кг 800 г.

Ходить научился к полутора годам, говорить фразами — к 3 годам. Б школу пошел в 7 лет, но с программой справлялся слабо, дублиро­вал 1-й и 4-й классы. В настоящее время учится в основном на «3». Из школьной характеристики известно, что на уроке мальчик не внимателен, с трудом понимает объяснения учителя. Авторитетом в классе не пользуется, но стремится его завоевать, приносит в шко­лу игрушки, жвачки и раздает детям. Похищенные орехи Николай приносил в школу, угощал одноклассников, а также ел сам. При пси­хологическом обследовании отмечается неустойчивая работоспо­собность. Произвольная концентрация внимания не развита. Ме­ханическое запоминание в пределах нормы: 5, 6, 7, 10. Мышление в целом логично, доступны «Исключения», «Обобщения», понимает связь и последовательность событий. Запас знаний и школьных на­выков ниже возрастной нормы. Самооценка слабо дифференциро­вана, самооценочные суждения поверхностные, с опорой на мне­ние окружающих. Локус контроля — экстернальный. Преобладает игровая мотивация и потребность в общении. Понимание правовых норм незрелое, способность прогнозировать результаты своих дей­ствий недостаточна.

Какие ответы можно дать на вопросы экспертизы?

Задача 6. Дмитрий Ю., 15 лет. Направлен на психологическую экспертизу по постановлению работников прокуратуры. Из мате­риалов уголовного дела и постановления известно, что Дмитрий со­вершил кражу государственного имущества: взломал киоск «Союз­печать» и похитил находившиеся там блоки жевательной резинки, игрушки, деньги, сигареты. Психологу был задан вопрос: соответ­ствует ли психическое развитие подростка его паспортному возра­сту? Из беседы с матерью Дмитрия стало известно, что мальчик ро­дился в асфиксии, отставал в развитии: навыки ходьбы сформиро­вались к 2 годам, речь — к 5-ти. В школе программу не усваивал, в 9 лет был направлен во вспомогательную школу, однако родители от­казались его переводить туда. В настоящее время Дмитрий школу не посещает, нигде не работает. При патопсихологическом обсле­довании испытуемый доступен контакту, понимает и выполняет ин­струкции. Работоспособность равномерная. Объем и переключае-мость внимания недостаточна. Механическое запоминание затруд­нено: 3, 3, 4, 5. Темп речемыслительной деятельности медленный. При исследовании по методике Векслера IQ = 62 балла. «Исключе­ния» и «обобщения» Дмитрий проводит по конкретно-наглядным и

конкретно-ситуативным признакам. Понимание переносного смыс­ла пословиц, скрытого содержания рассказа ему недоступно. Само­оценка недифференцирована. Критичность к результатам своей деятельности недостаточна.

1. Может ли психолог дать заключение по экспертизе Дмитрия?

2. На какой вид экспертизы следует направить испытуемого для
решения вопроса о возрасте и вменяемости? В связи с чем?

Задача 7. Леля Ч., 13 лет. Девочка направлена на психологичес­кую экспертизу по постановлению прокуратуры как потерпевшая от изнасилования. Психологу были заданы следующие вопросы: 1. Могла ли потерпевшая в полной мере понимать и осознавать ха­рактер и значение совершаемых с ней действий? 2. Могла ли она в силу своих психологических особенностей оказывать сопротивле­ние? Из материалов уголовного дела известно, что девочка росла и развивалась нормально, перенесла множество соматических забо­леваний. В настоящее время страдает вегето-сосудистой дистони-ей, миокардиодистрофией. В школе Леля успевает на «4» и «5». В характеристике из школы описывается как спокойная, исполнитель­ная, малообщительная, подруг в классе не имеет. Состав преступле­ния заключается в следующем. Когда Леля возвращалась в 21 час от бабушки и вошла в подъезд своего дома, ее встретили двое подрос­тков (15 и 16 лет) и, угрожая ножом, повели в подвал, где и соверши­ли групповое изнасилование. Девочка в процессе совершаемых дей­ствий плакала, но существенного сопротивления не оказывала, не кричала. В связи с.таким ее поведением возникла необходимость в психологической экспертизе.

При психологическом обследовании отмечается выраженная истощаемость по гипостеническому типу. Нарушений со стороны памяти, внимания и мышления не обнаружено. Отмечается эмоци­ональная лабильность, высокая тревожность и нейротизм. Интра-пунитивно-самозащитный тип реакций в состоянии фрустрации. При обследовании по ПДО отмечается астено-невротический тип акцентуации, высокий уровень лабильности, сенситивности, кон­формности.

Девочка осведомлена о смысле сексуальных взаимоотношений, имеет устойчивую семейную мотивацию, не стремится к установ­лению ранних половых связей. Изнасилование воспринимает как серьезную угрозу своему здоровью и будущей жизни. Свое состоя­ние в момент происшествия описывает как панический страх за

свою жизнь, так как из бесед с одноклассницами, телепередач она знала о нападении «маньяков», которые убивают свои жертвы. Как следует ответить на вопросы СПЭ?

Задача 8. ОлегЗ., 8лет. К школьному психологу обратилась учи­тельница с просьбой принять участие в решении вопроса о необхо­димости изменения места обучения Олега, ученика 2-го класса. Два месяца назад родители Олега погибли в автокатастрофе. Мальчик остался проживать с сестрой 14 лет, которая учится на 1-м курсе медицинского училища. Близких родственников (бабушки, дедуш­ки) у детей нет, а дальние проживают в других городах и не имеют возможности взять детей к себе. Поэтому, в соответствии с законо­дательством, Олега начали оформлять в школу-интернат для детей-сирот. Однако мальчик и его сестра просят оставить его обучаться в прежней школе и проживать дома, а соседка, квартира которой на­ходится на этой же лестничной площадке, согласна оформить над детьми опекунство.

1. Какая дополнительная информация необходима психологу для
того, чтобы занять ту или иную позицию в решении этого вопроса?

2. Какие действия, в зависимости от принятого решения, дол­
жен предпринять психолог?

Задача 9. Саша У., 15 лет. К школьному психологу обратилась мать с тревогой по поводу изменений в поведении сына. В течение последнего года Саша все реже бывает дома. Стал более скрытным, все меньше рассказывает о своих делах, хотя раньше, как говорит мать, они были «одно целое» (отец Саши погиб 10 лет назад). У сына появились новые друзья, гораздо старше его. Саша стал хуже учиться: если раньше по всем предметам были «4» и «5», то теперь он учит уроки «избирательно» — только те предметы, какие он счи­тает нужными. Особенно мать беспокоит то, что сын стремится к деньгам: сначала продавал газеты, потом полиэтиленовые кульки, теперь сувениры иностранным туристам. Заработанные деньги, в основном, тратит на свои нужды (приобрел калькулятор, куртку), а часть отдает матери. При психологическом обследовании у Саши отмечается высокий уровень развития интеллекта, экстраверсия. При обследовании по ПДО выражен гипертимный тип акцентуации, стремление к эмансипации. Низкий уровень склонности к делинк-вентности и алкоголизации. Самооценка у подростка адекватная, дифференцированная, уровень притязаний высокий, устойчивый.

Жизненные планы соответствуют ранней профессионализации — подросток стремится к поступлению в бизнес-лицей.

1. Как объяснить изменения в поведении Саши?

2. Какие рекомендации можно дать матери?

Задача 10. Ваня Р., 5 лет. К психологу детского сада обратились родители в связи с непонятными особенностями поведения ребенка. В течение последних двух недель Ваня боится оставаться один в ком­нате, говорит, что видит там «черного дядю», иногда застывает, глядя в одну точку. Мальчик был усыновлен в 2-летнем возрасте из Дома ребенка, где находился потому, что был оставлен матерью еще в ро­дильном доме. Приемные родители перед усыновлением познакоми­лись с материалами истории развития ребенка, где было указано, что мать страдала параноидным синдромом, отец неизвестен. Но усыно­вители (инженеры по образованию) не придали этому значения, тем более, что ребенок был достаточно общительным, не отставал в пси­хическом развитии от других детей. При психологическом обсле­довании у ребенка отмечаются нарушения процесса мышления, пе­риодические застывания, отвлечения от игры и выполнения зада­ний, внезапные состояния страха.

1. В консультации какого специалиста нуждается ребенок?

2. Какие ошибки были допущены при усыновлении ребенка?

3. Как психолог должен вести беседу с родителями?

Задача 11. Анфиса 3., 16 лет. К психологу педагогического учи­лища обратилась куратор группы, где учится Анфиса. Девочка за­нимается на 2-м курсе, готовится стать воспитательницей детского сада. Куратора группы беспокоит эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость девочки. Во время педагогической практики она быстро раздражается, кричит на детей и подруг, не может прово­дить занятия, если кто-то из детей отвлекается, не слушает. При пси­хологическом обследовании у испытуемой отмечались недостаточ­ность объема и концентрации внимания, явления пресыщаемости. Нарушений со стороны мышления не обнаружено, запас знаний соответствует возрастной норме. При исследовании личности от­мечается экстрапунитивно-самозащитный характер реакций в си­туациях фрустрации, завышенная слабо дифференцированная са­мооценка, завышенный неустойчивый уровень притязаний. При об­следовании по ПДО отмечаются выраженные черты эпилептоидного и истероидного типа, высокий риск формирования психопатии.

Свой выбор учебного заведения девочка объясняет тем, что сюда пошла учиться ее подружка, что училище находится близко от ее дома, и мама тоже советовала ей стать воспитательницей, так как с маленькими детьми «легче справиться».

1. Правильно ли выбрала девочка профессию, учитывая особен­
ности ее личности?

2. Что можно предпринять для коррекции сложившейся ситуации?

Рекомендуемая литература

Байярд Д., Байярд К. Ваш беспокойный подросток. М, 1991.

Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988.

Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.

Боссарт А.Б. Парадоксы возраста или воспитания? М., 1991.

Виленский О.Г. Врачебно-трудовая экспертиза при психических заболе­ваниях. Киев, 1979.

Выготский Л.С. Собрание сочинений. М., 1984. Т. 4.

Кудрявцев И. А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М., 1988.

Макова-Томова B.C., Пирьов Г.Д., Пекушлиева Р.Д. Психологичная реа­билитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София, 1981.

Максимова Н.Ю. Формирование адекватной самооценки как условие профилактики нарушений в поведении учащихся // Психологичес­кая профилактика недисциплинированного поведения учащихся. Киев, 1989.

Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт / Пер. с англ. М., 1993.

Социальная педагогика. Свердловск, 1989.

Принципы отбора детей во вспомогательные школы /Под ред. Г.М. Дуль-кевича, А.Р. Лурии. М., 1973.

Тингрей-Михаэлис К. Дети с недостатками в развитии /Пер. с англ. М., 1988.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: