ВАРИАНТЫ ТРЕНИНГОВ,
ЗАДАЧИ
Контрольные вопросы
Отвечая на вопросы следствия или суда, психолог должен всегда помнить, что если нарушение познавательных или мо-тивационных функций обследуемого достигает уровня психического заболевания (олигофрении, психопатии и т. д.), то решение экспертного вопроса входит в компетенцию комплексной судебно-психиатрической экспертизы.
Дела, через следователя или суд. В законе оговорено право эксперта ходатайствовать о предоставлении необходимых ему дополнительных материалов (показаний родителей, учителей и т. д.), но эксперт не имеет право самостоятельно опрашивать кого-либо, кроме своего испытуемого, направленного на экспертизу. В ходе судебного заседания эксперт имеет право задавать уточняющие вопросы, выяснять те или иные обстоятельства.
Рассмотрим (коротко и схематично) суть вопросов, которые могут быть поставлены перед психологом.
Определение психологического возраста. Закон устанавливает лишь одно понятие возраста — паспортный, т. е. число прожитых лет. Вместе с тем предусмотрены обстоятельства, когда ход психического развития несовершеннолетних существенно отличается от возрастных закономерностей. Под «психологическим возрастом» понимают качественно определенный возрастной период развития человека как индивида и личности: младенчество, раннее детство, дошкольный и младший школьный возраст, младший подростковый и старший подростковый возраст. Определение возрастного периода, которому соответствует психическое развитие испытуемого, не является самоцелью, а способствует ответу на вопрос о том, мог ли, например, подросток в ситуации инкриминируемого ему преступления в полной мере понимать и осознавать смысл и значение своих действий. В этом случае основным направлением психологического исследования является определение способности испытуемого к прогнозу, планированию и контролю выполняемых им действий и поступков. В основном, вопрос о несоответствии паспортному возрасту решается в отношении испытуемых с инфантилизмом. Игровой характер, си-туативность мотивов не позволяют такому подростку создать систему внутренних ориентиров оценки, критериев регуляции поведения.
Если же у подростка определяется диагноз — олигофрения, то вопрос о его вменяемости входит в компетенцию врача-психиатра. Следует помнить, что развитие подростка-дебила не соответствует уровню развитию ребенка более младшего возраста, поскольку подчинено своим закономерностям, т. е. нельзя приравнивать 13-летнего дебила, напри-
мер, к 8—9-летнему нормальному ребенку (основываясь на том, что дебил отстает в умственном развитии).
Личностные особенности подростка могут существенно влиять на его способность понимать смысл своих действий и руководить ими. Так, у подростков с органическими поражениями ЦНС способность к осмыслению ситуации частично сохранена, но расторможенность влечений (сексуальных, агрессивных), проявления которых имеют импульсивный характер и не контролируются сознанием, практически лишает таких несовершеннолетних возможности руководить своими действиями.
Многие виды психопатий существенно влияют на мотивацию подростка, его поведение в криминальной ситуации. Например, при истероидной и неустойчивой психопатии большую значимость для подростка приобретает мнение группы. При этом высокая внушаемость несовершеннолетнего может спровоцировать его участие в групповых правонарушениях. Возбудимая психопатия может выступать де-терминантой совершения хулиганских действий, нанесения телесных повреждений обидчику, однако не бывает причиной совершения таких преступлений, как, например, квартирная кража. При шизоидной психопатии преступные действия часто совершаются в одиночку, их мотивация может быть непонятна окружающим.
Вопросы о повышенной внушаемости и склонности к фантазированию обычно ставят перед экспертом-психологом в отношении свидетелей. Такие вопросы могут возникать и при подозрении обвиняемых в самооговоре. В этих случаях, помимо обычного патопсихологического обследования, необходимо проводить пробы на внушаемость (см. Приложение), обязательно также применение проективных тестов (ТАТ, неоконченные ситуации), ассоциативных методов.
Психологическая экспертиза потерпевших от изнасилования или развратных действий крайне необходима, поскольку одним из квалифицирующих признаков этого преступления является использование виновным беспомощного состояния потерпевшей. Здесь задача психологической экспертизы состоит в определении актуального состояния и выявлении тех психологических особенностей личности по-
терпевшей, которые могли привести ее к состоянию беспомощности. При этом категория понимания потерпевшей «характера действий виновного» подразумевает, прежде всего, наличие у нее информации о половых отношениях между мужчиной и женщиной, социально одобряемых условиях начала половой жизни (совершеннолетие, вступление в брак), о зачатии, деторождении. Категория понимания «значение действий виновного» включает: 1) понимание мотивов, намерений и действий преступника; 2) понимание происшедшего и его влияния на реальную жизнь потерпевшей; 3) понимание неэтичного и противоправного характера его действий.
Для осознанного отношения к случившемуся необходимо наличие соответствующей информированности у девочки, а также ее способность к прогнозу, пониманию намерений другого человека. Следует учесть, что формальная осве-'домленность потерпевшей о внешней стороне половых отклонений еще не означает наличия у нее правильного и полного осознания значения этого лично для нее и ее ближайшего окружения. Если у испытуемой отсутствует понимание смысла и значения действий преступника, то она не способна оказывать адекватного сопротивления. Но в некоторых случаях, при достаточном понимании, девочка в силу иных причин лишена возможности оказывать сопротивление насильнику. Например, при высокой тревожности, низкой самооценке девочки, она может быть охвачена чувством сильного страха, паники.
\. Каковы критерии явного неблагополучия социальной ситуации развития ребенка?
2. В чем психологические и юридические проблемы изменения соци
альной ситуации развития ребенка?
3. Что такое «система многостороннего оценивания»?
4. Что является критериями неблагоприятной ситуации развития для
данного ребенка в школе?
5. Какие имеются особенности профориентации для детей с наруше
ниями психического развития?
6. Какая минимальная компетенция нужна психологу для проведения
судебно-психологической экспертизы и какие вопросы на ней могут
быть поставлены?
7. Что может сделать психолог для улучшения социальной ситуации
развития ребенка?
Задача 1. Алеша Н., 9 лет. Ребенок направлен в психолого-медико-педагогическую консультацию по инициативе классного руководителя с целью решения вопроса о переводе его во вспомогательную школу. Алеша ходит в 3-й класс. Школьная характеристика крайне лаконична: «На уроках невнимателен, работает медленно, отвлекается, ленив, программу не усваивает. Дерется с одноклассниками, грубит учительнице». В выписке из истории развития ребенка отмечено, что он в течение полугода не посещал школу, так как находился на лечении по поводу сложного перелома костей голени, перенес две операции под общим наркозом. В настоящий момент перелом сросся, однако мальчик заметно хромает, быстро устает при физической нагрузке. При психологическом обследовании отмечаются неравномерная работоспособность, кратковременные фазовые колебания внимания. Механическое запоминание нерав--номерно: 7, 8, 3, 10. Смысловое запоминание успешно. Мышление логично, последовательно, с опорой на существенные признаки. IQ = 101 балл. Запас знаний, умений и навыков соответствует приблизительно 2-му классу. Эмоции лабильны. Выражена школьная тревожность, низкая самооценка, уверенность в негативной оценке своей личности со стороны учительницы и одноклассников. Развиты познавательные интересы: мальчик много самостоятельно читает, конструирует.
1. Нуждается ли ребенок в переводе на другую программу обучения?
2. Какие можно дать рекомендации по изменению социальной
ситуации ра^витья Алеши?
Задача 2. Андрей М., 12 лет. Мальчик направлен на консультацию к психологу по инициативе классного руководителя. Андрей
учится в 4-м классе, так как пошел в первый класс в 8 лет, дублировал программу 1-го и 2-го класса. В настоящий момент навыки чтения, письма и счета усвоил пока недостаточно: слоговое чтение с неполным пониманием прочитанного, письмо под диктовку недоступно, при списывании — утраты слогов, перестановки букв, счет — в пределах 10, «на пальцах». Матери неоднократно было предложено повести сына на обследование в психолого-медико-педагогическую консультацию с целью решения вопроса о месте и форме обучения, но она категорически отказывается. В настоящее время у Андрея появились нарушения поведения: он прогуливает уроки, грубит учителям, дерется с одноклассниками, которые значительно младше его. При психологическом обследовании у мальчика отмечается недостаточность объема и концентрации внимания. Механическое запоминание затруднено: 3, 4, 4, 5. Осмысление заучиваемого материала не улучшает результаты. Мышление конкретное. Доступны простые обобщения, установление связи и последовательности событий в серии из 3 картинок. Более сложные задания недоступны. «Исключения» и «классификация» — по конкретно-ситуативным признакам. IQ = 60 баллов, с равномерно низким уровнем достижений по всем субтестам. Самооценка недифференцирована. Познавательная мотивация не развита, отношение к учебе в школе отрицательное: «Скучно, непонятно».
1. С чем связаны нарушения поведения?
2. Консультация какого специалиста обязательна?
3. Какие меры следует предпринять школьной администрации?
Задача 3. Аня Б., 8 лет. К психологу обратилась учительница младших классов с просьбой помочь в воспитании Ани. Девочка пришла в школу с низким запасом знаний, сразу была направлена в класс повышенного педагогического внимания. Во время учебы в 1-м классе освоила навыки чтения, счета, письма. Однако Аня дома почти не готовит домашних заданий, приходит в школу в грязном платье, иногда одета не по сезону. Несколько раз лицо было со следами побоев. Настроение у ребенка подавленное, часто плачет, не хочет идти домой. Родители по вызову в школу и на родительские собрания не приходят, а когда учительница попыталась прийти к ним домой, они дверь не открыли и ответили ей нецензурной бранью. При психологическом обследовании девочки отмечается незначительная педагогическая запущенность, других нарушений развития не обнаружено. Выражена резко заниженная самооценка,
уверенность в негативном к себе отношении со стороны родителей («бьют, выгоняют из дома») и сверстников («смеются надо мной»), при адекватной оценке отношения учительницы и психолога. Отмечается выраженная эмоциональная лабильность с преобладанием депрессивного фона настроения. На переданное психологом письменное приглашение родителям зайти в школу они не отреагировали.
1. В чем возможная причина состояния девочки?
2. Какие меры должны принять психолог и школьная админист
рация?
Задача 4. Таня С., 17 лет. Девушка состоит на учете в психоневрологическом диспансере по поводу олигофрении в степени дебиль-ности. Появилась на приеме у психолога в связи с необходимостью решения вопроса об изменении места работы. Из беседы с девушкой выяснилось, что она окончила вспомогательную школу-интернат, в которой освоила специальность раскройщика верха обуви. При патопсихологическом обследовании у испытуемой отмечается равномерная работоспособность. Объем внимания несколько недостаточен. Механическое запоминание успешно: 6, 7, 10. Мышление конкретное, доступны простые обобщения; более сложный уровень — по конкретно-ситуативным признакам. Крайне затруднено понимание переносного смысла пословиц. Самооценка адекватная, уровень притязаний равномерно низкий. Отмечается хороший зрительный анализ и синтез. Девушка работает по специальности на обувной фабрике,, однако по настоянию матери хочет перейти работать на более «чистую» работу — контролером ОТК на конвейере. Таня отмечает, что работать раскройщиком обуви ей нравится, однако работа контролера более престижна. Девушка просит совета: менять ли ей работу?
Что должен ответить психолог Тане?
Задача 5. Николай В., 14 лет. Подросток направлен на судебно-психологическую экспертизу постановлением районной прокуратуры. В постановлении был указан состав преступления: взлом склада, хищение 10 кг грецких орехов. Психологу были заданы следующие вопросы: 1. Соответствует ли психическое развитие подростка его паспортному возрасту? 2. Мог ли он в полной мере понимать смысл своих действий и руководить ими? Из истории развития ребенка известно, что Коля родился недоношенным с весом 1 кг 800 г.
Ходить научился к полутора годам, говорить фразами — к 3 годам. Б школу пошел в 7 лет, но с программой справлялся слабо, дублировал 1-й и 4-й классы. В настоящее время учится в основном на «3». Из школьной характеристики известно, что на уроке мальчик не внимателен, с трудом понимает объяснения учителя. Авторитетом в классе не пользуется, но стремится его завоевать, приносит в школу игрушки, жвачки и раздает детям. Похищенные орехи Николай приносил в школу, угощал одноклассников, а также ел сам. При психологическом обследовании отмечается неустойчивая работоспособность. Произвольная концентрация внимания не развита. Механическое запоминание в пределах нормы: 5, 6, 7, 10. Мышление в целом логично, доступны «Исключения», «Обобщения», понимает связь и последовательность событий. Запас знаний и школьных навыков ниже возрастной нормы. Самооценка слабо дифференцирована, самооценочные суждения поверхностные, с опорой на мнение окружающих. Локус контроля — экстернальный. Преобладает игровая мотивация и потребность в общении. Понимание правовых норм незрелое, способность прогнозировать результаты своих действий недостаточна.
Какие ответы можно дать на вопросы экспертизы?
Задача 6. Дмитрий Ю., 15 лет. Направлен на психологическую экспертизу по постановлению работников прокуратуры. Из материалов уголовного дела и постановления известно, что Дмитрий совершил кражу государственного имущества: взломал киоск «Союзпечать» и похитил находившиеся там блоки жевательной резинки, игрушки, деньги, сигареты. Психологу был задан вопрос: соответствует ли психическое развитие подростка его паспортному возрасту? Из беседы с матерью Дмитрия стало известно, что мальчик родился в асфиксии, отставал в развитии: навыки ходьбы сформировались к 2 годам, речь — к 5-ти. В школе программу не усваивал, в 9 лет был направлен во вспомогательную школу, однако родители отказались его переводить туда. В настоящее время Дмитрий школу не посещает, нигде не работает. При патопсихологическом обследовании испытуемый доступен контакту, понимает и выполняет инструкции. Работоспособность равномерная. Объем и переключае-мость внимания недостаточна. Механическое запоминание затруднено: 3, 3, 4, 5. Темп речемыслительной деятельности медленный. При исследовании по методике Векслера IQ = 62 балла. «Исключения» и «обобщения» Дмитрий проводит по конкретно-наглядным и
конкретно-ситуативным признакам. Понимание переносного смысла пословиц, скрытого содержания рассказа ему недоступно. Самооценка недифференцирована. Критичность к результатам своей деятельности недостаточна.
1. Может ли психолог дать заключение по экспертизе Дмитрия?
2. На какой вид экспертизы следует направить испытуемого для
решения вопроса о возрасте и вменяемости? В связи с чем?
Задача 7. Леля Ч., 13 лет. Девочка направлена на психологическую экспертизу по постановлению прокуратуры как потерпевшая от изнасилования. Психологу были заданы следующие вопросы: 1. Могла ли потерпевшая в полной мере понимать и осознавать характер и значение совершаемых с ней действий? 2. Могла ли она в силу своих психологических особенностей оказывать сопротивление? Из материалов уголовного дела известно, что девочка росла и развивалась нормально, перенесла множество соматических заболеваний. В настоящее время страдает вегето-сосудистой дистони-ей, миокардиодистрофией. В школе Леля успевает на «4» и «5». В характеристике из школы описывается как спокойная, исполнительная, малообщительная, подруг в классе не имеет. Состав преступления заключается в следующем. Когда Леля возвращалась в 21 час от бабушки и вошла в подъезд своего дома, ее встретили двое подростков (15 и 16 лет) и, угрожая ножом, повели в подвал, где и совершили групповое изнасилование. Девочка в процессе совершаемых действий плакала, но существенного сопротивления не оказывала, не кричала. В связи с.таким ее поведением возникла необходимость в психологической экспертизе.
При психологическом обследовании отмечается выраженная истощаемость по гипостеническому типу. Нарушений со стороны памяти, внимания и мышления не обнаружено. Отмечается эмоциональная лабильность, высокая тревожность и нейротизм. Интра-пунитивно-самозащитный тип реакций в состоянии фрустрации. При обследовании по ПДО отмечается астено-невротический тип акцентуации, высокий уровень лабильности, сенситивности, конформности.
Девочка осведомлена о смысле сексуальных взаимоотношений, имеет устойчивую семейную мотивацию, не стремится к установлению ранних половых связей. Изнасилование воспринимает как серьезную угрозу своему здоровью и будущей жизни. Свое состояние в момент происшествия описывает как панический страх за
свою жизнь, так как из бесед с одноклассницами, телепередач она знала о нападении «маньяков», которые убивают свои жертвы. Как следует ответить на вопросы СПЭ?
Задача 8. ОлегЗ., 8лет. К школьному психологу обратилась учительница с просьбой принять участие в решении вопроса о необходимости изменения места обучения Олега, ученика 2-го класса. Два месяца назад родители Олега погибли в автокатастрофе. Мальчик остался проживать с сестрой 14 лет, которая учится на 1-м курсе медицинского училища. Близких родственников (бабушки, дедушки) у детей нет, а дальние проживают в других городах и не имеют возможности взять детей к себе. Поэтому, в соответствии с законодательством, Олега начали оформлять в школу-интернат для детей-сирот. Однако мальчик и его сестра просят оставить его обучаться в прежней школе и проживать дома, а соседка, квартира которой находится на этой же лестничной площадке, согласна оформить над детьми опекунство.
1. Какая дополнительная информация необходима психологу для
того, чтобы занять ту или иную позицию в решении этого вопроса?
2. Какие действия, в зависимости от принятого решения, дол
жен предпринять психолог?
Задача 9. Саша У., 15 лет. К школьному психологу обратилась мать с тревогой по поводу изменений в поведении сына. В течение последнего года Саша все реже бывает дома. Стал более скрытным, все меньше рассказывает о своих делах, хотя раньше, как говорит мать, они были «одно целое» (отец Саши погиб 10 лет назад). У сына появились новые друзья, гораздо старше его. Саша стал хуже учиться: если раньше по всем предметам были «4» и «5», то теперь он учит уроки «избирательно» — только те предметы, какие он считает нужными. Особенно мать беспокоит то, что сын стремится к деньгам: сначала продавал газеты, потом полиэтиленовые кульки, теперь сувениры иностранным туристам. Заработанные деньги, в основном, тратит на свои нужды (приобрел калькулятор, куртку), а часть отдает матери. При психологическом обследовании у Саши отмечается высокий уровень развития интеллекта, экстраверсия. При обследовании по ПДО выражен гипертимный тип акцентуации, стремление к эмансипации. Низкий уровень склонности к делинк-вентности и алкоголизации. Самооценка у подростка адекватная, дифференцированная, уровень притязаний высокий, устойчивый.
Жизненные планы соответствуют ранней профессионализации — подросток стремится к поступлению в бизнес-лицей.
1. Как объяснить изменения в поведении Саши?
2. Какие рекомендации можно дать матери?
Задача 10. Ваня Р., 5 лет. К психологу детского сада обратились родители в связи с непонятными особенностями поведения ребенка. В течение последних двух недель Ваня боится оставаться один в комнате, говорит, что видит там «черного дядю», иногда застывает, глядя в одну точку. Мальчик был усыновлен в 2-летнем возрасте из Дома ребенка, где находился потому, что был оставлен матерью еще в родильном доме. Приемные родители перед усыновлением познакомились с материалами истории развития ребенка, где было указано, что мать страдала параноидным синдромом, отец неизвестен. Но усыновители (инженеры по образованию) не придали этому значения, тем более, что ребенок был достаточно общительным, не отставал в психическом развитии от других детей. При психологическом обследовании у ребенка отмечаются нарушения процесса мышления, периодические застывания, отвлечения от игры и выполнения заданий, внезапные состояния страха.
1. В консультации какого специалиста нуждается ребенок?
2. Какие ошибки были допущены при усыновлении ребенка?
3. Как психолог должен вести беседу с родителями?
Задача 11. Анфиса 3., 16 лет. К психологу педагогического училища обратилась куратор группы, где учится Анфиса. Девочка занимается на 2-м курсе, готовится стать воспитательницей детского сада. Куратора группы беспокоит эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость девочки. Во время педагогической практики она быстро раздражается, кричит на детей и подруг, не может проводить занятия, если кто-то из детей отвлекается, не слушает. При психологическом обследовании у испытуемой отмечались недостаточность объема и концентрации внимания, явления пресыщаемости. Нарушений со стороны мышления не обнаружено, запас знаний соответствует возрастной норме. При исследовании личности отмечается экстрапунитивно-самозащитный характер реакций в ситуациях фрустрации, завышенная слабо дифференцированная самооценка, завышенный неустойчивый уровень притязаний. При обследовании по ПДО отмечаются выраженные черты эпилептоидного и истероидного типа, высокий риск формирования психопатии.
Свой выбор учебного заведения девочка объясняет тем, что сюда пошла учиться ее подружка, что училище находится близко от ее дома, и мама тоже советовала ей стать воспитательницей, так как с маленькими детьми «легче справиться».
1. Правильно ли выбрала девочка профессию, учитывая особен
ности ее личности?
2. Что можно предпринять для коррекции сложившейся ситуации?
Рекомендуемая литература
Байярд Д., Байярд К. Ваш беспокойный подросток. М, 1991.
Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988.
Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.
Боссарт А.Б. Парадоксы возраста или воспитания? М., 1991.
Виленский О.Г. Врачебно-трудовая экспертиза при психических заболеваниях. Киев, 1979.
Выготский Л.С. Собрание сочинений. М., 1984. Т. 4.
Кудрявцев И. А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М., 1988.
Макова-Томова B.C., Пирьов Г.Д., Пекушлиева Р.Д. Психологичная реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София, 1981.
Максимова Н.Ю. Формирование адекватной самооценки как условие профилактики нарушений в поведении учащихся // Психологическая профилактика недисциплинированного поведения учащихся. Киев, 1989.
Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт / Пер. с англ. М., 1993.
Социальная педагогика. Свердловск, 1989.
Принципы отбора детей во вспомогательные школы /Под ред. Г.М. Дуль-кевича, А.Р. Лурии. М., 1973.
Тингрей-Михаэлис К. Дети с недостатками в развитии /Пер. с англ. М., 1988.