Эти тренинги, если их использовать для подростков и юношей с низким уровнем социальной адаптации, возникшим в результате неправильного семейного воспитания или специфической микросреды, в которой прошло детство, позволяют расширить границы восприятия, избавиться от устаревших норм и ограничений, повысить адаптацию к новым условиям жизни.
Тренинги сконструированы с учетом различных теоретических подходов к человеческой личности. Были использованы парадигмы НЛП (Р. Дилтс, 1997), К.Г. Юнга, К. Хорни.
Тренинг «Я — ты — мы» был создан с опорой на представления и технологии НЛП и эриксоновского гипноза. Цель этого тренинга — освоение навыка подстройки к другому человеку, субъект-субъектного общения.
Продолжительность — около 18 часов, количество участников— 8—12 человек. Упражнения, описанные ниже, составляют только примерную канву семинара, часто меняясь местами,'дополняясь новыми, изменяясь в зависимости от потребностей группы. Впервые мы их увидели на тренингах Ф. Пьюселика, Энн Энтус, К. Коваленка, О. Аки-нищева, многие возникли сами собой во время работы с группами.
|
|
Нам хотелось бы, чтобы читатель мог ощутить этот тренинг с трех позиций: тренера (Т.), участника (У.) и, конечно, наблюдателя (Н.).
У.: Мне 16 лет, я пришел на тренинг потому, что чувствую, что все надоело: школа, нотации родителей, приятели. Хочу узнать, кто я, для чего в этом мире.
Н.: Все участники называют свои цели прихода на этот семинар: «Узнать людей получше», «Научиться общаться», «Эффективнее участвовать в переговорах...» Тренер выслушивает, иногда задает уточняющие вопросы, особенно если слышит «От меня требуют...»,
«Я должен...», пока задача участия в тренинге не начинает звучать «Я хочу...»
Т.: Я хочу, чтобы сегодня мы вошли в мир, в котором существуют определенные законы и правила, и придерживались этих правил в течение ближайших двух дней семинара. Кому так жить и воспринимать мир понравится — могут сохранить эти правила и убеждения и в дальнейшем. Сейчас я назову основные законы, базовые утверждения мира НЛП, того, в котором часто живу сама.
1. «Карта — не территория!» Все, что мы думаем о себе, других
людях, окружающей действительности — не является реальностью,
а является только системой наших убеждений об этой реальности.
И эти убеждения разные... Одна и та же местность, изображенная
на физической, политической и климатической картах, будет выг
лядеть абсолютно по-разному. И все эти карты — правильные. Про
сто каждый составитель отмечал там то, что было важно в данном
случае. У каждого человека есть своя карта реальности, составлен
ная из особенностей его восприятия мира, языка, на котором он го
ворит, убеждений его родителей и школьных учителей, его страны
и культуры... Так же, как не бывает двух одинаковых людей, нет и
двух одинаковых карт реальности. Они могут быть только более
близкими или более отличающимися друг от друга. И на этом семи
наре мы будем с любовью и бережностью исследовать карты друг
друга, узнавать новое о себе и учиться создавать «объединенную
реальность»...
|
|
2. «Различия и странности — это возможности». Чем больше
разных карт местности мы имеем — тем больше знаем о ней и наши
шансы там выжить возрастают. Различия в представлении о мире, в
способностях и поведении людей дают нам возможность научиться
чему-то новому, узнать и ощутить, как выглядит мир для другого че
ловека.
У.: А если этот «другой» — психически нездоров, или преступник, или просто мне лично очень несимпатичен?
Т.: Тогда у тебя есть выбор — возможность войти в его «карту», ощутить, как это быть преступником... или больным... Может быть, получить там доступ к своей агрессии, или безразличию, или нестандартному мышлению... А можно не использовать эту возможность, сохранив себя, свою карту реальности прежней. Ведь различия и странности — это возможности, а не обязательства.
3. «За каждым действием — позитивное намерение». Любое по
ведение человека продиктовано желанием достичь чего-либо хо-