Экономическая и социальная политика в Белгородской области

Постсоветский периоды

Экономическая политика России в советский и

План

Тема 2. Основные направления внутренней политики России

Литература

Гаман-Голутвина О. О столкновении морального и нравственного начал в россйской политике // Полис. 2005. - № 3.

Гончаров П.К. Политическая система российского общества: теория и практика постсоветского транзита. М.., 2008.

Дубовцев В.А., Розов Н.С. Природа „русской власти“: от метафор - к концепции // Полис. – 2007. - № 3.

Исаев Б.А, Баранов Н.А..Политические отношения и политический процесс в современной России. – СПб.: Питер, 2009.

«Мы в мире – мир в нас»: 50 лет интеграции отечественной политологии в мировую политическую науку // Политические исследования. – 2005. - № 6.

Нехорошев Г. Большой сетевой «слив» // Политический журнал. – 2006. - № 14.

Пастухов В.Б. Затерянный мир. Русское общество и государство в межкультурном пространстве // Общественные науки и современность. – 2006. – 2.

Пивоваров Ю.С. Русская власть и публичная политика (Заметки историка о причинах неудачи демократического транзита) // Полис. – 2006. - № 1.

Пивоваров Ю.С. Между казачеством и кнутом (К столетию русской конституции и русского парламента) // Полис. – 2006. - № 2.

Пляйс Я.А. Актуальные проблемы отечественной политологии // Полис. – 2008. - № 2.

Российская историческая политология. – Ростов-н/Д., 1998. Раздел 1.

Смолин О.Н. Политический процесс в современной России: учебное пособие, - М., 2006. Лекция 1.

Феофанов КА. Социально-политические и ценностно-мировоззренческие особенности цивилизационного развития России // Социально-гуманитарные знания – 2006. - № 1.

Шилов В.Н. Политология: курс лекций. – Белгород, 2005.

1. Роль политики в формулировании и реализации основных

национальных интересов России

3. Социальная политика России: советское прошлое и постсоветское настоящее

1. Роль политики в формулировании и реализации основных национальных интересов России

Политика является сферой, где различные социальные группы и индивиды взаимодействуют (конфликтуют, заключают союзы, сопоставляют свои интересы, достигают компромиссов и т.п.) для определения целей обязательных для всего общества и путей их реализации, а также используют государственный аппарат для осуществления намеченных планов.

В способах определении общенациональных целей России есть существенные различия между советским и постсоветским периодами. В советский период политическое руководство претендовало на знание единственно верного направления развития общества, оно действовало от имени исторической закономерности, якобы открытой в марксистско-ленинской теории. Также предполагалось наличие советского народа как подавляющего большинства населения страны с едиными интересами. Утверждалось, что интересы народа совпадали с осуществлением исторической закономерности. Считалось, что те группы населения, которые выступали против курса политического руководства, противопоставляли себя историческому прогрессу, а соответственно интересам народа. Их выводили из состава народа, лишали политических прав, подвергали репрессиям, пик жесткости которых приходился на 30-40-е гг. прошлого века.

На сегодняшний день развитие общества уже не видится как следование неумолимой исторической необходимости, а российский народ уже не воспринимается как некий монолит. Как нечто естественное видится наличие несовпадений и даже противоречий между интересами различных групп и индивидов. Основной предпосылкой в формировании общенациональных целей является тезис о том, что любая социальная группа, любой индивид имеют право на собственное видение целей общества в целом, на отстаивание необходимости реализации своего проекта развития России, каким бы непривычным он не представлялся остальным группам и индивидам. При этом важно, чтобы полемика между различными группами и индивидами шла в цивилизованных формах, без применения насилия.

Предполагается, что приоритетность общенациональных целей, их содержание и пути достижения должны определяться в ходе дискуссии между различными группами и индивидами, в результате достижения компромисса между ними. Поэтому нельзя говорить об единственно верном политическом решении. Можно говорить лишь об оптимальном политическом решении, где достигается баланс интересов различных групп и индивидов, общества в целом. Баланс часто неустойчивый, требующий корректировки в последующих политических решениях.

Если в первой половине 90-х годов этот компромисс находился с трудом, или вообще не находился, то в настоящее время в силу формирования устойчивого большинства населения и политической элиты вокруг президента, премьер-министра и партии «Единая Россия» формулирование общенациональных целей и стратегии их достижения происходит достаточно успешно.

Российская политика как особая деятельность подразделяется на виды в соответствии со сферой, субъектом деятельности, ее объектом. В зависимости от той сферыобщественной жизни, в которой осуществляется политика, различают, прежде всего, внутреннюю и внешнюю политику. Можно говорить и о таких видах политики, как экономическая политика, социальная политика, политика в духовной сфере (культурная политика) и др. Выделяют и более частные виды политики, например, экономическая политика конкретизируется в банковской, инвестиционной, налоговой и т.п. видах политики.

По субъекту можно выделить, например, такие виды политики, как государственная, партийная и т.д.; по объекту (то есть по направленности, по той проблеме, которая решается) – политика по развитию семьи, искоренению наркомании, по борьбе с бедностью и т.д.

Внутренняя политика, как правило, обладает приоритетом перед внешней. Внешняя политика служит задачам реализации целей внутренней политики. Поэтому первоначально рассмотрим специфику основных видов внутренней политики России. О внешней политике России будет сказано в специально посвященной ей теме курса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: