Возможность диктовать цену – главная характеристика монополиста. Он назначает цену, а покупателям остается лишь определять количество товара, которое они могут позволить себе купить по данной цене.
Равновесие монополистадостигается при объеме производства, обусловленном равенством предельной выручки и предельных издержек. При этом цена на продукцию устанавливается в соответствии с кривой спроса, т.е. с готовностью покупателей оплачивать произведенный объем продукции. При этом цена оказывается выше, чем была бы в этой отрасли в условиях совершенной конкуренции, а объем выпуска оказывается ниже. Сохранение монопольного положения позволяет фирме получать экономическую прибыль в долгосрочном периоде.
Так как монополия может манипулировать объемом производства и ценой продукта, для нее не существует какой-то определенной кривой предложения.
В некоторых ситуациях монополия может осуществлять ценовую дискриминацию - устанавливать разные цены на один и тот же продукт для разных покупателей. Ценовая дискриминация — назначение разных цен на однородный товар, не обусловленное различиями в издержках. Возникает при недоступности перепродажи и при наличии у монополии возможности выделять группы покупателей с различной готовностью платить.
В случае совершенной ценовой дискриминации (на каждую продаваемую единицу продукции устанавливается соответствующая цена спроса) монополист перераспределяет в свою прибыль весь излишек покупателей. При этом монополия предлагает на рынок такой же объем продукции, какой был бы в условиях конкурентной отрасли.
Монополия может использовать сегментирование рынка, то есть устанавливать разные цены для различных групп покупателей. Такая ценовая дискриминация увеличивает прибыль монополии, но это возможно, только если группы покупателей различаются по чувствительности спроса на изменение цены. Чтобы максимизировать прибыль, монополия выпускает такой объем продукции, при котором MR = MC, а затем назначает для каждой группы покупателей (рынка) максимально возможные цены, которые они готовы заплатить.
Таким образом, на рынке осуществляется:
· совершенная ценовая дискриминация (ценовая дискриминация первой степени) — практика назначения максимальной цены, которую готов заплатить каждый покупатель за каждую единицу товара. Результатом является перераспределение всего потребительского излишка в пользу монополиста и рост объема производства до конкурентного уровня (Р = МС);
· ценовая дискриминация второй степени — назначение одному и тому же покупателю различной цены на идентичные товары в зависимости от количества приобретаемого блага;
· ценовая дискриминация третьей степени — установление разных цен на товар на различных сегментах рынках, выделение которых осуществляется на основе сравнительной оценки эластичности спроса покупателей.






