Чистая монополия. Противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия, котораяпредставляет собой рыночную структуру

Противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия, котораяпредставляет собой рыночную структуру, в которой предложение представлено одной фирмой поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей, а спрос — множеством покупателей. И хотя в реальной жизни не так часто она встречается, значение анализа чистой монополии велико — изучение чистой моно­полии дает возможность понять более реальные рыночные структуры монополистической конкуренции и оли­гополии. Возникновению монополии способствуют юридические и естественные барьеры для входа в отрасль, которые предотвращают конкуренцию со стороны новых продавцов. К барьерам для вступления в отрасль относятся экономия на масштабах производств, патенты, лицензии, собственность на важнейшие виды сырья, нечестная конкуренция и др.

Гипотеза нулевой прибыли для отрасли с совершенной конкуренцией, рассмотренная выше (гл. 5), неприменима для монополиста, который как в коротком, так и в длинном периоде может получать положительную чистую прибыль (мо­нопольную сверхприбыль) благодаря имеющимся барьерам для входа в отрасль новых фирм. Главная причина образования прибыли - возможность моно­польного производителя ограничить выпуск по сравнению с выпуском в услови­ях совершенной конкуренции и, следовательно, реализовать товар по более вы­сокой цене.

Анализ показывает, что фирма, максимизирующая прибыль в условиях совершенной конкуренции, может контролиро­вать только один параметр — объем выпуска продукции. А фирма, максимизирующая прибыль в условиях чистой монополии, определяет одновре­менно два параметра: объем выпуска и цену. Фирма-моно­полист может производить меньше продукции и продавать ее по более высокой цене, может существенно снизить издержки за счет увеличения масштаба производства и снизить цену.

В условиях чистой монополии цена не является заданной величиной. Сталкиваясь с совокупным рыночным спросом, производитель осознает: чем больше продукции он произведет, тем меньше будет цена реализации. Кривая спроса (и средней выручки) для монополиста имеет отрицательный наклон, а предельная выручка будет все время ниже средней. В условиях монополии кривые средней и предельной выручки не совпадают, причем MR < AR. Монополист максимизирует свою прибыль при MR = MC, но MR < Р в отличие от фирмы, функционирующей в условиях совершённой конкуренции. В случае простой монополии (не прибегающей к ценовой дискриминации) предельный доход, получаемый от продажи дополнительной единицы продукции, всегда ниже ее цены.

Существует взаимосвязь эластичности спроса по цене, общего дохода и предельного дохода простой монополии. Напомним, спрос считают эластичным, если уменьшение цены будет увеличивать валовой доход, тогда как, если спрос неэластичен, то падение цены умень­шит валовой доход. Когда спрос эластичен, значения предельного дохода положительны и общий доход растет. Когда спрос неэластичен, предельный доход меньше нуля и общий доход падает. Наконец, когда спрос единичной эластичности, предельный доход равен нулю и общий доход максимальный.Монополист, максимизирующий прибыль, будет всегда стремиться избегать неэластичного отрезка его кривой спроса в пользу некоторой комбинации цена – количество на эластичном отрезке.

Какой же объем производства обеспечивает фирме-монополисту максималь­ную прибыль? На рис. 2. представлен этот объем производства Q1.

Р1
Q1 Q1
A
 
 

Рис. 2. Определение монопольной цены и объема производства чистого монополиста

Кривые MR и МС пересекаются в точке A, которой соответствует выпуск мо­нополистом Q1, единиц продукции. Объему выпуска Q1 соответствует точка Bна кривой спроса и цена спроса Р1.

Алгебраический вывод условия равновесия монополиста. Прибыль рав­на разности между валовым доходом и общими издержками, которые пред­ставляют собой функцию от Q: Pf(Q) = TR(Q) - TC(Q). По мере того как Q растет, прибыль будет возрастать до тех пор, пока не достигнет максимума, а затем начнет снижаться. Таким образом, объем про­изводства Q максимизирует прибыль в том случае, когда приращение прибыли при дополнительном увеличении Q будет рав­но нулю, т. е. ∆ Pf / ∆Q = О. Тогда

∆ Pf / ∆Q = ∆TR / ∆Q — ∆TС / ∆Q = О.

Но соотношение ∆ TR / ∆Q является предельным доходом, a ∆TC / ∆Q — предельными издержками, и поэтому условием максими­зации прибыли является

MR — MC = О или MR = MC.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: