Роль управленческого персонала в повышении эффективности менеджмента

Тема 5 Управление трудовыми процессами на предприятии

План:

1) Роль управленческого персонала в повышении эффективности менеджмента;

2) Власть руководителя. Типы власти;

3) Трудовой коллектив и его роль в управлении предприятием;

4) Организация деятельности трудового коллектива. Стили управления;

5) Управление конфликтами на предприятии;

6) Управление изменениями на предприятии.

На предприятии к работникам, управляющим трудовым коллективом, относятся менеджеры (руководители).

Менеджер (англ. manager, от manage – управлять) – это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определен­ным видам деятельности организации, функционирующей в ры­ночных условиях.

Термин «менеджер» имеет довольно широкое распростра­нение и употребляется применительно:

- к организатору конкретного вида работ в рамках отдель­ного подразделения или программно-целевой группы;

- руководителю предприятия или его подразделения (управления, отделения, отдела);

- руководителю по отношению к подчиненным;

- администратору любого уровня управления, организую­щему работу в соответствии с современными методами;

- специалисту по управлению производством;

- предпринимателю-организатору в определенной сфере;

- члену руководящего состава фирмы, наделенному испол­нительной властью и осуществляющему определенные ему функции.

Таким образом, менеджеры занимают различные позиции в организации, решают далеко не одинаковые задачи, выполняют разные функциональные обязанности.

Процесс управленческого труда в орга­низации можно представить в виде рисунка 4.1.

Рисунок 4.1 – Процесс управленческого труда в организации

Организация не может существовать без менеджеров, так как они выполняют следующие функции:

1) устанавливают связи между отдельными операциями в ор­ганизации;

2) обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения;

3) осуществляют руководство коллективом организации или подразделения;

4) выступают в роли лидера, способного вести за собой под­чиненных, используя авторитет, высокий профессионализм и по­ложительные эмоции;

5) разрабатывают и реализуют стратегию и тактику деятель­ности организации;

6) несут ответственность за результаты деятельности органи­зации или подразделения;

7) обеспечивают интересы лиц или органов, которым принад­лежит организация;

8) выполняют роль основного звена по связи организации с внешним окружением (властью, партнерами и т.д.);

9) создают коллектив и направляют его развитие в нужное русло, воспитывают членов коллектива, обладая высокими нрав­ственными качествами;

10) выступают в роли инноватора, понимающего роль науки в современных условиях, умеющего ценить и без промедления внедрять в производство (коммерцию) то или иное изобретение или ноу-хау;

11) генерируют идею, находят в ней сильные и слабые сторо­ны, стремятся заглянуть в суть проблемы, добраться до истины;

12) анализируют, оценивают сделанное, намечают и реализуют меры по улучшению положения дел.

Работники, участ­вующие в управлении, делятся в зависимости от характера и содержания выполняемых функций на три категории:

- управляющие (в лице руководителей, менеджеров) – наде­лены полномочиями принимать управленческие решения, не­посредственно осуществлять управляющие воздействия);

- специалисты (в лице работников аппарата служб управ­ления, чиновников) –анализируют информацию об объек­те управления, участвуют в подготовке, обсуждении, выборе управленческих решений, подготавливают рекомендации для управляющих;

- технические исполнители – обслуживают управляю­щих и специалистов, выполняют вспомогательные операции по обеспечению процесса управления и его участников.

Руководители организаций и их подразделений опре­деляют цели и направления деятельности, осуществляют подбор и расстановку кадров, координацию работы исполнителей, про­изводственных (коммерческих) и управленческих подразделений, обеспечивают согласованный, слаженный и эффективный труд соответствующих коллективов.

Труд управляющих является весьма разнородным и ответ­ственным. В нем сочетается индивидуальная, коллегиальная и коллективная деятельность.

Руководитель должен лично знакомиться с информацией, входящей документацией, проверять, подписывать, а иногда и готовить исходящие письма, документы, продумывать готовящиеся решения и принимать их, анализировать сложившуюся ситуацию, происходящие процессы, связанные с объектом управ­ления. В этом проявляется индивидуальная деятельность менед­жера.

В то же время руководители призваны участвовать в колле­гиальной выработке решений с участием руководителей выше­стоящего и нижестоящего уровней, компаньонов, смежников, подчиненных специалистов, советников, общественных и проф­союзных лидеров. Это в основном деятельность совещательного характера (коллегиальная деятельность).

Коллективная деятельность – это работа руководителя с производственным, трудовым коллективом, с исполнителями. В ходе контактов, общения с работниками руководитель выяс­няет социально-психологическую обстановку в коллективе, выслушивает мнения и жалобы работников, сообщает им о го­товящихся и принятых решениях, обосновывает необходи­мость и целесообразность осуществления планов, мероприя­тий, побуждает их к эффективной, качественной работе. Кон­такты с исполнителями могут носить характер производствен­ных совещаний, встреч, посещения подразделений, рабочих мест, личных приемов.

Специалисты (инженеры, техники, экономисты и др.) разрабатывают и внедряют новые или усовершенствованные ви­ды продукции, технологические процессы, а также формы орга­низации труда и управления, обеспечивают предприятие необхо­димой документацией, материалами, ремонтным и другим об­служиванием, осуществляют коммерческую деятельность.

Специалисты, будучи консультантами, советниками, по­мощниками руководителя, выполняя работы, необходимые для управления, сами редко уполномочены принимать решения, вхо­дящие в компетенцию их руководителя. Но они оказывают ог­ромное влияние на принятие управленческих решений, выдвигая и обосновывая определенные варианты таких решений и участ­вуя вместе с руководителем в выборе конечного варианта, убеждая его в пользу того или иного решения. При некомпетентном в своем деле, недостаточно грамотном руководителе судьба управ­ленческого решения чаще всего находится в руках специалистов.

Технические исполнители (секретари, делопроизводители, расчетчики и другие) выполняют разнообразную работу, связан­ную с обеспечением деятельности руководителей и специали­стов.

Можно выделить 2 вида управленческого труда: аналитический и административный.

Аналитический труд заключается в получении и вос­приятии необходимой для принятия решений информации. К числу таких операций в зависимости от форм и методов их вы­полнения относятся:

- рассмотрение и изучение различных доку­ментов и литературных источников;

- проведение устных бесед, опросов и непосредственных наблюдений;

- изложение результа­тов анализа в соответствующих документах (справках, докладах, аналитических обзорах);

- постановка или уточнение диагноза су­ществующего положения.

Административный труд заключается в непосредственном управлении действиями и поведением людей в процессе их трудовой деятельности.

Процесс административного труда складывается из вы­полнения следующих организационно-административных опе­раций:

- служебно-коммуникационных (передача и прием уст­ной информации путем телефонных переговоров, обхода рабо­чих мест, приема сотрудников и посетителей, передвижения в пределах предприятия);

- распорядительных (доведение реше­ний до исполнителей путем отдачи устных распоряжений, письменных приказов, указаний, установления заданий испол­нителям или утверждения составленных ими личных планов работы, устного инструктажа в процессе выполнения заданий и поручений, составления и утверждения письменных инст­рукций);

- координационных (взаимная увязка работы подразде­лений и служб путем проведения совещаний и заседаний, со­ставления плана-графика выполнения работы с указанием ис­полнителей и сроков);

- контрольно-оценочных (контроль ис­полнения приказов, решений совещаний, планов, заданий, по­ручений, оценка работы подразделений и исполнителей, поощ­рения и взыскания).

К менеджеру любого уровня предъявляется целый ряд тре­бований. Он должен обладать следующими основными качест­вами:

- наличие знаний и опыта в области управления совре­менной организацией;

- компетентность в вопросах состояния и развития той от­расли, к которой относится организация по виду и характеру дея­тельности (состояние исследований, техника, технология, конку­ренция, динамика спроса на продукцию);

- владение навыками предпринимательства, умение вла­деть ситуацией на рынках;

- умение обосновывать и принимать компетентные реше­ния в условиях высокой динамичности и неопределенности на основе согласования с нижестоящими руководителями и работ­никами, распределять участие их в реализации принятых реше­ний;

- наличие практического опыта и знаний в области анали­за ситуации на определенных рынках или их сегментах, на кото­рых уже работает или намеревается работать;

- высокая культура, честность, способность быть образ­цом во всем;

- умение анализировать деятельность и действия фирм-конкурентов;

- способность и умение управлять ресурсами организа­ции;

- умение прогнозировать и планировать работу организа­ции;

- владение способами повышения эффективности управ­ления и функционирования организации;

- владение современными информационными техноло­гиями, средствами коммуникации и связи;

- умение управлять самим собой, своими эмоциями в стрессовых ситуациях и временем;

- хорошая риторика, выразительность, быстрая словесная реакция;

- убедительность, высокий интеллект, чувство юмора, уверенность в себе;

- уверенность в суждениях, оригинальность, творческий подход;

- инициативность, целеустремленность;

- высокая работоспособность, жизненная активность, вы­носливость;

- обаяние, популярность, привлекательность;

- готовность взять на себя ответственность;

- решительность, энергичность, динамичность в решении вопросов;

- знания и проницательность (знание конкретных условий в организации, умение в них ориентироваться, быть проница­тельным и находчивым);

- умение оказывать самопомощь (помощь самому себе), поддерживать себя за счет развития навыков управления в опре­деленных условиях организации;

- умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регу­лирования экономики в своей стране и в других странах, на рын­ках которых фирма стремится усилить либо удержать свои пози­ции.

Важнейшим требованием к менеджеру любого уровня яв­ляется умение работать с людьми. Сюда относятся:

- знание в совершенстве своих прямых подчиненных, их способностей и возможностей выполнения конкретной поручае­мой им работы;

- знание условий, связывающих предприятие и работни­ков; защита интересов тех и других на справедливой основе;

- умение устранять неспособных работников с целью удержания единства коллектива и обеспечения эффективности функционирования организации (подразделения);

- умение строить отношения с людьми с учетом взаимо­связи формальной и неформальной структур;

- способность и умение влиять на подчиненных;

- умение общаться с людьми, знание «человеческих от­ношений».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: