Процесс выработки и реализации управленческих решений

Таблица 4.1 - Классификация управленческих решений

Сущность, виды и классификация управленческих решений

Тема 4 Принятие управленческих решений

План:

1) Сущность, виды и классификация управленческих решений;

2) Процесс выработки и реализации управленческих решений;

3) Организация и проведение совещаний и деловых бесед;

4) Риск при принятии решений;

5) Распределение полномочий на принятие решений.

Принятие решений составляет суть управленческого процесса, его исходную и наиболее ответственную стадию.

Управленческое решение представляет собой обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия (либо, наоборот, воздержаться от них), связанные с достижением целей организации и преодолением стоящих перед ней проблем. Это процесс выбора из множества имеющихся альтернатив (целей, способов действия и проч.) наиболее предпочтительной.

Управленческое решение как специфический вид деятельности человека в процессе управления можно представить в виде последовательности определенных операций. Это разработка вариантов действий, выбор варианта, его принятие (утверждение) и осуществление.

Управленческие решения могут быть выражены в форме:

1) закона;

2) приказа (письменного или устного);

3) распоряжения;

4) протокола (это решение об отражении каких-либо событий, обстоятельств, правил);

5) инструкции (это порядок и способ выполнения действий, которые устанавливает решение);

6) договора (это решение о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязательств);

7) плана (это решение, отражающее конкретные задачи и цели деятельности организации, а также средства, методы и время их реализации).

В процессе принятия управленческих решений руководителю необходимо ответить на следующие вопросы:

1) для чего делать (реализация идеи, решение проблемы);

2) что именно (какие новые потребности покупателей необхо­димо удовлетворять либо на каком качественном уровне необхо­димо удовлетворять старые потребности);

3) как (по какой технологии);

4) для кого;

5) с какими производственными затратами;

6) в каком количестве;

7) в какие сроки;

8) где (место, производственное помещение);

9) кому поставлять;

10) по какой цене и когда;

11) что это даст предприятию и обществу в целом (какой эффект будет получен)?

Теперь представим классификацию управленческих решений по нескольким признакам (Таблица 4.1).

Тип классификации Вид управленческого решения
1)Степени влияния на будущее предприятия 1.1 стратегические (отражают основные пути развития предприятия); принимаются на высшем уровне управления (например, о выходе на новый рынок); 1.2 тактические (отражают конкретные способы продвижения по ним); принимаются на низовых уровнях управления (например, о ремонте оборудования).
2)По степени самостоятельности 2.1 инициативные (принимаются руководством организации под воздействием обстоятельств); 2.2 предписанные (конкретизируют поступающие сверху (например, от головной фирмы) указания);
3)По масштабам 3.1 глобальные (затрагивают все предприятие в целом); 3.2 локальные (касаются только одной его части (стороны деятельности));
4)В соответствии с временным горизонтом 4.1 перспективные (последствия которых будут ощущаться длительное время (например, об инвестировании)); 4.2 текущие (ориентированные на нужды сегодняшнего дня (об изыскании средств для выплаты заработной платы));
5)В зависимости продолжительности периода реализации 5.1 долгосрочные (свыше 5 лет) (имеют прогнозный характер; могут так и остаться на бумаге, если предположения не оправдаются); 5.2 среднесрочные (от 1 года до 5 лет) (отражаются в обязательных для исполнения планах и программах, в соответствии с которыми осуществляются конкретные мероприятия); 5.3 краткосрочные (до 1 года) (отражаются в оперативных распоряжениях);
6)По содержанию принятия 6.1 технические (принимаются по поводу использования оборудования, технологий и т.п.); 6.2 экономические (связаны с финансовыми затратами, которые несет предприятие им с обусловленными ими результатами); 6.3 социальные (принимаются в отношении персонала и касаются вопросов оплаты, льгот, гарантий, развития человека как личности; они призваны создать благоприятные условия труда, должны учитывать индивидуальные особенности и психологию людей);
7)По способу принятия 7.1 индивидуальные (принимаемые отдельными руководителями в пределах и полномочий) (например, приказ, договор); 7.2 коллективные (подготавливаются и принимаются группами специалистов);
8)По степени обязательности исполнения 8.1 директивные (разрабатываются высшими инстанциями в стабильных условиях по поводу наиболее важных проблем организации и требуют обязательного исполнения); 8.2 рекомендательные (готовятся совещательными органами (комитетами или комиссиями); их исполнение желательно, но не обязательно, поскольку те, к кому эти решения относятся, формально не подчиняются тем, кто их принимает);
9)С точки зрения предопределенности 9.1 запрограммированные (к их принятию приводит или логика развития ситуации, когда иного выхода нет, или ее стандартность, обусловливающая выбор в соответствии с готовыми правилами и процедурами лишь момента начала действий и степени их интенсивности); 9.2 незапрограммированные (принимаются в новых или неопределенных обстоятельствах, если требуемые шаги трудно заранее точно расписать; они определяют набор и последовательность предстоящих действий и требуют творческого подхода).

Все управленческие решения, несмотря на их разнообразие должны удовлетворять требованиям:

1. Быть научно-обоснованными, компетентными, приниматься на основе достоверной и полной информации с анализом и оценкой возможных альтернатив.

2. Иметь четкую целевую направленность и адресность.

3. Быть не противоречивыми.

4. Отличаться быстродействием и своевременностью.

5. Решения должны обладать возможностью контроля исполнения.

6. Должны быть комплексными, т.е. приниматься с учетом различных факторов (технических, организационных, социально-психологических)

Принятие и реализация решений - сложный процесс, со­стоящий из нескольких стадий и этапов (рисунок 4.1).

Рисунок 4.1 – Процесс принятия и реализации управленческих решений

На 1 стадии «Признание необходимости решения» происходит выявление, формулировка и обоснование проблемы. Затем производится сбор и анализ информации для решения проблемы. После этого происходит выбор и формулировка целей.

Задача менеджера на этом этапе состоит в анализе проблемной ситуации, требующей своего разрешения, изучении положения дел и целей, предварительной формулировке критериев решения.

На 2 стадии «Выработка и принятие решения» разрабатываются альтернативные варианты решения, происходит их оценка и отбор, а затем – выбор окончательного варианта и принятие решения.

То есть на данном этапе целесообразно выявить все возможные действия, устраняющие причины проблем и выбрать наилучшее из них.

На 3 стадии «Реализация решения» происходит разработка плана реализации решения и выбор необходимых ресурсов, затем план доводится до исполнителей, и проводится контроль за исполнением решения. В процессе контроля выявляются отклонения и вносятся поправки, помогающие реализовать решение полностью. С помощью контроля устанавливается связь между управляющей и управляемой системами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: