Таблица 4.1 - Классификация управленческих решений
Сущность, виды и классификация управленческих решений
Тема 4 Принятие управленческих решений
План:
1) Сущность, виды и классификация управленческих решений;
2) Процесс выработки и реализации управленческих решений;
3) Организация и проведение совещаний и деловых бесед;
4) Риск при принятии решений;
5) Распределение полномочий на принятие решений.
Принятие решений составляет суть управленческого процесса, его исходную и наиболее ответственную стадию.
Управленческое решение представляет собой обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия (либо, наоборот, воздержаться от них), связанные с достижением целей организации и преодолением стоящих перед ней проблем. Это процесс выбора из множества имеющихся альтернатив (целей, способов действия и проч.) наиболее предпочтительной.
Управленческое решение как специфический вид деятельности человека в процессе управления можно представить в виде последовательности определенных операций. Это разработка вариантов действий, выбор варианта, его принятие (утверждение) и осуществление.
|
|
Управленческие решения могут быть выражены в форме:
1) закона;
2) приказа (письменного или устного);
3) распоряжения;
4) протокола (это решение об отражении каких-либо событий, обстоятельств, правил);
5) инструкции (это порядок и способ выполнения действий, которые устанавливает решение);
6) договора (это решение о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязательств);
7) плана (это решение, отражающее конкретные задачи и цели деятельности организации, а также средства, методы и время их реализации).
В процессе принятия управленческих решений руководителю необходимо ответить на следующие вопросы:
1) для чего делать (реализация идеи, решение проблемы);
2) что именно (какие новые потребности покупателей необходимо удовлетворять либо на каком качественном уровне необходимо удовлетворять старые потребности);
3) как (по какой технологии);
4) для кого;
5) с какими производственными затратами;
6) в каком количестве;
7) в какие сроки;
8) где (место, производственное помещение);
9) кому поставлять;
10) по какой цене и когда;
11) что это даст предприятию и обществу в целом (какой эффект будет получен)?
Теперь представим классификацию управленческих решений по нескольким признакам (Таблица 4.1).
Тип классификации | Вид управленческого решения |
1)Степени влияния на будущее предприятия | 1.1 стратегические (отражают основные пути развития предприятия); принимаются на высшем уровне управления (например, о выходе на новый рынок); 1.2 тактические (отражают конкретные способы продвижения по ним); принимаются на низовых уровнях управления (например, о ремонте оборудования). |
2)По степени самостоятельности | 2.1 инициативные (принимаются руководством организации под воздействием обстоятельств); 2.2 предписанные (конкретизируют поступающие сверху (например, от головной фирмы) указания); |
3)По масштабам | 3.1 глобальные (затрагивают все предприятие в целом); 3.2 локальные (касаются только одной его части (стороны деятельности)); |
4)В соответствии с временным горизонтом | 4.1 перспективные (последствия которых будут ощущаться длительное время (например, об инвестировании)); 4.2 текущие (ориентированные на нужды сегодняшнего дня (об изыскании средств для выплаты заработной платы)); |
5)В зависимости продолжительности периода реализации | 5.1 долгосрочные (свыше 5 лет) (имеют прогнозный характер; могут так и остаться на бумаге, если предположения не оправдаются); 5.2 среднесрочные (от 1 года до 5 лет) (отражаются в обязательных для исполнения планах и программах, в соответствии с которыми осуществляются конкретные мероприятия); 5.3 краткосрочные (до 1 года) (отражаются в оперативных распоряжениях); |
6)По содержанию принятия | 6.1 технические (принимаются по поводу использования оборудования, технологий и т.п.); 6.2 экономические (связаны с финансовыми затратами, которые несет предприятие им с обусловленными ими результатами); 6.3 социальные (принимаются в отношении персонала и касаются вопросов оплаты, льгот, гарантий, развития человека как личности; они призваны создать благоприятные условия труда, должны учитывать индивидуальные особенности и психологию людей); |
7)По способу принятия | 7.1 индивидуальные (принимаемые отдельными руководителями в пределах и полномочий) (например, приказ, договор); 7.2 коллективные (подготавливаются и принимаются группами специалистов); |
8)По степени обязательности исполнения | 8.1 директивные (разрабатываются высшими инстанциями в стабильных условиях по поводу наиболее важных проблем организации и требуют обязательного исполнения); 8.2 рекомендательные (готовятся совещательными органами (комитетами или комиссиями); их исполнение желательно, но не обязательно, поскольку те, к кому эти решения относятся, формально не подчиняются тем, кто их принимает); |
9)С точки зрения предопределенности | 9.1 запрограммированные (к их принятию приводит или логика развития ситуации, когда иного выхода нет, или ее стандартность, обусловливающая выбор в соответствии с готовыми правилами и процедурами лишь момента начала действий и степени их интенсивности); 9.2 незапрограммированные (принимаются в новых или неопределенных обстоятельствах, если требуемые шаги трудно заранее точно расписать; они определяют набор и последовательность предстоящих действий и требуют творческого подхода). |
Все управленческие решения, несмотря на их разнообразие должны удовлетворять требованиям:
|
|
1. Быть научно-обоснованными, компетентными, приниматься на основе достоверной и полной информации с анализом и оценкой возможных альтернатив.
2. Иметь четкую целевую направленность и адресность.
3. Быть не противоречивыми.
4. Отличаться быстродействием и своевременностью.
5. Решения должны обладать возможностью контроля исполнения.
6. Должны быть комплексными, т.е. приниматься с учетом различных факторов (технических, организационных, социально-психологических)
Принятие и реализация решений - сложный процесс, состоящий из нескольких стадий и этапов (рисунок 4.1).
Рисунок 4.1 – Процесс принятия и реализации управленческих решений
На 1 стадии «Признание необходимости решения» происходит выявление, формулировка и обоснование проблемы. Затем производится сбор и анализ информации для решения проблемы. После этого происходит выбор и формулировка целей.
|
|
Задача менеджера на этом этапе состоит в анализе проблемной ситуации, требующей своего разрешения, изучении положения дел и целей, предварительной формулировке критериев решения.
На 2 стадии «Выработка и принятие решения» разрабатываются альтернативные варианты решения, происходит их оценка и отбор, а затем – выбор окончательного варианта и принятие решения.
То есть на данном этапе целесообразно выявить все возможные действия, устраняющие причины проблем и выбрать наилучшее из них.
На 3 стадии «Реализация решения» происходит разработка плана реализации решения и выбор необходимых ресурсов, затем план доводится до исполнителей, и проводится контроль за исполнением решения. В процессе контроля выявляются отклонения и вносятся поправки, помогающие реализовать решение полностью. С помощью контроля устанавливается связь между управляющей и управляемой системами.