По способу отнесения затрат на единицу производимой продукции

2.

1.

Финансовые ресурсы и капитал

1. Общие понятия финансовых ресурсов и капитала

2. Затраты предприятия

3. Выручка от реализации продукции (услуг, работ)

4. Прибыль и рентабельность

Фин. ресурсы и капитал сегодня в ф.п. – это главные объекты исследования.

Финансовые ресурсы предприятия – это часть ден. ср-в в форме доходов, накоплений и поступлений, предназначенных для выполнения финансовых обязательств и покрытия затрат произведенных в процессе расширенного воспроизводства.

В тоже время в условиях рыночной экономики для предприятий важны не сколько фин. ресурсы, сколько капитал, т.к. он приносит доход предприятию.

Капитал – это обособившаяся часть финансовых ресурсов, задействованных предприятием в хоз. оборот и приносящих доход.

Следовательно, капитал – это превращённая форма фин. ресурсов.

Их главное отличие заключается в том, что на тот или иной момент времени фин. ресурсы по своей величине всегда больше или равны (редко) объёму капитала. Равенство капитала и фин. ресурсов означает, что предприятие не имеет никаких фин. обязательств, а все имеющиеся фин. ресурсы запущены в хоз. оборот. В реальной жизни такого равенства не может быть, т.к. финансовая отчётность строится не на отражении фин. ресурсов и капитала как таковых, а предполагает отражение из превращённых форм, т.е. обязательств и капитала.

Из определения вытекает, что фин. ресурсы – это совокупность ден. ср-в, а источники из образования разные. Главный источник – собственные средства, полученные от реализации продукции, услуг. Второй источник – привлечённые (дополнительная эмиссия цен. бумаг, и полученные от них поступления) и заёмные (банковские кредиты, выпуск и размещение долговых обязательств) ср-ва. Источники также можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние - собственные, внешние – привлечённые и заёмные.

К внутренним (собственным) фин. ресурсам относятся чистая прибыль и амортизационный фонд. В превращённой форме – финансовые обязательства перед работниками предприятия, налоговыми органами, перед другими предприятиями.

Обязательства как часть фин. ресурсов отражается в виде пассивов, а капитал в виде активов.

Пассив (от лат.) – бездеятельность, воздержание от чего-либо. По структуре пассивы делятся на 3 части:

> Кредиторская задолженность:

· Счета к платежу за товары и услуги

· Задолженность по выданным векселям

· Задолженность по расчётам с бюджетом, с гос. внебюджетными фондами, с работниками и др. кредиторами

· Авансы

· Предоплата, полученная от покупателей и заказчиков

> Кредиты и займы:

· Долгосрочные кредиты банков

· Облигации и другие долгосрочные займы

· Краткосрочные кредиты банков

· Прочие краткосрочные займы

> Источники собственных ресурсов:

· Уставной капитал

· Добавочный капитал

· Резервы и ден. фонды предприятия

· Нераспределённая прибыль прошлых лет и текущего периода.

Активы (от лат.) – деятельный

Активы делятся на:

> оборотные:

Ø оборотные фонды, которые непосредственно участвуют в производстве

Ø фонды обращения

> внеоборотные (используются больше 1 года):

Ø материальные (земля, здания, сооружения, оборудование и т.д.) + долгосрочные фин. вложения, которые включают в себя незавершённые работы по кап.строительству, долевое участие в создании различных фирм и др. Их общее – большой срок отвлечения.

Ø нематериальные (интеллектуальные активы: патенты, торговые марки, ноу-хау, лицензии и т.д.)

Пассивы и активы предприятия должны находиться в равновесии!

Фин. ресурсы предприятия образуются, в целом, за счёт 3 источников:

1. собственные источники

2. привлечённые средства

3. заёмные средства

Расходование средств называют финансированием, но по поводу этого существует много споров. Именно с помощью финансирования покрываются денежные затраты, которые несёт предприятие. Характер, состав, структура этих затрат зависит от множества факторов: организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности, доли, которой занимает предприятие на рынке и т.д.

По экономическому содержанию все денежные затраты можно разделить на 3 группы:

1) затраты, связанные с извлечением прибыли

2) затраты, не связанные с извлечением прибыли (отчисление в благотворит. фонды и др.)

3) принудительные затраты

Все затраты можно классифицировать по разным критериям: по учётному признаку, по способу отнесения затрат на единицу выпускаемой продукции, по степени однородности.

По учётному признаку

затраты группируются в соответствии с действующим законодательством в связи с необходимостью налогообложения предприятия как главного налогоплательщика. Государство устанавливает правила для налогоплательщиков по ведению учёта затрат на производство и реализацию продукции (для целей налогообложения), т.е. регламентирует порядок их начисления и списания с источников их покрытия (Налоговый кодекс). Элементы затраты, включаемые в себестоимость работ и услуг, делятся на следующие виды: материальные затраты (за вычетом возвратных отходов, амортизация, затраты на оплату труда, страховые и социальные платежи и прочее.

Материальные затраты - это оплата сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, топливо и энергия всех видов, тары и тарные материалы, запасные части, затраты на приобретение малоценных и быстроизнашиваемых предметов, средства переданные сторонним организациям за услуги производственного характера. Величина прибыли напрямую зависит от объёма этих затрат; чтобы они возместились, требуются 2 условия: 1. продукция должна быть реализована; 2. ден. средства от продажи продукции в общей сумме в виде выручки должны своевременно поступить на банковские счета.

Одним из главных факторов является цена приобретения сырья, материалов и т.д., которые учитываются в этом элементе без косвенных налогов. именно эта цена составляет базовую их себестоимость + транспортные расходы по их доставке. Если сырьё, материалы и т.д. импортируются, то сюда прибавляются и таможенные платежи.

Амортизация основных фондов включается в состав себестоимости по установленным нормам амортизации к балансовой стоимости основных фондов.

Амортизация – это перенесение по частям по мере физического износа стоимости основных фондов на стоимость готового продукта.

Всё имущество, которые амортизируется, делится на 4 категории:

I. Здания, сооружения и компоненты к ним (недвижимость)

II. Автотранспорт, конторское оборудование, компьютерная техника, информационная система и система обработки данных

III. Оборудование, т.е. технологическое, энергетическое, транспортное и иное оборудование и прочие мат. активы, не включённые в первые 2 группы.

IV. Нематериальные активы

Результатом амортизации является создание амортизационного фонда – это целевые накопления, осуществляемые за счёт амортизационных отчислений, предназначенных для простого (и частично расширенного) воспроизводства.

Амортизационные отчисления – это денежное выражение размера амортизации, соответствующего степени износа основных фондов. Амортизационные отчисления осуществляются по нормам амортизации (устан. Правительством с дифференциацией по категориям имущества за исключение 4 группы). С нематериальными активами амортизационные отчисления осуществляются равными долями в течение срока их полезного использования (не более 10 лет).

Начисление амортизации производится одним из 5 способов:

1) линейные (равномерный) метод

2) метод уменьшаемого остатка

3) метод уменьшаемого остатка с переходом на равномерный

4) кумулятивный метод (метод субчисел)

5) метод списания стоимости пропорционально объёму продукции или работ.

Затраты на оплату труда – это денежные выплаты (иногда натуральные) работникам предприятия за осуществление своих производственных функций. Этот элемент очень многослоен, и включает все виды оплаты труда + материальная помощь, премии, оплата дополнительных отпусков, единовременные надбавки, пособия, компенсации и т.д.

Социальные страховые платежи отчисляются от фонда оплаты труда в гос. внебюдж. фонды. Общие размеры - 30% от фонда оплаты труда.

Прочие затраты – это расходы административно-управленческому аппарату, аренда, амортизация нематериальных активов и т.д.

различаются постоянные и переменные затраты. Эта группировка используется для планирования затрат (себестоимости) и для правильного современного опредения цен на продукцию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: