Оборотные средства

4.

3.

В соответствии с нормативными актами, действующими в РФ, и международными стандартами финансовой отчётности доходы – это приращение экономических выгод в течение отчётного периода, вызванного в форме притока или увеличения активов либо уменьшения обязательств, что в конечном итоге выражается в увеличении капитала (без учёта акционерного и складочного капитала).

Доходы предприятия складываются из 2-х частей:

1. Выручка от реализации продаж (доходы от обычной деятельности, которые характеризую основную деятельность, связанную с производством продукции, оказанию услуг/работ).

2. Прочие доходы

До 2006 года прочие доходы и прочие расходы делились на операционные и внереализационные, включая чрезвычайные; в сентябре 2006 г. МинФин своим приказом 116-н внёс изменения в классификацию доходов и расходов и теперь все доходы и расходы делятся на доходы и расходы от обычных видов деятельности и прочие доходы. Прочие доходы отражались следующим образом: %-ы к получению (уплате), доходы от участия в других организациях и др.

Для целей финансового анализа и управления прочие доходы целесообразно делить на операционные и внереализационные.

Доходы от операционной деятельности, не связанные с производством и продажей продукции получаются не в результате продажи продукции: сдача имущества в аренду, продажа имущества, предоставление займов и др.

Доходы от внереализационной деятельности складываются также вне зависимости от обычной деятельности предприятия, к которым относятся чрезвычайные ситуации, курсовые разницы валюты, безвозмездные получения активов, списание задолженностей и т.д.

В конечном итоге все доходы от реализации продаж. или выручку, можно рассматривать как результат хозяйственной деятельности, а сам объём выручки, или объём продаж, это важнейший показатель для бюджетирования и сметного планирования предприятия.

Деление доходов в соответствии с ПБУ необходимо для целей анализа финансово-хозяйственной деятельности. В тоже время выручку от реализации в целях определения денежного потока предприятия можно получить как результат доходов от 3-х видов деятельности:

1) Обычной (основной) деятельности

2) Инвестиционной деятельности

3) Финансовой деятельности

Каждый этот вид требует особых приёмов управления. В целом получается, что выручка распадается на поступления (притоки) денежных средств и выбытия (оттоки).

Притоки от основной деятельности Оттоки от основной деятельности
Выручка от реализации З/п
Получение процентов по выданным кредитам Приобретение и прирост производственных запасов
  Эксплуатационные затраты
  Выплата процентов по кредитам
  Уплата налогов
Притоки по инвестиционной деятельности Оттоки по инвестиционной деятельности
Продажа внеоборотных активов Приобретение внеоборотных активов
Реализация ценных бумаг Приобретение ценных бумаг
Погашение кредитов и займов Выдача кредитов и займов
Притоки по финансовой деятельности Оттоки по финансовой деятельности
Выпуск акций и облигаций Выкуп собственных акций
  Погашение облигаций
  Выплата дивидендов

На практике это проявляется в том, что предприятию для управления каждым из названных потоков создаётся соответствующим центром финансового учёта в рамках отдела (департамента) сбыта.

Вся произведенная и реализационная продукция/работы/услуги может выступать в 2-х видах: в виде стоимости валовой продукции (включает стоимость незавершённого производства) и в виде стоимости товарной продукции.

Стоимость реализованной продукции также может учитываться в зависимости от выбранной учётной политики в 2-ух вариантах:

1) по отгруженной продукции

2) по уплаченной продукции (крайне редко)

Таким образом, выручка – это главный показатель формирования собственных финансовых ресурсов, который оказывает влияние на величину прибыли.

Структура выручки, основным элементом которой являются затраты, имеет важное значение для формирования собственных финансовых ресурсов и доходов. Вместе с тем, она не может гарантировать получение достаточных доходов. Поэтому для решения данной задачи значение имеет объём выручки, который зависит от ёмкости рынка, количества предложенных товаров предприятий и от уровня цен. При этом снижение цен выступает фактором расширения продаж, но в пределах определённой ёмкости рынка. В таком случае, выручка не увеличивается, но меняются соотношения между структурными элементами выручки. В то же время изменение пропорций можно осуществлять в определённых границах, т.к. для каждого предприятия существует предельно допустимый уровень затрат, ниже которого нельзя опускаться. Иначе говоря, для каждого предприятия имеется критический объём выручки, который обеспечивает самофинансирование затрат (точка безубыточности).

Объём выпуска продукции в натуральном выражении определяется по формуле: КОЛИЧЕСТВО = ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ / (ЦЕНА – ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ НА ЕД. ПРОДУКЦИИ).

Объём выпуска продукции в денежном выражении: КОЛИЧЕСТВО = ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ / (1 – (ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ / ЦЕНА))

Для того, чтобы учесть ряд факторов объёма выручки в точке безубыточности необходимо знать параметры изменений:

> предельный уровень цен

> объём выручки в денежной форме для определения минимальной прибыли

> предельный уровень переменных затрат

Исходя из этого в финансовой науке и практике важное значение имеют методы определения затрат, а следовательно и выручки именно в денежной оценке. Эти методы во многом формальны (поддаются колич. оценке), поэтому важно знать способы приведения денежной оценки оборотных фондов (главным элементом являются производственные запасы) в соответствии с отражением их в учёте для списания этих оборотных фондов на производство. Существуют несколько способов:

1. По плановой себестоимости с учётом отклонений

2. По средневзвешенной себестоимости

3. По фактической себестоимости

4. По себестоимости первых по времени закупок (метод Фифо)

5. По себестоимости последний по времени закупок (метод Лифо)

По плановой себестоимости оцениваются запасы по их списанию в производство, исходя из разницы между плановой ценой на начало года и ценой отчётного года. Этот метод широко применялся в СССР, он весьма прост и удобен для предприятий с большой разнообразной номенклатурой выпуска. Но этот метод хорош при стабильной экономической ситуации, в условиях рыночных колебаний и высокой инфляции этим методом пользоваться не целесообразно. В этом случае более приемлем метод по фактической себестоимости. Но несмотря на высокую точность главным недостатком является большая трудоёмкость, особенно для предприятий с широкой номенклатурой выпуска изделий.

По средневзвешенной себестоимости является также трудоёмким, но весьма прост, т.к. методика расчёта сводится к определению средневзвешенной цены.

Метод Фифо состоит в том, что себестоимость отпущенных за отчётный период производственных запасов определяется суммой фактических цен, по которым они были приобретены в самый ранний период закупки с учётом остатков, переходящий с прошлого года на начало текущего года.

Метод Лифо состоит в том, что определение себестоимости производственных запасов, отпущенных со склада за отчётный период, осуществляется суммами цен отпущенного количества, начиная с последней даты приобретения этих запасов.

Т.о расчёты производственных запасов с применением разнообразных методов является очень важным, но дают различные результаты. Поэтому выбор предприятий того или иного метода определяется самим предприятием в зависимости от учётной политики и внешних и внутренних факторов.

Прибыль проявляется в функциях:

1. Как главный критерий и показатель эффективности деятельности предприятия.

2. Стимулирующая функция, что вытекает из основной цели предприятия.

3. Как основной источник образования доходов бюджетов разных уровней бюджетной системы страны.

С прибылью тесно связаны такие показатели как доходность, риски и ликвидность.

Доходность – может выступать в 2-ух измерениях: абсолютном (когда говорится о прибыли) и относительном (обычно называется «норма прибыли», «рентабельность»). Это процентное отношение абсолютной величины прибыли к тому или иному фактору её порождающему (обороту, активов, затрат, капиталу и т.д.).

Наиболее общее представление о доходности предприятия даёт показатель рентабельности активов, т.е. она определяется как отношение прибыли до уплаты налогов к стоимости всех активов предприятия. Этот показатель получил название «экономическая рентабельность предприятия»; он концентрирует совокупность интересов кредиторов, собственников, инвесторов и работников предприятия. Именно этот показатель отражает результативность использования всех финансовых ресурсов предприятия, вложенных в имущество, а сама величина прибыли НЭТО (валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до н/о) даёт ответ на вопрос, который звучит так: «Достаточно ли этой величины прибыли для того, чтобы обеспечить ожидаемые доходы для удовлетворения интересов всех участников бизнеса. В экономической и финансовой литературе экономическая рентабельность имеет широкий диапазон мнений, но в целом можно свести к следующему:

ЭК. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ = (ПРИБЫЛЬ НЭТО/АКТИВЫ) *100%

ЭК. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ = (ПРИБЫЛЬ НЭТО/ВЫРУЧКА) * (ВЫРУЧКА/АКТИВЫ) (это базовая формула Дюпона: она позволяет выявить воздействие двух основных факторов на экономическую рентабельность предприятия:

(ПРИБЫЛЬ НЭТО/ВЫРУЧКА) – рентабельность продаж (коммерческая моржа)

(ВЫРУЧКА/АКТИВЫ) – коэффициент трансформации или выручка на ед. активов.

Каждый из этих двух показателей в финансах имеет своё значение и часто используется независимо от формулы Дюпона.

Рентабельность продаж отражает доходностьреализованных товаров/работ/услуг. Причём в финансах предприятия в процессе управления финансами этот показатель служит для оценки доходности отдельных видов выпускаемых изделий/работ/услуг. Поэтому этот показатель анализируется со всех сторон комплексно для того, чтобы определить слабые и сильные стороны факторы, оказывающие влияние на доходность бизнеса. В то же время прибыль НЭТО, с помощью которой оценивается доходность предприятия, не может удовлетворить интересы тех участников бизнеса, доходы которых в известной мере зависят от чистой прибыли (главным образом, это акционеры). Поэтому для устранения данного недостатка в финансах предприятия получило развитие система других показателей и коэффициентов, исчисляемых на основе чистой прибыли. Среди этих показателей большое распространение получили два:

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ = ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ/СОБСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ АКЦИОНЕРНОГО КАПИТАЛА = ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ/АКЦИОНЕРНЫЙ КАПИТАЛ.

Эти показатели необходимы в качестве ориентиров для привлечения внешних инвесторов. Кроме того рентабельность собственных средств не безразлично и для работников предприятия, т.к. от уровня доходности собственного капитала зависят размеры отчислений в фонды потребления, используемые для дополнительных выплат, поощрений и т.д.

В финансах предприятия для целей управления и анализа доходности собственного капитала применяются различные модификации этого показателя, в частности

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ = ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ/СОБСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА = ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ/ОБОРОТ * ВЫРУЧКА/АКТИВЫ * АКТИВЫ/СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ (модифицированная формула Дюпона: позволяет выявить влияние 3-ёх важнейших факторов на доходность:

ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ/ОБОРОТ – коммерческая моржа

ВЫРУЧКА /АКТИВЫ – коэф-т трансформации

АКТИВЫ/СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ – структура капитала

Ключевое значение тут имеет коэф-т трансформации и обратное значение этого показателя. Чем больше величина активов на единицу выручки, тем эффективнее предприятие (больше финансовых ресурсов запущено в оборот). Он показывает соотношение, в котором определяются как и в какой мере используются активы, в полном ли объёме или в частичном.

Несмотря на то, что доходность имеет огромное значение в предпринимательской деятельности предприятия, однако для эффективности его работы в условиях рыночной неопределённости важное значение имеют риски, которые также необходимо оценивать.

Риск - это вероятность (неопределённость) возникновения угроз и получения дохода, которые могут создать возможность возникновения ущерба или получения убытков. Риск зависит от неопределённости развития предприятия и для того, чтобы снизить эту неопределённость специалисты осуществляют планирование (бюджетирование, если быть точнее): сравнивают полученный фактический результат с плановым показателем. Отсюда можно выявить риски, т.е. чем больше расстояние между плановыми и фактическими показателями, тем больше рисков. Это фундаментальная основа для экспертной оценки уровня рисков.

Рисков существует большое многообразие. В целом, их можно разделить на 3 группы:

1. По функциональному воздействию на финансово-хоз. деятельность предприятия:

¾ коммерческий (отраслевой)

¾ деловой (производственный)

¾ финансовый

¾ ликвидности

¾ валютный

¾ кредитный

¾ странновой (политический)

¾ операционный

2. По характеру учёта:

¾ по балансовым операциям (те риски, которые отражают данные, имеющиеся в бухгалтерской отчётности)

¾ по забалансовым операциям

3. По возможности снижения рисков:

¾ систематические (т.е., которые не зависят от деятельности предприятия, а связаны с кризисными ситуациями)

¾ несистематические (можно диверсифицировать)

Соотношение между систематическими и несистематическими рисками предприятия зависит от особенностей и среды, в которой они функционируют.

Между доходностью и риском существует прямая связь: чем выше уровень рисков, тем выше уровень доходности.

Определение уровня рисков – это очень сложная задача, которая требует смежных знаний с использованием математического аппарата, моделирования, описания событий в условиях неопределённости. В то же время для определения оценочной базы уровня рисков используется следующее:

Ø среднее ожидаемое значение

Ø изменчивость возможного результата

Несмотря на то, что существует множество методик оценки различных рисков с использованием мат. моделей в реальной жизни, на практике, они практически не используются. Причины этому: а) они абстрактны, исходят из возможных ожиданий, не могут учесть текущие изменения, происходящие в экономике; б) требуют отличных знаний математического аппарата. Но они нужны для того, чтобы прогнозировать ожидания и ориентиры. Но это не значит, что мат. модели не имеют практического значения, более того в развитых странах существует множество научных центров, для которых основной деятельностью являются расчёты и оценка различных рисков. На их основе определяются рыночные характеристики разнообразных финансовых инструментов. При этом результаты расчётов от различных рисков публикуются в различных специальных изданиях. Все указанные ранее риски имеют свои особенности, а особое значение имеют производственные и финансовые риски, оценка которых приводится с использованием анализ производственно-финансовых рычагов: МАРЖИНАЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ/ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ

Исходя из определения производственного рычага:

1) Чем выше постоянные расходы, тем больше сила воздействия производственного рычага, а, следовательно, и выше производственный риск.

2) Производственный рычаг относительно условно оценивает соотношение маржинальной прибыли и постоянных расходов, а, следовательно, и валовой прибыли.

Доходность и риски при всем важном значении в финансах предприятий ещё не достаточно дают ответ о важности бизнеса. Очень часто при имеющейся доходности и соответствующих рисках предприятия не обеспечивают высокую эффективность принимаемых финансовых решений и не даёт финансовую устойчивость, уверенность и надёжность в будущем. Поэтому очень важно знать как в будущем будет обеспечиваться финансовая устойчивость предприятия. Между тем ясно, что обеспечение долговременной финансовой устойчивости предприятия возможно лишь при наличии его постоянной ликвидности и платежеспособности.

Ликвидность – способность предприятия с минимальными затратами и быстро обращать свои активы в денежные средства с тем, чтобы в каждый момент времени удовлетворять денежные требования, предъявляемые кредиторами.

Всякое предприятие эту способность может реализовать при условии, что на счёте или в кассе имеются денежные средства или активы, которые быстро обращаются в деньги. Важно ранжирование активов по степени ликвидности.

Классификация активов:

¾ абсолютная ликвидность

¾ быстые ликвидные активы

¾ труднореализуемые активы

Абсолютной ликвидностью обладают деньги.

К быстро ликвидным активам относятся краткосрочные финансовые инструменты, которые обращаются на финансовых рынках (краткосрочные ценные бумаги).

Чем больше у предприятия высоколиквидных активов, тем благоприятнее финансовое состояние предприятия. Вместе с тем, этого не достаточно для определения уровня ликвидности предприятия в целом, т.к. этот уровень ликвидности выступает как степень покрытия обязательств предприятия его активами не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде. Уровень ликвидности определяется сроком превращения активов в деньги в соответствии со сроками погашения обязательств. Все активы должны быть ранжирован по степени ликвидности. Тогда у предприятия имеется способность постоянно выполнять свои обязательства и обеспечивать свою финансовую устойчивость в долговременном периоде.

Оценка уровня ликвидности предприятия осуществляется с помощью определённого набора коэффициентов:

1. Коэф-т текущей ликвидности, который определяется отношением ТЕКУЩИХ АКТИВОВ к КРАТКОСРОЧНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ

2. Коэф-т быстрой ликвидности (критической оценки): отношение ЛИКВИДНЫХ АКТИВОВ к КРАТКОСРОЧНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ

3. Коэф-т абсолютной ликвидности: отношение СУММ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И КРАТКОСРОЧНЫХ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ (ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ) к КРАТКОСРОЧНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ (ПАССИВЫ)

1 – если данный коэф-т =1, это означает, что текущие активы предприятия полностью покрывают его текущие обязательства. Это номинальная гарантия полного погашения обязательств перед кредиторами. Чем выше числитель, тем крепче предприятие. Следовательно, для нормальной работы предприятия текущие активы должны всё время превышать текущие обязательства. В то же время этот коэф-т не даёт ответа на вопрос, способно ли оно оплатить те обязательства, срок которых наступил. Ответ на это вопрос даёт второй коэф-т.

2 – характеризует степень финансовой манёвренности предприятия, т.е. уровень этого показателя определяется структурой краткосрочных обязательств и структурой абсолютных активов. Чем больше сумма текущих краткосрочных обязательств, тем больше должна быть сумма ликвидных активов.

3 – необходим для того, чтобы покрывать текущие обязательства в условиях большой заимственности в форме банковских и коммерческих кредитов. Особенно, это важно, если само предприятие выступает в качестве кредитора по коммерческому кредиту, что отражается суммой дебиторской задолженности.

Таким образом, уровень ликвидности выступает важнейшим фактором в практике деятельности предприятия, обеспечивающим его финансовую устойчивость.

Вместе с тем предприятие не может одновременно ориентироваться на достижение максимальной доходности и максимальной ликвидности, потому что активы ранжируются по степени ликвидности и по временном обеспечении денежных обязательств.

Успешность финансового состояния предприятия во многом определяется оптимальным соотношением 3-х рассмотренных факторов, а именно доходностью, рисками и ликвидностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: