Структура экологического и природно-ресурсного законодательства

Формы защиты окружающей среды в конституциях различных стран

Нормы экологического права в Конституции

Важнейшим государственным документом в области охраны окружающей среды и экологических прав граждан является Конституция. В основном законе страны — ее Конституции — закрепляются обязанности государства защищать окружающую среду и нести ответственность в этой сфере перед своими гражданами.

Модель построения «конституционного экологического государства» находит отражение как в тексте Конституций, но может быть и результатом интерпретации конституционных норм. Поэтому формы защиты окружающей среды в конституциях разных стран могут отличаться.

Форма отражения в конституции страны экологических прав и обязанностей граждан и государства Страны
Закреплена обязанность государства защищать окружающую среду Австрия, Греция, Германия, Голландия, Испания, Польша, Португалия, страны Балтии, Украина, Швейцария
Закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду Бразилия, Португалия, Испания, Белоруссия, Россия, Турция, Украина
Защита окружающей среды провозглашена государственной целью ФРГ, Казахстан
Закреплена обязанность каждого охранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам Россия, Белоруссия, Украина

• В Германии в 1994 г. в Основной закон ФРГ была включена новая ст. 20а «Государственная цель — охрана окружающей среды», что говорит о серьезном продвижении страны по пути построения конституционного экологического государства.

• В Конституции Российской Федерации 1993 г. имеется как статья, закрепляющая право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду (ст. 42), так и статья, закрепляющая обязанности граждан (ст. 58): «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Включение этих статей в текст Основного закона отражает современные тенденции расширения круга основных прав и свобод человека и обеспечения их наиболее высоким, конституционным, уровнем защиты.

Вбольшинстве стран при создании законов исходят из учета международно-признанных экологических принципов, включая принципы устойчивого развития, предосторожности, «загрязнитель платит» и т.п.

Структура природоохранного и ресурсного законодательства может быть рассмотрена

по предметно-отраслевому принципу:

• нормативные акты наиболее общего характера (в РФ к таковым относятся Конституция РФ от 12 декабря 1993 г., Закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.)

• нормативные акты, регламентирующие действия в отношении отдельных компонентов природной среды и видов природных ресурсов (в РФ это — Водный кодекс, Земельный кодекс, Закон о животном мире и др.),

• нормативные акты, регламентирующие различные виды и стороны хозяйственной деятельности (использование природных ресурсов, плата за ресурсы и за их загрязнение, экологическая экспертиза проектов, экологическая безопасность отдельных отраслей деятельности и др.).

Важную роль в совершенствовании законодательства играет общественное экологическое движение.

Иногда в отдельных странах новые законы в этой сфере принимаются в результате реакции на острую экологическую проблему или ресурсный кризис.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: