Примеры целевых природоохранных программ в США
Целевые программы в сфере природопользования и охраны среды в России
До 2001 г. в России осуществлялась реализация более десятка федеральных экологических программ, часть из которых, имея статус федеральных, были по существу региональными. Многие из них финансировались неудовлетворительно и не решили поставленных задач.
Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. № 860 была утверждена единая долгосрочная целевая федеральная программа «Экология и природные ресурсы России (2002-2010)», которая включает 12 подпрограмм:
• минерально-сырьевые ресурсы;
• леса;
• водные ресурсы и водные объекты;
• водные биологические ресурсы и аквакультура;
• регулирование качества окружающей природной среды;
• отходы;
• поддержка особо охраняемых природных территорий;
• сохранение редких и исчезающих видов животных и растений;
• охрана озера Байкал и Байкальской природной территории;
• возрождение Волги;
• гидрометеорологическое обеспечение безопасной жизнедеятельности и рационального природопользования);
|
|
• прогрессивные технологии картографогеодезического обеспечения.
Эта программа определяет приоритеты планирования природопользования и охраны окружающей среды как на федеральном уровне, так и на уровне регионов. На уровне муниципалитетов разрабатываются программы и планы, учитывающие специфику поселений и районов.
Программы в сфере экологии и природопользования финансируются за счет бюджетов всех уровней, средств предприятий и экологических фондов.
Примерами целевых природоохранных программ в США могут служить:
• разработка Программы экологического развития порта г. Окленд, штат Вашингтон. В результате осуществления комплексного проекта порт Окленд приобрел современный судоходный канал для контейнеровозов и повысил свою конкурентоспособность. Бывшие заболоченные земли стали местом обитания растений и животных в приливной зоне;
• выработка Программы согласованных решений между федеральными агентствами, администрацией штата Флорида и общественными организациями по защите экологически хрупкого района — экосистемы островов и коралловых рифов Тортуга.
Типы экономических механизмов и инструментов.
Экономический механизм природопользования – это совокупность экономических методов управления, создающих материальную заинтересованность природопользователей в оптимизации их взаимодействия с природной средой.
Выделяют три типа экономических механизмов природопользования:
• компенсирующий (мягкий) механизм — борьба с последствиями (а не с причинами) техногенного типа экономического развития.
|
|
• стимулирующий механизм — поощрение развития экологосбалансированных и природоохранных производств и видов деятельности.
• жесткий механизм — ограничение природоэксплуатирующей деятельности; такой механизм посредством жесткой правовой, налоговой, кредитной, штрафной политики практически подавляет, прессингует развитие определенных отраслей и комплексов в области расширения их природного базиса, в целом способствуя экономии использования природных ресурсов.
В реальной действительности данные механизмы природопользования не существуют в чистом виде. Неизбежно их сочетание. Многое зависит от конкретных технологий, производств, видов деятельности. Все направления экономического механизма природопользования связаны между собой, часто взаимообусловлены и пересекаются на практике.
Назначение экономических инструментов – использование связанных с функционированием рынков стимулов для воздействия на экономические интересы и экономическое поведение субъектов хозяйствования в экологически релевантном направлении. В этом случае экономическим агентам предоставляется значительная свобода выбора в поиске эффективных путей достижения общественно значимых природоохранных целей.
Инструменты эколого-экономического регулирования можно условно подразделить на:
• поощрительные меры - «метод пряника» (льготное налогообложение (экологичных видов продукции), льготное кредитование и субсидирование экопроектов, дотации на приобретение природоохранного оборудования, ускоренные сроки амортизации природоохранного оборудования, премирование по результатам природоохранной деятельности);
• принудительные меры – «метод кнута» (платежи за природные ресурсы, за выбросы загрязняющих веществ, за размещение отходов, штрафы за нарушение природоохранного законодательства, сокращение субсидирование природоемких и неэкологичных производств, повышенное налогообложение («неэкологичной» продукции));
• компенсационные меры (возмещение нанесенного ущерба, создание природоохранных фондов, экологическое страхование).
В составе экономических инструментов могут быть выделены рыночные и финансово-кредитные рычаги и стимулы.
Рыночно ориентированные инструменты:
• природно-ресурсные платежи и платежи за загрязнение среды;
• рыночные цены на природные ресурсы, поступающие в экономический оборот;
• механизм купли-продажи прав на загрязнение природной среды;
• залоговая система;
• интервенция с целью коррекции рыночных цен и поддержки производителей;
• методы прямых рыночных переговоров;
Финансово-кредитные инструменты:
• формы и инструменты финансирования природоохранных мероприятий;
• кредитный механизм ООС, займы, субсидии и т. п.;
• режим ускоренной амортизации природоохранного оборудования;
• экологические и ресурсные налоги;
• система страхования экологических рисков.
Теоретические принципы установления налогов и платежей за загрязнение: использование принципа «загрязнитель платит» в экономическом механизме природопользования; понятие экстерналий и Пигувианского налога.
Использование принципа «загрязнитель платит» в экономическом механизме природопользования
«Загрязнитель платит» — принцип, согласно которому загрязнитель обязан возместить обществу затраты, связанные с ликвидацией ущерба от загрязнения.
В области охраны окружающей среды необходимо заставить оплачивать издержки самого загрязнителя, включать эти издержки в цену его продукции, что сделает ее менее конкурентоспособной.
Это один из фундаментальных экономических и правовых принципов. Официально введен ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) в свои документы в 1972 г.
|
|
В России этот принцип положен в основу механизма платежей за загрязнение.
В ряде случаев принцип «загрязнитель платит» трансформируется в принцип «платит жертва» – величина платежей оплачивается потребителем: платежи за предельно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, за загрязнение окружающей среды в пределах установленных нормативов относятся в России на издержки (себестоимость) производства.
В данном случае это справедливо, т.к. за загрязнение, неустранимое при данном уровне техники и технологии, должно расплачиваться все общество, если хочет потреблять тот или иной продукт. Таким образом, платежи в этой части возмещаются потребителями, так как за негативное воздействие расплачивается все общество.
В целом мировая практика движется по пути постепенного и целенаправленного внедрения новых, более совершенных экологических налогов и сборов, стимулирующих природоохранную деятельность и рациональное ресурсопользование.
В странах ЕЭС выделяются следующие основные разновидности экологических налогов и платежей (согласно Европейскому экологическому агентству):
1. Компенсирующие налоги – это налоги (платежи), служащие цели покрытия экологических издержек. Подразделяются на платежи пользователей и отложенные платежи. Например, платежи за сточные воды или за размещение отходов.
плата за забор воды из водоемов, налоги на шумовое загрязнение, специальные налоги на батарейки
в России применяются в основном этот тип налогов
2. Стимулирующие налоги – направлены на поощрение изменения поведения производителей / потребителей в сторону экологически безопасного и ответственного. При наличии необходимой информации могут устанавливаться на уровне, уравновешивающем предельные экологические издержки и предельные выгоды. В этом случае они именуются оптимальными и выполняют функции, аналогичные первой разновидности налогов. В противном случае их называют инструментальными стимулирующими налогами.
|
|
налоги на тару одноразового использования, алюминиевую фольгу, соль для посыпки дорог, мебель из тропической древесины.
в России – в стадии обсуждения
3. Фискальные экологические налоги – налоги, используемые преимущественно в фискальных целях и повышающие бюджетный доход, могут также использоваться для ослабления налогового бремени на труд и капитал.
В России – акцизы на нефть, газовый конденсат, природный газ.
• Использование экологических налогов и платежей в европейских странах - примеры
• Классификация экологических налогов - таблица