Фирма в рыночной экономике

ЛЕКЦИЯ 5.

В хозяйственной практике термин «фирма» используют для обозначения образований, ведущих коммерческую деятельность. Рассматривая фирму в таком аспекте, можно определить ее как хозяйственную единицу, обладающую обособленным имуществом и оформленными правами, позволяющими ей осуществлять хозяйственную деятельность под свою имущественную ответственность. Между тем, фирма представляет собою сложное экономическое явление.

Неоклассическая теория фирмы рассматривает ее как производственную (технологическую) единицу, деятельность которой описывается производственной функцией, а целью является максимизация прибыли.

Институциональная теория фирмы исходит из того, что фирма является сложной иерархической структурой, действующей в условиях рыночной неопределенности. Используя в качестве предпосылок наличие трансакционных издержек, а также присущий фирме неценовой метод распределения ресурсов, институциональная теория определяет фирму как альтернативный рыночному механизм осуществления сделок в целях экономии трансакционных издержек.

Предприятие (фирма) представляет собой хозяйственное звено, реализующее собственные интересы посредством изготовления и реализации товаров и услуг путем комбинирования факторов производства.

Каждое предприятие стремится предложить на рынке продукцию или услуги, удовлетворяющие спрос потребителя (население, предприятия, учреждения и пр.) наилучшим образом. Стремление к возможно полному удовлетворению потребностей – это практически единственная его возможность максимизировать прибыль, выиграть в конкурентной борьбе у других производителей, завладеть большим сегментом рынка. Следовательно, любое предприятие имеет конечную, главную цель – получить максимально возможную прибыль. Но оно ее может получить, если лучше, нежели другие производители, удовлетворяет спрос потребителя.

Предприятие представляет собой юридическое лицо, участвует в судебных разбирательствах, покрывает свои расходы за счет собственных доходов. Поэтому в этой связи отмечают, что предприятие функционирует на принципах коммерческого расчета.

Предприятие можно классифицировать по различным признакам. В зависимости от ассортимента выпускаемой продукции они делятся на однопрофильные и многопрофильные.

Однопрофильные предприятия занимаются выпуском и реализацией одного продукта.

Современные предприятия – это в основном многопрофильные производства. Ориентация на такое производство делает предприятие более устойчивым в период экономических спадов, сложившейся неблагоприятной конъюнктуры в отношении одного из выпускаемых товаров и т.п.

В зависимости от количества занятых на производстве, а следовательно, и размеров производственной деятельности, предприятия делятся на мелкие (малые), средние и крупные. Нормативы для отнесения к той или иной категории в разных странах неодинаковы. Как правило, малым предприятием считается предприятие с численностью работающих до 100 человек, средним – до 500 человек, а крупным – свыше 500 работников.

В зависимости от характера собственности на капитал предприятия разделяются на частные и государственные.

На государственных предприятиях в качестве организатора производства и учредителя выступает государство или муниципалитет. Обычно государственная предпринимательская деятельность охватывает те сферы экономики, которые не привлекают частный бизнес. Практика свидетельствует, что эффективность государственных предприятий обычно меньше, нежели частных. Поэтому необоснованное увеличение государственного сектора в экономике чревато опасностью снижения темпов экономического роста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: