Эластичность спроса и предложения. Ценовая эластичность спроса – категория, характеризующая реакцию потребительского спроса на изменение цены товара

Ценовая эластичность спроса – категория, характеризующая реакцию потребительского спроса на изменение цены товара, показывающая, как поведут себя покупатели при изменении цены в ту или иную сторону.

Эластичность спроса по цене — процентное изменение величины спроса на товар, вызванное однопроцентным изменением его цены при неизменности всех прочих факторов, влияющих на объем спроса.

Если понижение цены приводит к значительному увеличению спроса, то этот спрос считается эластичным. Если же существенное изменение в цене ведет лишь к небольшому изменению в количестве спрашиваемого товара, то имеет место относительно неэластичный или просто неэластичный спрос. Степень чувствительности потребителей к изменению цены измеряют с помощью коэффициента ценовой эластичности спроса (отношение изменения спроса в процентах к изменению цены в процентах):

Ed = или

где Ed – коэффициент эластичности спроса по цене

Q – объем спроса на товар

P – цена товара

Оценка эластичности в процентном исчислении позволяет избежать путаницы, неизбежной при абсолютных измерителях, и построить единый показатель для всех случаев.

Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на 1%.

Принято различать 5 вариантов ценовой эластичности спроса:

1)эластичный спрос, когда при незначительных понижениях цены объем продаж значительно возрастает (Ed=) Ed;

2)единичная эластичность спроса, когда изменение цены, выраженное в процентах, равно проценту изменения объема продаж (Ed=;

3)неэластичный спрос, если вслед за изменением цены не происходит существенного изменения продаж(Ed=;

4)совершенно неэластичный спрос, когда объем спроса не изменяется при любом изменении цены (Ed=;

1)бесконечно эластичный спрос, когда объем спроса может изменяться до бесконечности при незначительном изменении цены (Ed=;

2)

Эластичным спрос по цене бывает, как правило, для предметов роскоши – драгоценностей, мехов, некоторых продуктов питания (например, черной икры) и т.п. и дорогих предметов потребления, таких, как автомобили, телевизоры, стиральные машины, аудио- и видеотех­ника, персональные компьютеры и др. Неэластичен спрос на товары первой необходимости с относительно низкими ценами — хлеб, карто­фель, повседневную одежду и обувь, белье, расходы на общественный транспорт и т.д.

Эластичность связана с использованием товаров-заменителей: если у товара много заменителей, то его спрос по цене эластичен и наоборот. Если происходит понижение цены на определенный товар при неизменных ценах на товары-заменители, то спрос на данный товар возрастает, такой спрос является эластичным.

Точечная эластичность может быть определена, если провести касательную к кривой спроса. Наклон кривой спроса в любой своей точке, как известно, определяется значением тангенса угла касательной с горизонтальной осью (рис. 1).

EDp= |ΔQ/Q| /(ΔP/P) = - (ΔQ/ΔP)x(P/Q).

Значение точечной эластичности обратно пропорционально тангенсу угла наклона.

Дуговая эластичность — показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке D1D2:

EDp = - (ΔQ/ΔP)x(P/Q) = - (Q2Q1)/(Р2 –Р1 [0,5 21) / 0,5(Q2 + Q1) = - (Q2Q1))/(Р2 –Р1) × [(Р21) / (Q2 + Q1)]

Эластичность линейной функции спроса изменяется от 0 (в точке D1) до (в точке D2) (рис. 5.24).

 
 

Давая графическую интерпретацию эластичности, обратим внимание на то, что чем больше коэффициент эластичности, тем более пологая кривая спроса. А чем он меньше, тем более круто падает кривая.

       
 
   
 


а) при эластичном спросе снижение цены вызывает такое увеличение объема продаж, которое ведет к увеличению общей выручки (площадь прямоугольника, соответствующего низкой цене, явно больше площади прямоугольника, соответствующего высокой цене);

б) при спросе единичной эластичности прирост объема продаж при снижении цены таков, что общая выручка остается неизменной (обе площади равны);

в) при неэластичном спросе снижение цены ведет к столь малому увеличению продаж, что объем общей выручки уменьшается (площадь прямоугольника, соответствующего низкой цене, меньше площади прямоугольника, соответствующего высокой цене).

Эластичность спроса по цене зависит от ряда факторов, к которым относятся такие, как:

1)незаменимость. Если у товара есть заменители (товары-субституты), то спрос будет более эластичным, отсутствие таковых влияет противоположным образом;

2)значимость товара для потребителя. Как правило, неэластичным является спрос на товары первой необходимости, а более эластичным — на все другие группы товаров;

3)удельный вес в доходах и расходах. Товары, на которые тратится значительная доля средств, эластичны, а занимающие незначительную долю потребительского бюджета — неэластичны;

4)временные рамки. Эластичность спроса увеличивается в долгосрочном периоде и становится менее эластичной на коротких промежутках времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: