Лекция 8 экономическое воздействие, проводимое государством

Таблица 1 Характерные черты основных типов рыночных структур

Параметры состояния рынка Совершенная конкуренция Абсолютная монополия Олигополия Монополистическая конкуренция
Число продавцов Много Один Мало Много
Дифференциация продукта Нет Уникальный Возможна Есть
Барьеры входа на рынок и выхода из него Нет Есть (нет вхождения) Есть Практически нет
Участие товаровладельцев в контроле над ценами Нет Полный контроль Нелегальный контроль Цена индивидуализированного продукта контролируется

Можно выделить основные плюсы и минусы монополии. Главный плюс состоит в том, что масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы; продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация действует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок. Основной же минус заключается в том, что монополисты имеют склонность завышать цены и занижать объем производства; они получают чрезмерные прибыли, слишком неохотно идут на риск.

Монополии борются против своих конкурентов путем захвата в свои руки производства оборудования. Средством конкурентной борьбы служит диверсификация, комбинирование производства.

Диверсификация представляет собой проникновение монополий определенной отрасли в другие отрасли производства и вытеснение из них конкурентов.

Появление монополий обусловлено возникновением экономических выгод, которые они получают в результате установления монопольно высоких цен на свою продукцию и монопольно низких цен на покупаемую ими продукцию (например, сырье и др.).

Монопольная цена – это особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже конкурентной в целях получения монопольного дохода в форме монопольной сверхприбыли.

Границы монопольных цен устанавливаются рыночной конкуренцией.

Верхняя граница определяется соотношением уровня цен и объемов производства, которое обеспечивает монопольно высокую прибыль.

Нижняя граница – это низкая цена, при которой дополнительная прибыль сверх нормальной будет равна нулю.

Монополист стремится к максимизации прибыли не на единицу продукции, а всей массы прибыли. Рост же цен не беспределен, он ограничен ценовой эластичностью спроса на продукцию данного предприятия (фирмы). Отсюда монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы .

Опираясь на это положение, А.П. Лернер в 1934 г. предложил следующий индекс:

,

где: IL – лернеровский индекс монопольной власти; Рт – монопольная цена; МС – предельные издержки; Е – эластичность спроса на продукцию.


В условиях совершенной конкуренции МС = Р, следовательно, IL = 0. Если IL представляет собой положительную величину (IL > 0), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть.

Подсчитать такой показатель, однако, непросто в связи с трудностью расчета реальных предельных издержек. Поэтому на практике предельные издержки заменяют средними. В этом случае исходная формула может быть записана так:

Если мы умножим числитель и знаменатель на Q, то получим в числителе прибыль, а в знаменателе – совокупный (валовой) доход:

Современное антимонопольное регулирование со стороны государственных органов можно свести к трем группам мер:

Первая группа мер – административно-правовое воздействие в виде:

- запрета монополии в какой-либо отрасли хозяйства;

- роспуска существующих монополистических объединений;

- расчленения монополий на ряд самостоятельных производств.

Вторая группа мер – административно-экономическое воздействие, направленное на:

- преследование государством торговцев, осуществляющих ценовую дискриминацию (завышение цен, не обусловленное издержками производства);

- преследование торговцев, осуществляющих фальсификацию товаров путем использования рекламы;

- запрещение внеэкономического воздействия на контрагентов путем сговора с целью оказания совместного влияния на изменение рыночной ситуации.

Третья группа мер – экономическое воздействие, проводимое государством:

- использование разных приемов ведения налоговой политики, которые вынуждают монополию назначать цены на выпускаемую продукцию, близкие к условиям свободной конкуренции;

- поощрение выпуска товаров-субститутов, т.е. товаров-заменителей;

- расширение рынка за счет установления международных экономических связей и увеличения импорта;

- распространение научных и технологических знаний.

Пока существуют монопольные рынки, их нельзя оставлять без государственного контроля. С этой целью и проводится антимонопольная политика.

ЛЕКЦИЯ 7

ОСНОВЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Благо в теории потребления — это любой объект потребления, приносящий определенное (устойчивое, предсказуемое) удовлетворение потребителю, т.е. повышающий уровень его благосостояния.

Чаще всего блага потребляются не по отдельности, а в определенных наборах (комплектах, или «корзинах»). Набор благ — это совокупность данных количеств данных видов благ, совместно потребляемых в данный период времени.

Экономические решения при выборе благ для приобретения продиктованы желанием покупателя достичь наибольшей выгоды, или отдачи при имеющихся возможностях. Эта выгода, при потреблении представляющая собой уровень благосостояния, или степень удовлетворения потребностей данного экономического субъекта, называется полезностью.

Потребитель при выборе покупаемых благ имеет определенные последовательные индивидуальные вкусы и предпочтения, что он ограничен в удовлетворении своих вкусов и предпочтений бюджетом и что он делает в этих условиях выбор, обеспечивающий максимально возможную полезность.

Антиблага — блага, обладающие отрицательной полезностью. Потребление антиблаг не увеличивает, а сокращает уровень благосостояния данного потребителя.

Для точного анализа поведения потребителя необходимо формально описать его целевые установки, т.е. зависимость уровня полезности от набора потребляемых благ. Такая зависимость представляет собой функцию полезности. Функция полезности — соотношение между объемами потребляемых благ и уровнем полезности, достигаемого при этом потребителем: U= f (X1; Х2;... Xn), где U— уровень полезности (от англ. utility), X1; X2;... Хn — количества потребляемых благ.

Существуют различные уровни формализации предпочтений различных групп потребителей, из которых вытекают различные уровни количественной соизмеримости полезности благ. Это выражается порядковой (ординалистской) и количественной (кардиналистской) функциями полезности.

Порядковая (ординалистская) функция полезности выражает только определенную последовательность, порядок, в котором располагаются классы безразличия или группы равноценных для данного потребителя наборов благ (благ, обладающих одинаковой полезностью), например, от менее предпочтительных к более предпочтительным.

С практической точки зрения потребитель с порядковой функцией полезности всегда может сказать, что чему он предпочитает, но не может определить, насколько один набор лучше другого.

Количественная (кардиналистская) функция полезности — функция полезности, возникающая в том случае, когда мы не только можем определить расстановку и последовательность классов безразличия, но и указываем, как мы оцениваем разность в уровнях благосостояния, соответствущих каждому из таких классов безразличия. При этом можно будет сравнивать не только сами значения функции полезности, но и их изменения.

Используя количественную функцию полезности, можно охарактеризовать не только общую полезность, но и Предельную полезность — дополнительное увеличение данного уровня благосостояния, получаемое при потреблении дополнительного количества блага данного вида и неизменных количествах потребляемых благ всех остальных видов:

Принцип убывающей предельной полезности — каждая последующая порция данного блага приносит в данной ситуации потребления все меньший прирост общего уровня благосостояния данного потребителя. Это означает, что предельная полезность любого данного вида благ уменьшается по мере роста количества потребляемого блага данного вида (конечно, при этом количества потребляемых благ всех остальных видов остаются неизменными). Функция полезности при этом будет выпуклой (поскольку значение функции полезности от любого промежуточного набора будет больше ее значений от крайних наборов).

Проиллюстрировать действие данного принципа можно на двух соответствующих друг другу графиках общей и предельной полезности (рис.1).

Рис. 1. Общая и предельная полезности.

Выражая полезность блага в денежных единицах, мы получаем ценность данного блага. В отличие от полезности, ценности различных благ для различных потребителей количественно сопоставимы, поскольку выражены в одних и тех же денежных единицах.

Рис. 2. Функция предельной полезности.

На рис. 2 площадь под графиком функции предельной полезности АБ (при выражении полезности в денежных единицах это график предельной ценности, или обратной функции спроса) как раз будет равна общей ценности (суммарной выгоде от потребления) данного количества блага (на рисунке это площадь АБГО).

Издержки потребления или стоимость данного количества блага — это расходуемые на его покупку денежные средства, или рыночная цена одной единицы данного блага, умноженная на количество единиц этого блага (площадь ОВБГ на рис. 2). Выгода (ценность) превышает издержки (стоимость), поскольку за предыдущие единицы блага потребитель был бы готов согласиться с более высокой ценой, чем та, которую он реально платит при покупке. Максимальное превышение общей выгоды над суммарными издержками достигается в точке, где предельная ценность (предельная полезность в денежном выражении) равна цене (точка Б).

Потребительский излишек есть разность между ценностью и стоимостью данного количества блага. Его можно рассматривать как разность между максимальными ценами, которую потребитель заплатил бы за каждое данное количество блага, и рыночной ценой этого количества. На графике это площадь АБВ.

Рассмотрим проблему выбора наилучшего потребительского набора, сведя количество благ к двум.

Линия данного уровня функции полезности U = f (X1, Х2) называется кривой безразличия. По определению, кривая безразличия есть совокупность всех точек на графике потребительского множества, показывающее все возможные комбинации товаров, обеспечивающие потребителю один и тот же уровень полезности. Вкусы и предпочтения потребителя представляются картой (кривых) безразличия.

Рис. 3. Карта кривых безразличия.

Нисходящий наклон кривой безразличия отражает величину предельной нормы замены (MRSхх) благом Х1 блага Х2. Ее величина показывает количество единиц товара на вертикальной оси Х2, которое потребитель готов заменить единицей товара, откладываемого по горизонтальной оси Х1:

MRSx1x2 = - Dx2/Dx1

Обычно кривая безразличия вогнута (выпукла вниз, к началу координат). Это отражает то обстоятельство, что MRS чаще всего уменьшается с увеличением потребления одного товара вместо другого — так формулируется принцип убывания предельной нормы замены. Блага, между которыми существуют отношения исключительно заменяемости в потреблении — абсолютно заменяющие друг друга товары (совершенные субституты) — имеют кривые безразличия в виде прямых линий.

Блага, потребляемые совместно для удовлетворения единой потребности, которые совершенно не могут заменить друг друга в потреблении — абсолютно дополняющие друг друга в потреблении товары (совершенно комплементарные блага) — имеют кривые безразличия в виде прямых углов.

Цены товаров определяются соотношением спроса и предложения на рынке и не зависят от решений отдельного потребителя. Бюджетное ограничение показывает все комбинации товаров, которые могут быть приобретены потребителем при данном выделенном для их покупки доходе и данных ценах P1 и Р2. Его обычно записывают как Р1 Х1, + Р2 Х2 < I, что означает: сумма затрат на все товары не превышает соответствующего дохода. С добавлением условий неотрицательности для Х1 и Х2 получаем доступную (заштрихованную на рис. 4) область выбора потребителя, или бюджетное пространство.

Рис. 4. Бюджетная линия и бюджетное пространство.

Линия бюджетного ограничения (бюджетная линия) — это в самом простом случае прямая Р1 Х1 + Р2Х2 = I, точки которой показывают наборы благ, при покупке которых выделенный доход расходуется полностью. При положительной предельной полезности благ потребитель всегда выбирает набор, изображаемый одной из точек этой линии, — иначе оставалась бы неизрасходованной часть выделенных денег, на которые можно было бы купить дополнительные товары, повысив свое благосостояние. Бюджетная линия пересекает оси координат в точках X1 = I/P1 и Х2 = I/Р2, показывающих максимально возможные количества блага Х1 и Х2, которые можно купить на данный доход при данных ценах. Наклон линии бюджетного ограничения равен отношению цен соответствующих товаров Р12 (относительной цене первого блага).

Линия бюджетного ограничения может быть и более сложной — составной, ломаной, выпуклой и т.д. Это зависит от тех условий, которые определяют возможности потребителя покупать данные товары.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: