Сущность проективных методик

Проективные методики

Многофакторная конструкция

Контролируемый эксперимент

Конструкция «до — после с контролем»

ЭГ: О1 – Х – О2;

КГ: О3 – О4.

ЭЭ=(О2-О1)-(О4-О3).

Конструкция «только после с контролем»;

ЭГ: Х – О1;

КГ: О2.

Двухфакторная конструкция «только после с контролем»

ЭГ1: Х1А – Х2А – О1;

ЭГ2: Х1А – Х2Б – О2;

ЭГ3: Х1А – Х2В – О3;

ЭГ4: Х1Б – Х2А – О4;

ЭГ5: Х1Б – Х2Б – О5;

ЭГ6: Х1Б – Х2В – О6;

ЭЭ=Вариация Оi

3) Псевдоэксперимент:

• временной ряд;

• панель;

4) Статистический эксперимент:

• вероятностный;

• факторный;

• латинский квадрат.


Проективный метод — один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией. Проективный метод характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная система личностных смыслов и особенностей когнитивного стиля субъекта” (Психологический словарь, 1990).

Цель проективного метода – раскрыть субъективные причины поведения человека.

Применяются в случаях когда необходимо выяснить:

Почему потребителям нравятся или не нравятся те или иные товары?

Почему они привыкли покупать их именно в этом месте продажи?

Что влияет на их решение о выборе того или иного продукта?

Какой имидж марки сложился в глазах потребителей?

Какие моменты в рекламе могли бы оказать влияние на желание потребителей купить продукт?

Какие герои/персонажи могут быть использованы в рекламе? и т.д.

Задавая вопрос на прямую велика вероятность получить ложную информацию – срабатывает психологическая защита.

Психологическая защита – специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Функцией психологической защиты является “ограждение” сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний”.

Психологическая защита срабатывают в следующих ситуациях:

· Российские потребители часто стесняются отрицательно отзываться об исследуемом продукте, так как подсознательно не хотят обижать модератора..

· Часто материальная неспособность приобрести какой-либо продукт или услугу является причиной отрицательного отношения потребителей к этому продукту или услуге.

· При обсуждении интимных проблем, связанных со здоровьем, сексуальной жизнью и т.д.

· В некоторых случаях респонденты не могут вербализовать мотивы собственного поведения, так как не осознают их.

· Иногда отрицательное отношение к стране-производителю исследуемого продукта мешает выяснить особенности восприятия самого продукта.

· При обсуждении “горячих” тем, то есть подразумевающих наличие различных точек зрения и воспринимающихся эмоционально (например, политика), респонденты, не склонные спорить и отстаивать свою точку зрения, скорее всего, будут подсознательно стремиться согласиться с большинством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: