Восприятие при помрачении сознания

Бредовое восприятие

Бредовое восприятие - это перестройка всей системы предметных значений. Это в каком-то смысле откатка к комплексному мышлению

Например, официант в препрыжку пробежал, собака как загипнотированноя, все подозрительно щелкают зонтиками, и все это вызывает ужас у больного и ощущение, что сейчас что-то произойдет. Все видится через искаженную систему предметных значений

Комплексное мышление: диффузность признака предмета. Связи между предметами тоже диффузны и играют друг с другом и с человеком. И все это вызывает ужас. Объективные связи между предметами изменяются

Леви-Брюль: механизм партиципации – установление связи между предметами на основе чего-то видимого, но без интерпретации (человек поймал мало рыбы, идет домой, навстречу ему – соплеменник. Значит, именно он виноват, что рыбы мало). Логического обоснования нет, на человек смотрит на вещи как на изначально связанные

Объективная реальность заменяется на патологическую – помрачение сознания по онеироидному типу (сновидному, грезоподобному). Человек уже в другом пространстве (на другой планете, борется с дьяволом)

Расстройства мышления

Признаки мышления по Вунду:

· Мышление – деятельность субъективная (любая мысль в норме дана нам как собственная мысль. Это я в своей голове думаю; противопоставление в этом плане восприятию, объективной деятельности – для профанного знания). При нарушении этого положения – нарушение субъективности мышления (кто-то заставляет меня думать)

· Мышление – деятельность самосознательная (= произвольная, = целенаправленная). При нарушении – нарушение целенаправленности мышления (мысль приходит сама по себе)

· Мышление – деятельность соотносящаяся, есть набор правил и инструментов для соотнесения представлений друг с другом

Вюрцбургская школа

· Процессуальный характер мышления. Мышление как акт («Что происходило с тобой, когда ты решал задачу?»)(они зародили качественный анализ)

· Детерминирующая тенденция – на решение задачи влияет установка, с которой начали решать задачу

Культурно-историческая теория и теория деятельности

· Выготский: идея развития форм обобщения (развитие значений и понятий)(Мышление шизофреника напоминает комплексное)

· Социальная форма мышления

· Обобщение – изначально ситуация деятельности между людьми

· Психика – островки безопасности в гераклитовом потоке – за счет опредмечивания (Выготский)

· Возможность анализа как деятельности

· Деятельность – действие – операция: мотив – цель – условия

· Деятельность сама по себе вне мышления. Она обеспечивается всеми процессами

Теория установки (в интерпретации Асмолова)

· Динамическая парадигма деятельности (какие факторы влияют на течение деятельности

o Установка – стабилизатор деятельности

o Надситуативная активность – для сдвижения деятельности

· Иерархия установок:

o Смысловые установки (соотносится с мотивом)(пример: юноша называет новую девушку именем быавшей)

o Целевые установки (соотносится с целью)(пример: эффект Зейгарник; эффект персеверации (инертность цели)(как вас зовут? – Иван Петрович. Сколько вам лет? – Иван Петрович)

o Операциональные установки (соотносится с условиями)(пример: контролер машинально компостирует бумажку вместо билета; достаем ключи, когда идем в гости)

Классификация расстройств мышления (очень спорная):

· Расстройства мышления по форме (как человек думает)

o Ускорение/ замедление

o Скачка идей

o Наплыв мыслей

o Резонерство

o Бессвязность

· По содержанию (о чем думает)

o Навязчивые идеи

o Сверхценные идеи

o Бредовые идеи

ЛЕКЦИЯ №7 (17.10.12г.)

Слабость вышеуказанной классификации: например, при диагностике бреда психиатру не важно, о чем человек говорит, ему нужно знать, насколько он убежден, можно ли его переубедить, формальные признаки. Эта классификация слишком примитивная и поверхностная

Классификации Б.В. Зейгарник, три вида расстройств мышления (в основе – деятельностный подход):

1. Операциональные расстройства (об уровне обобщения, уровне выполнения мыслительных операций, он либо снижается, либо искажается):

a. Снижение уровня обобщения: у олигофренов, у перенесших мозговую инфекцию, т.е. когда есть органическая подоплека. Человек оперирует конкретно-ситуативными связями и это проявляется в различных методиках (например, классификация предметов: признак не видится, или используются ситуативные связи и пр.)

b. Искажение процесса обобщения: человек оперирует латентными признаками предметов, которые для него сосуществуют с объективными признаками

2. Динамические расстройства (о динамике обобщения):

a. Инертность мышления:

· Органикам (эпилепсия, сосудистые поражения, в пожилом возрасте и пр.) Трудно освободиться от «липких», конкретных связей прошлого опыта (объективные признаки доступны, но главным образом актуализируются конкретные связи прошлого опыта), отсюда – обстоятельность, мелочность, персеверации (рассказывает одну и ту же историю, т.е. Тенденция к повторению);

· Депрессивным пациентам трудно переключиться на новую идею, новый предмет

b. Лабильность мышления:

· Органики: колебания уровня обобщения, вызванные истощаемостью, утомляемостью, но все хорошо после отдыха и подсказок

· Маниакальные пациенты: перескакивание с предмета на предмет, их постоянно сносит куда-то в сторону

3. Мотивационно-личностные нарушения мышления:

a. Нарушения критичности мышления: человеку сложно посмотреть со стороны на свои собственные размышления, отсюда – бредовые расстройства

b. Резонерство: бесплодное мудрствование. Стремление больного подвести все под какую-то общую концепцию

c. Разноплановое мышление

Мотивационные нарушения мышления (это уже не Зейгарник)

Мотив – побудитель деятельности, одна из основных его функций – смыслообразующая, мотив обеспечивает единство деятельности. Нет мотива – нет направления деятельности, нет единства. При нарушениях страдают смысл и единство

Расстройства мышления при нарушениях мотивации:

· Разноплановое мышление1. Достаточно легкое расстройство. Мышление протекает, движется как бы по разным руслам. Объективные признаки и связи доступны, но в то же время человек оперирует и латентными, несущественными признаками. Это может проявляться при выполнении методик (может даже разорвать карточку и положить ее в две категории). Свидетельствует о начале органического расстройства.

· Резонерство2. Человек начинает рассуждать как бы беспочвенно. Это бесплодное мудрствование. Если пользоваться только критерием Зейгарник, то невозможно отличить резонерство от других продуктов мышления, например, философского текства. Функциональное сближение абстрактных и конкретных понятий, процесс обобщения искажен, конкретное и абстрактное перестают отличаться. Коммуникативная дезадаптация: речь оторвана от конкретного взаимодействия с другим человеком, речь разворачивается сама по себе, исчезает категория «другой» (тот, к кому обращаемся, кто спрашивает и пр.), особая интонация интонаций: пафосная, патетическая. Формальных претензий к речи нет (грамматически правильная речь, все в порядке с синтаксисом), в каждом конкретном предложении смысл есть, но непонятно, зачем все произносилось. Текст оказывается в целом не совсем осмысленным, смысл улетучивается

· Паралогическое мышление1. Неправомерные связи между различными блоками информации. Маленькие блоки информации правильны, но имеется неоправданный переход между этими блоками информации («Я читаю лекцию, потому что за окном октябрь»). Или же вопрос и ответ связны логически некорректно

· Разорванное мышление2. (Но сотни тысяч дам кричат: «Отдайте Инну»; «Мысль трепещет в экстазе военного опыта»). Критерий Зейгарник: можно ли это повторить другими словами? Если нет, то и смысла нет. Это связано с левополушарной грамматикой (но пока нет инструментов, чтобы понять, что же происходит в мозгу). Пример Зейгарник (но есть сомнения, что это пример именно разорванного мышления): Почему, я вот почему, мне, конечно, никто не сказал об этом, и где я не вычитал это, это и нигде не показано. Я думаю и твердо, конечно, знаю, что эта материя движения, весь земной шар (непонятно). Да, я думаю, долго я думал об этом деле, но вижу, что значит это — живая материя, она, находясь, вот значит живая материя, вот я думаю, что потом я думаю, раньше я учился, сколько я не учился, все же учился, воздух — не живой, ну, кислород, водород, все это мертвые вещества, а мне теперь представляется, что вся населяющая окружающую атмосферу зелень окутывает; ну, живое существо, совершенно живое существо, совершенно живое существо, совершенно живое вот, и оно состоит, цветя, его представляю, как этот дым, только не сразу, как он появляется, вот как уже разошелся, чуть-чуть заметно и состоит из таких мельчайших существ, проста трудно различить, вот, и они имеют страшную силу, конечно, они вселятся куда хотите, через поры любого вещества, вот. Все это двигает в то же время, вот я считаю, что и зарождалось то. Почему женщина, вот эта материя, по-моему, весь род на земле происходит.

1 - утрата единства, 2 – утрата смысла


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: