Нарушения структурности восприятия

Структурность восприятия – способность воспринимать мир как систему отношений. Причем бываю разные виды этих отношений: межпредметные (портфель лежит на столе) и внутрипредметные (отношения частей предметов друг с другом, благодаря чему мы воспринимает предмет как предмет; существует мнение, что видеть межпредметные отношение могут только люди, т.е. воспринимать сам предмет (как и весь мир) как парцетивную систему. Это формируется на втором году жизни, и не наблюдается у экспериментальных обезьян (Леонтьев: в книжках для детей нельзя нарисовать просто лягушку, нужно добавить еще что-то, например, пучок травы, т.к. дети не сразу умеют воспринимать предметы по отдельности, предметы изначально не равны сами себе, а постепенно развиваются значения и системы значений. Ложка сама по себе начинает существовать только после формирования понятия «ложка». У Келера: если на ящике кто-то спит, это новый ящик, «обезьяно-ящик», а не «банано-ящик». А человек может выделить предмет из системы, выделить часть предмета из системы (можно выкрутить ножку из стула, что забить гвоздь). Система межпредметных и внутрипредметных отношений имеет систему перевода)

Утрата восприятия отношения

· Нарушение внутрипредметных отношений, расщепление предметного значения. «Птица щебечет, но птица и щебет не имеют ничего общего»; голова и туловище человека как два предмета, сами по себе, как телефон на столе; дерево и ствол – самостоятельные предметы. Изначальный предмет может лишиться своих признаков и перестать быть самим собой

· Нарушение межпредметных отношений. Могут возникать некоторые формы агнозии. Контекст перестает помогать, мы можем не узнать предмет, можно не узнать знакомого человека в незнакомой ситуации. Контекстная информация может превратить предмет в маньяка. На смену старых отношений приходят новые, признаки одного предмета могут прикрепляться к другим (книга растворяется на нагроможденном столе)

Иллюзии (механизм – появление каких-то новых предметных отношений, скорее всего – межпредметных)(сам термин многозначен)

· Физиологические иллюзии (глубины, Мюллера-Лайера, спирали-неспирали, Шерпантье: одинаковые по весу цилиндры воспринимаются как разные, если их размеры одинаковы и пр.)(проявляются у всех представитель данной культуры или у представителей определенной культуры)(иллюзии могут свидетельствовать о степени нашего развития: «только имбецил воспринимает мир правильно» (Зинченко В.)

· Патологические иллюзии. (Возникают только у некоторых людей в определенных ситуациях, происходит замена одного предметного образа другим)

ЛЕКЦИЯ №5 (03.10.12г.)

Иллюзии. Продолжение

· Патологические иллюзия. Возникают только у некоторых людей в определенных условий, одно из которых – болезнь

o Объективные условия: то, что касается объективной ситуации восприятия предмета (степень отчетливости, структурированности, отдаленность, освещенность и т.д.)

o Субъективные условия: то, что касается состояния субъекта (установка, готовность что-то воспринять определенным образом, состояние нашего сознания: актуальные смысловые связи (семантическое поле), состояние внимания, аффективное состояние (эмоции влияют на актуализацию смыслов), наличие психической патологии)

o Между этими условиями должен сохраняться баланс, они должны выполняться совместно

Человек видит не то, что есть на самом деле, один предметный образ заменяется другим (модальность не важна). Виды иллюзий (по К. Ясперсу; здесь нет четкого критерия):

o Аффективные иллюзии: связаны с эмоциональным состоянием (аффект = эмоции). К иллюзиям предрасполагает страх. Улучшение условий контакта с объектом – способ избавиться от иллюзии. Если не получается – это либо галлюцинация, либо все сильно плохо (пример с девушкой, темнотой и маньяком)

o Иллюзии внимания: на первый план выходит установка (хотя это есть и у аффективных)(установка ≠ внимание). Могут быть связаны либо с ослабленным вниманием, либо с усиленным (пример с психиатром и «Душевыми/ душевными установками»)

o Параидалические иллюзии: могут возникать как при патологических состояниях (начальные этапы развития белой горячки) и при богатом воображении. Смотрим на узор на ковре, например, и видим не то, что есть на самом деле, иногда даже движущееся, элементы встраиваются в новые системы, отношения между ними меняются (внутрипредметные, вторично – межпредмкетные). Эту иллюзию развеять нельзя, однако можно достичь точки внезапного переключения.

Иллюзии можно наделить «защитной» функцией (тревога → страх), она может ориентировать нас, давать определенность, организовывать нашу деятельность. Но не факт, что от этого человеку станет сильно легче. Симптомы положительного и отрицательного двойника: узнает а незнакомом знакомого (положительный двойник; есть ощущение, что что-то подстроено), знакомого воспринимает как незнакомого (отрицательный двойник; ощущение подстроенности) (здесь речь идет о системе межпредметных отношений; восприятие другого человека в ином контексте)

Искаженно восприятие отношений:

· Качественное изменение восприятия: нарушение отношений между фигурой и фоном (пациент, которому дают лист с текстом, воспринимает его как зеленый текст на синей бумаге)

o Психосенсорные расстройства (метаморфоксии – измененное видение формы): нарушение кинетического анализатора: нарушение восприятия пространственных отношений (все такое маленькое вокруг меня большого)




double arrow
Сейчас читают про: