Доходы бюджета

Государственный бюджет страны представляет собой основной финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных ресурсов. Он состоит из доходной и расходной частей.

Превышение доходов бюджета над его расходами называется профицитом бюджета. Превышение расходов бюджета над его доходами называется дефицитом бюджета.

Объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

В соответствии с БК РФ (ст.6) доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Доходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями. Формирование доходной части бюджета с переходом на рыночные отношения имеет в основном налоговый характер.

Налоговые доходы – это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. Через налоговые платежи мобилизуются денежные средства в распоряжение органов государственной власти. Налоги подразделяются на прямые, которые платит непосредственно налогоплательщик (например, налог на прибыль с юридических лиц и налог на доходы физических лиц), и косвенные, оплачиваемые потребителем товаров и услуг (например, НДС и акцизы), поскольку они входят в цену этих товаров и услуг.

Ведущее место среди налоговых доходов федерального бюджета занимает НДС (около 50%).

Сумма неналоговых доходов (доходы от имущества, находящегося в государственной собственности; доходы от внешнеэкономической деятельности и пр.) примерно в 20 раз меньше сумм налоговых доходов.

Кроме того, в доходах федерального бюджета учитываются средства целевых бюджетных фондов (Федеральный дорожный фонд РФ, Федеральный экологический фонд РФ, Государственный фонд борьбы с преступностью и т.п.).

Целевые бюджетные фонды гарантируют с большей надёжностью их использование по назначению.

В соответствии с БК РФ (ст. 94) внутренними источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1. средства, полученные от кредитных организаций;

2. государственные займы, осуществляемые путём выпуска ценных бумаг от имени РФ;

3. бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы страны;

4. поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

5. сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

6. изменение остатков средств на счетах по учёту средств федерального бюджета.

К внешним источникам финансирования дефицита федерального бюджета относятся:

1. государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путём выпуска ценных бумаг от имени РФ;

2. кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм;

3. кредиты международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлечённые РФ.

В настоящее время в РФ существует дифференциация налогов и сборов на федеральные, субъектов РФ (региональные) и местные. Тем самым соответствующим органам власти устанавливаются пределы их компетенции в применении налогового законодательства.

Принятие решений в отношении федеральных налогов осуществляется Федеральным Собранием РФ.

В отличие от региональных и местных налогов федеральные налоги обязательны к уплате на всей территории страны.

Перечень неналоговых доходов для бюджетов всех уровней единый. Здесь и доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, включая доходы от сдачи его в аренду, и доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и дивиденды по акциям, принадлежащим государству и др. источники.

Доходы бюджета можно подразделить на три группы:

1. закреплённые (предписаны к тому или иному уровню бюджета);

2. регулирующие (отчисления по регулирующим доходным источникам) – ежегодно расписывается процентное соотношение распределения тех или иных налогов по уровням бюджетов;

3. дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно территориальными органами власти, плюс дотации и субвенции (строго целевые дотации), которые поступают в нижестоящие бюджеты из вышестоящих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: