Принципы межбюджетных отношений и формы оказания помощи из бюджетов

Экономическое содержание и роль бюджета.

Бюджет Российской Федерации.

В финансовой системе страны бюджет занимает ведущее место. Согласно Бюджетному Кодексу РФ бюджет является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Посредством бюджетных отношений происходит перераспределение национального дохода, осуществляется государственное регулирование экономики, обеспечивается проведение социальной политики.

Совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов) и местных бюджетов образует бюджетную систему РФ.

Свод бюджетов в целом по РФ или по соответствующей территории носит название консолидированных бюджетов. Этот свод используется для аналитических и статистических целей.

Взаимосвязь между отдельными звеньями бюджетной системы, организация и принципы её построения называются бюджетным устройством.

Бюджетное планирование включает: бюджетный процесс, его правовую базу, теорию, методы составления бюджета страны.

Бюджетный процесс – регламентированная законом деятельность органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

Бюджетный механизм – совокупность способов организации бюджетных отношений, применяемых обществом для решения экономических и социальных задач. Это инструмент государственного регулирования экономики.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст.129) межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:

1. распределение и закрепление расходов бюджетов по определённым уровням бюджетной системы РФ;

2. разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределении регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;

3. равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенство бюджетных прав муниципальных и поселенческих образований;

4. выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных и поселенческих образований;

5. равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

Оказание финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ может быть осуществлено в формах (ст.133 БК РФ) предоставления:

1. дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ;

2. субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов;

3. бюджетных кредитов;

4. бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта РФ.

Бюджетные средства в виде дотаций и субвенций предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе. Но в первом случае бюджетные средства идут на покрытие текущих расходов, а во втором – на осуществление определённых целевых расходов.

Субсидия – это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу.

Формы оказания финансовой помощи из бюджета субъекта РФ местному бюджету следующие (ст.139 БК РФ):

1. предоставление из фондов финансовой муниципальных образований субъектов РФ финансовой помощи на финансирование минимальных государственных социальных стандартов, выплачиваемых органами местного самоуправления;

2. предоставление субвенций на финансирование отдельных целевых расходов;

3. иные формы, предусмотренные бюджетным законодательством субъекта РФ.

Ключевым направлением бюджетной политики в РФ является совершенствование межбюджетных отношений. Бюджетная система играет важнейшую роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: