double arrow

Социальная позиция


особенности видения будущего

способы достижения желаемого будущего

оптимальное состояние жизни общества

специфика понимания текущего положения дел

характер предлагаемых практических шагов

Своеобразие соц. позиции определяет специфику массово-информационной дея-ти жур-та, особенности его произведений.

Соц. позиция - выступление в интересах тех или иных слоев общества при одновременном представительстве интересов всего общества.

Основы соц. позиции: общечеловеческие гуманистические ценности [в учебнике - идеальная модель]:

библейские заповеди (10)

общезначимые идеи и требования других религий

гуманистические лозунги соц. движений (н-р, Французской революции: "Свобода, равенство, братство")

идеи служения "добру, красоте, истине и справедливости"

Все ценности - от глобальных (мирное сотрудничество, добрососедство, терпимость, господство права и ненасилия в отношении любых народов, этносов, стран и пр.) до частных, бытовых (честность, товарищество, благородство, порядочность, забота о слабых итд).

Процесс, "этапы" формирования соц. позиции жур-та:




понимание современного мира, ориентация в системе общественных отношений современности, осознание системы ценностей

определение собственного места в соц. структуре (можно обращаться к помощи ученых (н-р, Т. И. ЗаслАвская: социальная стратификация, концепция среднего класса, теория креативного класса))

осознание сложности отношений между различными соц. субъектами, элементами общества (деление на мир капиталистический и социалистический; глобализация; Восток и Запад...)

Концепция креативного класса (автор - Ричард ФлОриде).

"Креативность дает нам силы <...> сделать мир лучше".

Ядро творческого класса - те, "чья экономическая ф-я заключается в создании новых идей, новых технологий и нового креативного содержания".

"Индекс креативности":

доля креативного класса в занятом населении

инновационность, выраженная в кол-ве патентов на душу населения

высокотехнологичные индустрии

разнообразие

В информационном обществе доминирует горизонтальная коммуникация. Карьерное движение у креативного класса тоже горизонтальное (погоня за увлекательной профессиональной дея-тью (н-р, переход с одного канала на другой)).

Центры креативности - места с наибольшим индексом креативности.

Креативный класс в России:

меньше, чем в других странах (в некоторых странах - треть от всего населения; в России в середине 2000-х - 13-15%)

главная причина этому: не всегда соблюдается требование свободы

"Концепция трех т" для креативного класса: технология, талант (упрощают личное, профессиональное развитие), толерантность.



Социальная позиция: проблемы:

формирование и выражение соц. позиции

независимость как способность принимать решения и действовать по внутреннему убеждению

несогласие с позицией журналиста и возможные решения противоречий

Соц. дея-ть vs. соц. действия:

"социальная дея-ть" (Флориан ЗнанЕцкий) - все, что направлено во вне

"социальные действия" (Макс Вебер) - более адресно, рассчитано на обратную связь с адресатом

Принципы журналистской дея-ти:

принцип партийности (не только с точки зрения политики; социально-групповая, идейно-гносеологическая, организационно-институциональная (н-р, принадлежности к редакции с опред. политикой) принадлежности чел-ка)

правдивость и объективность (не впадать в крайности: субъективизм и объективизм (чрезмерное увлечение деталями)): подход к созданию текста

массовость

народность: учет журналистом всех характеристик, возможных специфик разнородных групп, из кот. состоит народ -- презентация в журналистских текстах разных мнений разных групп...

патриотизм и космополитизм

национальная гордость и интернационализм

демократизм

база всего перечисленного: гуманизм







Сейчас читают про: