особенности видения будущего
способы достижения желаемого будущего
оптимальное состояние жизни общества
специфика понимания текущего положения дел
характер предлагаемых практических шагов
Своеобразие соц. позиции определяет специфику массово-информационной дея-ти жур-та, особенности его произведений.
Соц. позиция - выступление в интересах тех или иных слоев общества при одновременном представительстве интересов всего общества.
Основы соц. позиции: общечеловеческие гуманистические ценности [в учебнике - идеальная модель]:
библейские заповеди (10)
общезначимые идеи и требования других религий
гуманистические лозунги соц. движений (н-р, Французской революции: "Свобода, равенство, братство")
идеи служения "добру, красоте, истине и справедливости"
Все ценности - от глобальных (мирное сотрудничество, добрососедство, терпимость, господство права и ненасилия в отношении любых народов, этносов, стран и пр.) до частных, бытовых (честность, товарищество, благородство, порядочность, забота о слабых итд).
|
|
Процесс, "этапы" формирования соц. позиции жур-та:
понимание современного мира, ориентация в системе общественных отношений современности, осознание системы ценностей
определение собственного места в соц. структуре (можно обращаться к помощи ученых (н-р, Т. И. ЗаслАвская: социальная стратификация, концепция среднего класса, теория креативного класса))
осознание сложности отношений между различными соц. субъектами, элементами общества (деление на мир капиталистический и социалистический; глобализация; Восток и Запад...)
Концепция креативного класса (автор - Ричард ФлОриде).
"Креативность дает нам силы <...> сделать мир лучше".
Ядро творческого класса - те, "чья экономическая ф-я заключается в создании новых идей, новых технологий и нового креативного содержания".
"Индекс креативности":
доля креативного класса в занятом населении
инновационность, выраженная в кол-ве патентов на душу населения
высокотехнологичные индустрии
разнообразие
В информационном обществе доминирует горизонтальная коммуникация. Карьерное движение у креативного класса тоже горизонтальное (погоня за увлекательной профессиональной дея-тью (н-р, переход с одного канала на другой)).
Центры креативности - места с наибольшим индексом креативности.
Креативный класс в России:
меньше, чем в других странах (в некоторых странах - треть от всего населения; в России в середине 2000-х - 13-15%)
главная причина этому: не всегда соблюдается требование свободы
"Концепция трех т" для креативного класса: технология, талант (упрощают личное, профессиональное развитие), толерантность.
|
|
Социальная позиция: проблемы:
формирование и выражение соц. позиции
независимость как способность принимать решения и действовать по внутреннему убеждению
несогласие с позицией журналиста и возможные решения противоречий
Соц. дея-ть vs. соц. действия:
"социальная дея-ть" (Флориан ЗнанЕцкий) - все, что направлено во вне
"социальные действия" (Макс Вебер) - более адресно, рассчитано на обратную связь с адресатом
Принципы журналистской дея-ти:
принцип партийности (не только с точки зрения политики; социально-групповая, идейно-гносеологическая, организационно-институциональная (н-р, принадлежности к редакции с опред. политикой) принадлежности чел-ка)
правдивость и объективность (не впадать в крайности: субъективизм и объективизм (чрезмерное увлечение деталями)): подход к созданию текста
массовость
народность: учет журналистом всех характеристик, возможных специфик разнородных групп, из кот. состоит народ -- презентация в журналистских текстах разных мнений разных групп...
патриотизм и космополитизм
национальная гордость и интернационализм
демократизм
база всего перечисленного: гуманизм