Социологическая природа теории жур-ки.
"Быть журналистом - значит говорить людям правду о важном", - Ник Дэвис.
-- что значит правда? что важно?
Терминология.
Закон о СМИ: "...под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию".
"Журналистская культура" - определенный набор идей и практик, в кот. журналисты находят подтверждение своей роли в обществе, и наполняют свою работу смыслом.
Часто используют в смысле национальных журналистских культур.
"Профессиональные среды" - журналисты, кот. принадлежат сходным профессиональным культурам.
Thomas Hanitzsch
Аспекты журналистских культур:
1) институциональные роли: интервенционизм (стремление повлиять, поучаствовать в значимых событиях, процессах, стать фактором в трансформации общественного устройства), дистанцированность от власти, ориентация на рынок (попытка получить максимальную денежную выгоду)
2) эпистемология: стремление к объективности, практицизм (за объективностью уже не гонятся), практический подход
3) этика: релятивизм (все ценности относительны для жур-та; обратно идеализму; не всегда оценивается негативно - максимум в предлагаемых обстоятельствах), идеализм (=универсализм)
Профессионализация: идеальные типы:
англо-американский: рынок как движущая сила, превращение в статусную профессию независимо от власти в высоко конкурентных условиях
континентальный: государство как движущая сила: профессиональная дея-ть организована, обоснована и контролируется властью
Политический параллелизм:
масс-медиа имеют отчетливую политическую ориентацию
существует связь политических партий и СМИ на организационном уровне
заметно стремление медиапрофессионалов быть активными в политической жизни
карьерные стратегии журналистов определяются их политическими взглядами и связями
Hallin and Mancini (Манчини)
Исследователи и проекты:
польская школа: университет Вроцлава, университет Варшавы
швейцарская школа
швецкая школа: город Сёдертон
ECREA (Европейская ассоциация исследователей массовых коммуникаций)
проект EJO (European Journalism Observatory)
проект Worlds of Journalism
Уровни изучения журналистских культур:
социетальный (социальный) уровень: анализ социальных, экономических и политических условий профессиональной дея-ти, культурного и исторического контекста, изучение глобальных тенденций в локальном измерении [н-р, как глобализация влияет на работу российских журналистов]
организационный уровень: рассмотрение и описание конкретной структуры (редакции, ньюзрума, СМИ, концерна итд) [в наше время - уплощение редакционных структур]
индивидуальный уровень: изучение работы конкретных журналистов
Техника картографирования.
Карта про институциональные роли на сайте: worldsofjournalism.org ICA 2008
По карте:
Россия вдалеке от других национальных культур
Центральная Европа придерживается диаметрально противоположных ценностей
Карта по эпистемологии там же:
нашим жур-там не близки личное влияние в поиске инф-ции; не свойственно отражение реальности как она есть
Карта по этике:
Россия снова в стороне
принцип ненанесения вреда; осторожность в профессиональном поведении
не свойственно следовать всегда этическим принципам
Журналистские культуры в России: контекст:
РФ - 133-е место в списке 150 государств
уровень демократии - 133 место
свобода прессы - 129 место
масштабы коррупции - 133 место
С сайта: www.worldaudit.org/democracy.htm
Журналистские культуры в России: методология и история исследований (СССР):
использование различных исследовательских техник и методик
разные объекты: "обычные" журналисты, медиаменеджеры, будущие профессионалы
особенности построения выборки
долгая история изучения журналистов
В России сложно изучать, т.к. неизвестно точное число журналистов. В Польше, напротив, журналисты все посчитаны до единого.