Лекция 8. Сравнительный анализ журналистских культур

Социологическая природа теории жур-ки.

"Быть журналистом - значит говорить людям правду о важном", - Ник Дэвис.

-- что значит правда? что важно?

Терминология.

Закон о СМИ: "...под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию".

"Журналистская культура" - определенный набор идей и практик, в кот. журналисты находят подтверждение своей роли в обществе, и наполняют свою работу смыслом.

Часто используют в смысле национальных журналистских культур.

"Профессиональные среды" - журналисты, кот. принадлежат сходным профессиональным культурам.

Thomas Hanitzsch

Аспекты журналистских культур:

1) институциональные роли: интервенционизм (стремление повлиять, поучаствовать в значимых событиях, процессах, стать фактором в трансформации общественного устройства), дистанцированность от власти, ориентация на рынок (попытка получить максимальную денежную выгоду)

2) эпистемология: стремление к объективности, практицизм (за объективностью уже не гонятся), практический подход

3) этика: релятивизм (все ценности относительны для жур-та; обратно идеализму; не всегда оценивается негативно - максимум в предлагаемых обстоятельствах), идеализм (=универсализм)

Профессионализация: идеальные типы:

англо-американский: рынок как движущая сила, превращение в статусную профессию независимо от власти в высоко конкурентных условиях

континентальный: государство как движущая сила: профессиональная дея-ть организована, обоснована и контролируется властью

Политический параллелизм:

масс-медиа имеют отчетливую политическую ориентацию

существует связь политических партий и СМИ на организационном уровне

заметно стремление медиапрофессионалов быть активными в политической жизни

карьерные стратегии журналистов определяются их политическими взглядами и связями

Hallin and Mancini (Манчини)

Исследователи и проекты:

польская школа: университет Вроцлава, университет Варшавы

швейцарская школа

швецкая школа: город Сёдертон

ECREA (Европейская ассоциация исследователей массовых коммуникаций)

проект EJO (European Journalism Observatory)

проект Worlds of Journalism

Уровни изучения журналистских культур:

социетальный (социальный) уровень: анализ социальных, экономических и политических условий профессиональной дея-ти, культурного и исторического контекста, изучение глобальных тенденций в локальном измерении [н-р, как глобализация влияет на работу российских журналистов]

организационный уровень: рассмотрение и описание конкретной структуры (редакции, ньюзрума, СМИ, концерна итд) [в наше время - уплощение редакционных структур]

индивидуальный уровень: изучение работы конкретных журналистов

Техника картографирования.

Карта про институциональные роли на сайте: worldsofjournalism.org ICA 2008

По карте:

Россия вдалеке от других национальных культур

Центральная Европа придерживается диаметрально противоположных ценностей

Карта по эпистемологии там же:

нашим жур-там не близки личное влияние в поиске инф-ции; не свойственно отражение реальности как она есть

Карта по этике:

Россия снова в стороне

принцип ненанесения вреда; осторожность в профессиональном поведении

не свойственно следовать всегда этическим принципам

Журналистские культуры в России: контекст:

РФ - 133-е место в списке 150 государств

уровень демократии - 133 место

свобода прессы - 129 место

масштабы коррупции - 133 место

С сайта: www.worldaudit.org/democracy.htm

Журналистские культуры в России: методология и история исследований (СССР):

использование различных исследовательских техник и методик

разные объекты: "обычные" журналисты, медиаменеджеры, будущие профессионалы

особенности построения выборки

долгая история изучения журналистов

В России сложно изучать, т.к. неизвестно точное число журналистов. В Польше, напротив, журналисты все посчитаны до единого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: