Лекция. 02.12.2011
1. Теория человеческого капитала К. Маркса, Т. Шульца и Г. Беккер.
Идея человеческого капитала показана в одной из работ Маркса «В освобождении времени для полного развития индивида может рассматриваться с точки зрения непосредственного процесса производства, как производство постоянного капитала(capital fixe)». Постоянным капиталом по Марксу является сам человек (capital fixe being man himself). В современных условиях важнейшим фактором человеческого роста является научно-технологический прогресс, определяющий современный тип(инновационный тип экономического роста). В свою очередь главной реализующей силой и двигателем развития общества является человек за счет накопления и использования производительных сил и знаний, умений и навыков.
Основоположниками «Теории человеческого капитала», в основе которого лежат человеческие поведения, являются Шульц и Беккер. Статья «Формирование капиталообразования» 1960-ые годы и «Инвестиции в человеческий капитал» Шульц, а также в трактате «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ» Беккер, в 1960-1961 годах изложили теорию человеческого капитала.
|
|
Согласно Беккеру ЧК – это совокупность врожденных способностей и приобретенных знаний, навыков и мотиваций, целесообразное использование которых способствует увеличению дохода капитала. Знания способности и навыки в теории Беккера – это особая форма капитала. Формирование подобно материально-вещественным средствам производства, оно требует и от работника и от общества существенных издержек.
Теория ЧК исходит из положения, что капитал - это некоторый запас благ, который накапливает, приносит доход благодаря инвестициям.
Инвестиции в человеческий капитал по Беккеру:
1. Обучение
2. Подготовка на производство
3. Расходы на здравоохранение
4. Миграция и поиски информации
Согласно Шульцу к инвестициям он относил:
1. Школьное образование
2. Обучение на рабочем месте
3. Укрепление здоровья
4. Растущие запасы экономической информации
Статистический данные США по среднегодовым доходам в зависимости от уровня образования.
Уровень образования | Среднегодовой доход в $ | |
мужчины | женщины | |
Менее 9 классов школы | 13 438 | 8 238 |
Выпускник средней школы | 27 240 | 14 695 |
Выпускник колледжа | 32 724 | 19 665 |
Специалист диплом Бакалавр | 52 240 | 31 642 |
T –горизонт расчета, например до пенсионного возраста
t- период
- заработок лиц с высшим образованием в период t
- заработок лиц со средним образованием в период t
– инвестиции в обучение
Денисон уточнил, что только 3/5 определяются уровнем образования, а остальные 2/5 за счет личных особенностей. В России показатель норма отдачи 0, 84% для мужчин и 3,9 для женщин.