Количественная оценка конкурентоспособности продукта позволяет определить возможную долю рынка данного продукта по сравнению с товарами-конкурентами и через долю рынка рассчитать объем продаж (выручку).
В зависимости от вида товара различают предметную, видовую и функциональную конкуренции. Предметная конкуренция возникает между практически идентичными товарами, отличающимися лишь дизайном, оформлением, упаковкой; видовая конкуренция — между однородными товарами, различающимися параметрами потребительских свойств (мощностью, размерами, производительностью и т.д.), а функциональная — между неоднородными товарами, удовлетворяющими одинаковую потребность различными способами (например, электропечь, газовая плита и печь СВЧ).
Наиболее полную оценку конкурентоспособности продукта обеспечивает функциональная конкуренция. В то же время для конкретного рынка, наполненного товарами определенного вида, вполне объективная оценка может быть получена при рассмотрении предметной и видовой конкуренции.
|
|
Основная роль в оценке конкурентоспособности товара принадлежит потребителю — первичному источнику следующей информации:
- о составе характеристик (параметров) продукции, которые данный сегмент покупателей рассматривает как существенные в случае принятия решения о закупке;
- значимости (важности, предпочтительности) каждого из существенных параметров;
- желаемых для покупателя значениях каждого из существенных параметров, позволяющих полностью удовлетворить конкретную потребность покупателя.
Наиболее полная количественная оценка конкурентоспособности продукции получается при использовании коэффициента конкурентоспособности:
,
где: i = 1,..., m — виды параметров (характеристик), которые покупатель рассматривает как существенные при принятии решения о закупке;
ai — коэффициент важности (значимости, предпочтительности) для покупателя i-го параметра по сравнению с остальными существенными параметрами продукции;
Рij — конкретное значение i-го параметра для j-й продукции;
Рiп — конкретное значение i-го параметра, позволяющее полностью удовлетворить потребность покупателя; bi = -1; bi = 1.
При определении ai, должно выполняться условие åai = 1; bi = 1 — если увеличение значения параметра Рij способствует росту конкурентоспособности продукции (например, надежность изделия, его производительность и др.); bi = -1 — если увеличение значения параметра Рij приводит к снижению конкурентоспособности продукции (например, цена).
Для последовательного проведения наиболее полной оценки конкурентоспособности продукции необходимо выполнить следующие операции.
|
|
1. Определить состав характеристик (параметров) продукции (i = 1, ..., m), которые покупатель рассматривает как существенно влияющие на удовлетворение его потребностей и учитываемые покупателем при принятии решения о закупке.
2. Вычислить желаемое для покупателя значение каждого из параметров (Рiп).
Данные для этих первых двух операций получают по результатам опроса покупателей и экспертов из числа разработчиков, сотрудников службы маркетинга и сбыта предприятия. В целом состав характеристик (параметров) продукции формируется из следующего общего перечня:
а) показатели назначения — определяют основные характеристики продукции (область использования, мощность, выполняемые функции, производительность и т.п.);
б) показатели надежности и долговечности (ресурс, наработка на отказ и т.п.);
в) эргономические показатели — характеризуют удобство эксплуатации (применения) товара;
г) эстетические показатели — характеризуют внешнее восприятие товара;
д) цена потребления, включающая в себя затраты покупателя на доставку, монтаж, наладку, обучение и освоение; на эксплуатацию продукции (электроэнергия, заработная плата обслуживающего персонала, ремонт и т.д.); утилизацию после окончания использования продукции;
е) цена продажи;
ж) организационные факторы:
- информированность покупателя о товаре и его характеристиках, определяемая уровнем рекламной кампании;
- престиж фирмы, определяемый степенью ее известности на данном рынке, временем работ на нем, срывами в работе и т.п.;
- условия поставки продукции (в кредит, за наличные, с предоплатой);
- точность выполнения поставок, место, время продаж, условия доставки;
- наличие и уровень сервисного обслуживания; гарантийный срок.
Среди перечисленных параметров присутствуют как количественные (надежность, мощность и др.), так и качественные (эстетичность, престиж фирмы, условия поставки и др.). Для качественных параметров оценка проводится в процентах по отношению к желаемому покупателем значению, принимаемому за 100%.
При оценке конкурентоспособности предполагается, что продукция полностью удовлетворяет стандартам и нормам, действующим на данном рынке (патентной чистоте, уровню безопасности для пользователя, экологической чистоте и т.д.).
10. Производственные связи и кооперирование поставки в машиностроении.
Кооперирование -это планово-организованные производственные связи между предприятиями, совместно изготовляющими какой-либо вид продукции. Данная форма организации производства реализуется путем целенаправленного установления между специализированными, самостоятельными по отношению друг к другу предприятиями и отраслями длительных прямых производственных связей.
Кооперирование может основываться на производственных связях и на связях по поводу материально-технического снабжения. Объекты производственного кооперирования изготавливаются для определенного потребителя и служат для производства ограниченного круга оборудования. Примером такого кооперирования может служить производство узлов, агрегатов, заготовок. Объекты материально- технического снабжения не используются в производстве и предназначены для широкого круга потребителей, т. е. одни и те же материалы используются при производстве различных изделий в разных отраслях (сталь, чугун, смазочные материалы).
В промышленности кооперированные связи могут различаться по отраслевому и территориальному признакам. По отраслевому признаку различают:
внутриотраслевое кооперирование, когда производственные связи устанавливаются между предприятиями одной отрасли:
межотраслевое кооперирование, если кооперируются предприятия разных отраслей.
|
|
По территориальному признаку кооперирование делится на: внутрирайонное кооперирование, когда производственные связи устанавливаются между предприятиями одного экономического района;
• межрайонное кооперирование, когда производственные связи устанавливаются между предприятиями, расположенными в разных экономических районах страны.
Различают три формы кооперирования:
• предметное кооперирование состоит в том, что предприятия поставляют различные комплектующие изделия одному головному предприятию (генераторы, электромоторы);
• подетальное кооперирование выражается в том, что предприятия поставляют головному предприятию отдельные узлы и детали (втулки, поршневые кольца);
• технологическое (стадийное) кооперирование состоит в поставке специализированным предприятиям полуфабрикатов или в выполнении отдельных технологических операций для головного предприятия.
Вышеперечисленные формы кооперирования проявляются и в кооперировании между предприятиями различных стран. Кооперирование между предприятиями различных стран получило наибольшее развитие во второй половине XX столетия. Для ведущих промышленных стран такая кооперация проявилась через создание транснациональных корпораций (ТНК). Эти корпорации осуществляют кооперацию между своими предприятиями по всему миру. Н ведущих промышленных странах размещаются научные центры, производство наиболее сложных деталей и узлов, а предприятия, Расположенные в развивающихся странах, в основном занимаются сборочными работами и изготовлением простых деталей и узлов. В результате такой кооперации за счет более низкой оплаты труда в развивающихся странах по сравнению с ведущими промышленными странами обеспечивается снижение издержек на производство продукции. Этот процесс затронул и предприятия России. Некоторые отечественные заводы стали заниматься сборкой и изготовлением несложных деталей и узлов. Примером может служить ряд автомобильных заводов.
Для оценки уровня производственного кооперирования используются следующие показатели:
|
|
• удельный вес в себестоимости выпускаемой предприятием продукции комплектующих изделий и полуфабрикатов, получаемых ио кооперированию;
• удельный вес полуфабрикатов, изготавливаемых предприятием на сторону, в общем их выпуске и в выпуске всей продукции;
• количество предприятий, кооперирующихся с данным предприятием;
4) средний радиус кооперирования отдельного предприятия и в целом по отрасли.