Количественная оценка конкурентноспособности машиностроительной отрасли

Количественная оценка конкурентоспособности продукта позволяет определить возможную долю рынка данного продукта по сравнению с товарами-конкурентами и через долю рынка рассчитать объем продаж (выручку).

В зависимости от вида товара различают предметную, видовую и функциональную конкуренции. Предметная конкуренция возникает между практически идентичными товарами, отличающимися лишь дизайном, оформлением, упаковкой; видовая конкуренция — между однородными товарами, различающимися параметрами потребительских свойств (мощностью, размерами, производительностью и т.д.), а функциональная — между неоднородными товарами, удовлетворяющими одинаковую потребность различными способами (например, электропечь, газовая плита и печь СВЧ).

Наиболее полную оценку конкурентоспособности продукта обеспечивает функциональная конкуренция. В то же время для конкретного рынка, наполненного товарами определенного вида, вполне объективная оценка может быть получена при рассмотрении предметной и видовой конкуренции.

Основная роль в оценке конкурентоспособности товара принадлежит потребителю — первичному источнику следующей информации:

- о составе характеристик (параметров) продукции, которые данный сегмент покупателей рассматривает как существенные в случае принятия решения о закупке;

- значимости (важности, предпочтительности) каждого из существенных параметров;

- желаемых для покупателя значениях каждого из существенных параметров, позволяющих полностью удовлетворить конкретную потребность покупателя.

Наиболее полная количественная оценка конкурентоспособности продукции получается при использовании коэффициента конкурентоспособности:

,

где: i = 1,..., m — виды параметров (характеристик), которые покупатель рассматривает как существенные при принятии решения о закупке;

ai — коэффициент важности (значимости, предпочтительности) для покупателя i-го параметра по сравнению с остальными существенными параметрами продукции;

Рij — конк­ретное значение i-го параметра для j-й продукции;

Рiп — конкретное значение i-го параметра, позволяющее полностью удовлетво­рить потребность покупателя; bi = -1; bi = 1.

При определении ai, должно выполняться условие åai = 1; bi = 1 — если увеличение значения параметра Рij способствует росту конкурентоспособности продукции (например, надежность изделия, его производительность и др.); bi = -1 — если увеличение значения параметра Рij приводит к снижению конкурентоспособности продукции (например, цена).

Для последовательного проведения наиболее полной оценки конкурентоспособности продукции необходимо выполнить следующие операции.

1. Определить состав характеристик (параметров) продукции (i = 1, ..., m), которые покупатель рассматривает как существенно влияющие на удовлетворение его потребностей и учитываемые покупателем при принятии решения о закупке.

2. Вычислить желаемое для покупателя значение каждого из параметров (Рiп).

Данные для этих первых двух операций получают по результатам опроса покупателей и экспертов из числа разработчиков, сотрудников службы маркетинга и сбыта предприятия. В целом состав характеристик (параметров) продукции формируется из следующего общего перечня:

а) показатели назначения — определяют основные характеристики продукции (область использования, мощность, выполняемые функции, производительность и т.п.);

б) показатели надежности и долговечности (ресурс, наработка на отказ и т.п.);

в) эргономические показатели — характеризуют удобство эксплуатации (применения) товара;

г) эстетические показатели — характеризуют внешнее восприятие товара;

д) цена потребления, включающая в себя затраты покупателя на доставку, монтаж, наладку, обучение и освоение; на эксплуатацию продукции (электроэнергия, заработная плата обслуживающего персонала, ремонт и т.д.); утилизацию после окончания использования продукции;

е) цена продажи;

ж) организационные факторы:

- информированность покупателя о товаре и его характеристиках, определяемая уровнем рекламной кампании;

- престиж фирмы, определяемый степенью ее известности на данном рынке, временем работ на нем, срывами в работе и т.п.;

- условия поставки продукции (в кредит, за наличные, с предоплатой);

- точность выполнения поставок, место, время продаж, условия доставки;

- наличие и уровень сервисного обслуживания; гарантийный срок.

Среди перечисленных параметров присутствуют как количественные (надежность, мощность и др.), так и качественные (эстетичность, престиж фирмы, условия поставки и др.). Для качественных параметров оценка проводится в процентах по отношению к желаемому покупателем значению, принимаемому за 100%.

При оценке конкурентоспособности предполагается, что продукция полностью удовлетворяет стандартам и нормам, действующим на данном рынке (патентной чистоте, уровню безопасности для пользователя, экологической чистоте и т.д.).

10. Производственные связи и кооперирование поставки в машиностроении.

Кооперирование -это планово-организованные производственные связи между предприятиями, совместно изготовляющими какой-либо вид продукции. Данная форма организации производства реализуется путем целенаправленного установления между специализированными, самостоятельными по отношению друг к другу предприятиями и отраслями длительных прямых производственных связей.

Кооперирование может основываться на производственных связях и на связях по поводу материально-технического снабжения. Объекты производственного кооперирования изготавливаются для определенного потребителя и служат для производства ограниченного круга оборудования. Примером такого кооперирования может служить производство узлов, агрегатов, заготовок. Объекты материально- технического снабжения не используются в производстве и предназначены для широкого круга потребителей, т. е. одни и те же материалы используются при производстве различных изделий в разных отраслях (сталь, чугун, смазочные материалы).

В промышленности кооперированные связи могут различаться по отраслевому и территориальному признакам. По отраслевому признаку различают:

внутриотраслевое кооперирование, когда производственные связи устанавливаются между предприятиями одной отрасли:

межотраслевое кооперирование, если кооперируются предприятия разных отраслей.

По территориальному признаку кооперирование делится на: внутрирайонное кооперирование, когда производственные связи устанавливаются между предприятиями одного экономического района;

• межрайонное кооперирование, когда производственные связи устанавливаются между предприятиями, расположенными в разных экономических районах страны.

Различают три формы кооперирования:

предметное кооперирование состоит в том, что предприятия поставляют различные комплектующие изделия одному головному предприятию (генераторы, электромоторы);

подетальное кооперирование выражается в том, что предприятия поставляют головному предприятию отдельные узлы и детали (втулки, поршневые кольца);

технологическое (стадийное) кооперирование состоит в поставке специализированным предприятиям полуфабрикатов или в выполнении отдельных технологических операций для головного предприятия.

Вышеперечисленные формы кооперирования проявляются и в кооперировании между предприятиями различных стран. Кооперирование между предприятиями различных стран получило наибольшее развитие во второй половине XX столетия. Для ведущих про­мышленных стран такая кооперация проявилась через создание транснациональных корпораций (ТНК). Эти корпорации осуществляют кооперацию между своими предприятиями по всему миру. Н ведущих промышленных странах размещаются научные центры, производство наиболее сложных деталей и узлов, а предприятия, Расположенные в развивающихся странах, в основном занимаются сборочными работами и изготовлением простых деталей и узлов. В результате такой кооперации за счет более низкой оплаты труда в развивающихся странах по сравнению с ведущими промышленными странами обеспечивается снижение издержек на производство продукции. Этот процесс затронул и предприятия России. Некоторые отечественные заводы стали заниматься сборкой и изготовлением несложных деталей и узлов. Примером может служить ряд автомобильных заводов.

Для оценки уровня производственного кооперирования используются следующие показатели:

• удельный вес в себестоимости выпускаемой предприятием продукции комплектующих изделий и полуфабрикатов, получаемых ио кооперированию;

• удельный вес полуфабрикатов, изготавливаемых предприятием на сторону, в общем их выпуске и в выпуске всей продукции;

• количество предприятий, кооперирующихся с данным предприятием;

4) средний радиус кооперирования отдельного предприятия и в целом по отрасли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: