Психология личности

Задача 4.5

Задача 4.4

По приведенному ряду динамики рассчитайте уровень явления в 1989 г. и спрогнозируйте уровень 2001 г., используя метод экстраполяции:

Таблица 4.6

Показатели                
Число вагонов на конец года, тыс. шт. - 4,3 4,57 5,37 5,70 5,96 6,21 6,41

Решение. При использовании метода экстраполяции предварительно выбирают одну из двух формул: (4.34) или (4.35). чтобы выбрать формулу, следует определить характер динамики: равномерное или равноускоренное развитие имеет показатель.

Для этого рассчитывают абсолютные приросты и темпы роста по формулам (4.1) и (4.2) соответственно. При равномерном темпе для экстраполяции используют формулу (4.34), при равноускоренном - (4.35).

В данном примере начинать с расчета показателей динамики нецелесообразно, т.к. данные приводятся не за каждый год. Поэтому расчет недостающего показателя - уровня 1989 - сделаем двумя способами.

I способ. Используем для расчета формулу (4.34). для этого предварительно рассчитаем средний за период абсолютный прирост (4.8):

Числитель равен 9, т.к. данные приведены за 10 лет, с 1990 по 1999 гг.

Тогда уровень 1989 г. будет равен:

В данном случае l = -1, т.к. мы определяем уровень предыдущего года, т.е. экстраполируем на 1 год назад.

II способ. Используем для расчета уровня 1989 г. формулу (4.27). Расчет среднего темпа роста по формуле (4.10):

Тогда уровень 1989 г. будет равен:

Как видно из расчетов, использование разных формул дает неодинаковые результаты, но расхождение незначительное, всего 0,04 тыс. штук, поэтому пользоваться можно любым полученным значением уровня 1989 г.

Для расчета уровня явления 2001 г. исходим из того, что прогноз необходимо произвести на 2 года вперед, начиная со значения признака в 1999 г. Тогда, используя I способ, найдем возможное количество вагонов в 2001 г.:

Второй способ дает следующее значение признака:

По данным об инвестициях в основной капитал произвести аналитическое выравнивание ряда динамики на основе функции прямой и параболы второго порядка. Выбрать уравнение, наиболее точно описывающее динамику показателя.

Таблица 4.7

Инвестиции в основной капитал в январе-сентябре 1998 г., млрд руб.*

Дата январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь
Инвестиции в основной капи­тал, млрд руб. 22,1 23,7 26,1 25,5 26,6 31,8 32,9 35,4 38,8

Решение. Произведем выравнивание исходных данных по уравнению прямой. Для расчета параметров уравнения прямой и выровненных значений уровней ряда построим табл. 4.8.

Таблица 4.8

yi ti tiyi
1 2 3 4 5 6
22,1   22,1   19,06+2,03·1=21,09 (21,09-22,1)2=1,020
23,7   47,4   19,06+2,03·2=23,12 (23,12-23,7)2=0,336
26,1   78,3   19,06+2,03·3=25,15 (25,15-26,1)2=0,902
25,5   102,0   27,18 2,822
26,6   133,0   29,21 6,812
31,8   190,8   31,24 0,314
32,9   230,3   33,27 0,137
35,4   283,2   35,30 0,01
38,8   349,2   37,33 2,161
Σ=262,9 Σ=45 Σ=1436,3 Σ=285 Σ=262,89 Σ=14,514

Расчеты параметров ао и а1 произведем по формулам (4.12) и (4.14):

Следовательно, уравнение прямой имеет вид:

Подставляя значения ti из табл. 4.8 (гр. 2) в уравнение прямой, рассчитаем теоретические (выровненные) значения уровней ряда, которые записываем в гр. 5 табл. 4.8. Правильность расчетов теоретических значений проверяется при помощи следующего равенства:

.

В нашем примере Следовательно, расчеты сделаны правильно.

В графе 6 табл. 4.8 определяются квадраты отклонения выровненных значений от реальных значений уi, на основе которых находят стандартизированную ошибку аппроксимации для уравнения прямой (формула (4.28).

Для выравнивания ряда по уравнению параболы второго порядка воспользуемся более простым способом расчетов - от условного нуля. Для проведения расчетов составляем табл. 4.9.

Таблица 4.9

yi ti tiyi
1 2 3 4 5 6 7 8
22,1 -4   353,6   28,2+2,03(-4)+ +0,15·16=22,5 (22,5-22,1)2=0,16 -88,4
23,7 -3   213,3   28,2+2,03(-3)+ +0,15·9=23,4 (23,4-23,7)2=0,009 -71,1
26,1 -2   104,4   28,2+2,03(-2)+ +0,15·4=24,7 (24,7-26,1)2=1,96 -52,2
25,5 -1   25,5   26,3 0,64 -25,5
26,6         28,2 2,56  
31,8     31,8   30,4 1,96 31,8
32,9     131,6   32,8 0,01 65,8
35,4     318,6   35,6 0,04 106,2
38,8     620,8   38,7 0,01 155,2
Σ=262,9 Σ=0 Σ=60 Σ=1799,6 Σ=708 Σ=262,6 Σ=7,43 Σ=121,8

Рассчитаем параметры уравнения ао, а1, а2 по формулам (4.16), (4.17), (4.18).

Уравнение параболы второго порядка в данном примере:

Подставляя значения ti в данное уравнение, рассчитаем теоретические уровни (гр. 6 табл. 4.9). Сравнивая суммарные теоретические и реальные уровни ряда (итог гр. 1 и итог гр. 6 табл. 4.9), судим о правильности расчетов теоретических уровней.

Для расчета стандартизованной ошибки аппроксимации суммируем возведенные в квадрат отклонения теоретических и реальных уровней (гр. 7 табл. 4.9). ошибка аппроксимации равна:

Чтобы выбрать наиболее подходящее уравнение, сравним стандартизованные ошибки аппроксимации для уравнения прямой и уравнения параболы. В первом случае ошибка равна 1,27 млрд руб., во втором - 0,91 млрд руб. таким образом, наиболее точно анализируемый ряд динамики описывается уравнением параболы второго порядка.


* Вопросы статистики. - 1999. - № 2, с. 84.

* Вопросы статистики. - 1999. - № 2, с. 77.

* Вопросы статистики. - 1999. - № 2, с.80.

Понятие личности является ключевым в психологии на протяжении всей её истории.
1. Понятие личности. Её структура (строение, состав чего либо).
2. Потребности человека и способы их удовлетворения.

3. Сферы личности.


1.Понятие личности.
В настоящее время существуют разные научные подходы к пониманию или определению личности, однако большинство ученых под личностью подразумевают интегрирующее начало связывающие в едино все психические процессы, а так же поведение деятельности человека.

Человек в современных условиях рассматривается как биосоциально существо. Установлено, что в ходе эволюции у человека сложилась особая генетическая программа свойственная только этому виду.
Однако сегодня в современных условиях человек вынужден подавлять или недооценивать свои биологические характеристики.

Социальная сущность человека часто становится определяющей его жизни.
Современный человек выполняет одновременно разные социальные роли (гражданин – выборы, профессионал, семьянин, пешеход, потребитель и т.д.), эти социальные роли часто вытесняют, подавляют генетическую программу.
Для гармонического развития личности необходимо сочетание непротиворечивое согласование биологического и социального личности человека.
В психологии нет единого взгляда на структуру личности. Наибольшее распространении получила точка зрения профессора К. К. Платонова.
В структуре личности профессор выделяет следующее:
1.направленность (вектор изменения личности). Направленность личности характеризуется интенсивностью, широтой, устойчивостью, действенностью. У истоков направленности личности лежит желание или мотивация как осознанная потребность выполнить какую-либо деятельность.
- Желание становится стремлением, когда активизируется воля.
- Интерес в отличие от желания – это устойчивое избирательное отношение.
Если интерес человека как избирательное отношение подкрепляется волей, то он становится склонностью.
Мировоззрение – это система усвоенных человеком представлений об окружающем его мире, самом себе и других людях.
Мировоззрение перейдёт из пассивного в активное состояние и станет убеждением человека при наличии волевого усилия.
2.знания, умения и навыки человека, а так же сформировавшиеся привычки, приобретенные в личном опыте. Жизненный личный опыт человека, является для него часто более значимым, чем знания или информация.
Опыт человека имеет смысл анализировать, изучать, но не критиковать и не осуждать.
3.индивидуальные особенности психических процессов или функций как форм отражения.
Особенности памяти, внимания, мышления должны стать основой для развития их человеком.
4.свойства темперамента, половые, возрастные свойства личности.
Нужные черты личности в рамках данной подструктуры формируются путём тренировки.

В эти 4 подструктуры могут быть уложены все известные свойства личности.

2. Потребности человека и способы их удовлетворения.
Известно, что потребности являются движущей силой активности человека, однако природ потребностей рассматривается учеными по-разному.
1) потребность как нужда (в условиях, в объекте, в предметах).
2) потребность как зависимость от конкретных условий существования (курящий человек).
3) потребность как отношение (может быть ценностным, нейтральным, антиценностным, т.е. негативным).
Этапы формирования потребности:
1. Латентная (скрытая) – эта стадия характеризуется настройкой чувствительной данного человека к внешним раздражителям.
2. Модальность, т.е. направленность, которая переживается человеком как чувство тревоги и беспокойства.
3. Осознание потребности и действия по её реализации.
Функции потребности:
1. Сигнальная. Главное назначение этой функции донести до человека информацию о дефиците, нужности чего-либо, при этом изменяется его сознание.
2. Побуждающая. Её назначение заключается в активности человека направленных на удовлетворение потребностей.

Классификация потребностей и их виды.
В настоящие время существуют разные классификации и потребности человека.
1. Потребности делятся на биологические социальные и идеальные (духовные).
2. Все виды потребностей можно разделить на 2 больших класса:
а)потребности сохранения, стабильности (сон, голод, жажда, безопасность, продолжение рода).
б)потребности развития, роста.
в)познавательные.
г)потребность в эмоциональном взаимодействии.
д)потребность в самоуважении.
и т.д.

Для человека, живущего в 21в. характерны следующие потребности появившиеся недавно:
а)потребность в успехе.
Под успехом понимается преодоление личностью самого себя (не знал, научился).
б)потребность в межличностном общении.
в)потребность в познании (в познании бескорыстно) основано на внутренней мотивации без какого либо внутреннего стимула.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow