Экономическая основа регионального управления социальной сферой и методы воздействия.
Информационная база разработки и реализации региональных социальных программ и мероприятий.
Информационной базой является социально-демографический паспорт.
Социально-демографический паспорт- это специально разрабатываемый документ, за основу которого принят демографисческий паспорт(типовая демографическая характеристика территории, состоящая из следущих основных разделов: общие сведения о населении, трудовые ресурсы, основные показатели и тенденции миграционных процессов). В зависимости от социального направления, целей и задач, предпологаемых социально-экономических мероприятий, а также объектов их воздействия разделы демографического паспорта конкретизируются и дополняются.
В настоящее время экономическую основу системы регионального управления социальной сферы составляют:
-региональная и муниципальная собственность;
-региональные и муниципальные финансы;
-федеральная собственность или имущество, переданное в управление региональным (муниципальным органам) власти или осуществляющее свои функции под их патронажем.
Все вышеперечисленное относится к реализации прямого (непосредственного) воздействия на управляемые объекты. Но в современной экономике все возрастающую роль приобретают методы косвенного воздействия на коммерческие хозяйствующие объекты, осуществляющие свою деятельность в отраслях социальной сферы или экономически, или каким-либо другим образом, тесно связанные с ними.
Не мене значимыми специфическими объектами управления, оказывающими большое влияние на социальную сферу, являются различного рода общественные организации и ассоциации, попечительские советы и благотворительные фонды.
Государственное регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в меньших масштабах, чем в административно-командной системе, но и здесь - экономическая роль государства велика.
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Оно осуществляется прямым (административным) и косвенным (экономическим) способами.
Административные методы экономического регулирования базируются на силе государственной власти, разделяясь на меры запрета, разрешения и принуждения.
Инструментами административных методов управления служат государственные целевые программы, стратегические планы, включая федеральный и региональные бюджеты (финансовые планы) и т.д. Основными направлениями прямого экономического регулирования являются:
• бюджетное регулирование - выделение субъектам Федерации на различные нужды финансовых средств из федерального бюджета (по разделу «Межбюджетные трансферты»);
• установление льготных норм отчислений от федеральных налогов в региональные бюджеты;
• размещение, в т.ч. на конкурсной основе, государственного заказа на поставку продукции для народнохозяйственных нужд;
• участие государства в финансировании инвестиционных проектов;
• поддержка научно-технических нововведений (инноваций);
• финансирование государством федеральных и региональных целевых программ развития территорий.
Косвенное (экономическое) регулирование заключается в применении государством стимулов и антистимулов.
Экономические инструменты косвенного регулирования: кредитное, налоговое, отчасти ценовое регулирование, ускоренная амортизация и т.д.
Основные средства денежно-кредитной политики - это:
а) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);
б) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные институты страны обязаны хранить в центральном банке;
в) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.
При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в желаемом направлении.
Для воздействия на деятельность субъектов хозяйства и социальную стабилизацию широко используются налоги. В первую очередь интерес представляет не фискальная, а регулирующая роль налогов. Государственное регулирование при помощи налогов зависит от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеров налоговых льгот.
Для этого используются временно или селективно предоставляемые налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов.
В настоящее время регулирование цен в основном производится на уровне субъектов Федерации (цены на хлеб, молоко и молочные продукты, муку, соки и фрукты, консервы для детского питания и т.д., а также тарифы пассажирского транспорта и связи).
Федеральное законодательство по вопросам ценообразования относится преимущественно к акцизным товарам, прежде всего алкогольным напиткам и ювелирным изделиям. Усиливаются меры по государственному регулированию цен и тарифов на товары и услуги, поставляемые естественными монополиями, в первую очередь на электроэнергию, энергоносители, а также на железнодорожные перевозки грузов, на услуги жилищно-коммунального хозяйства.
Особую роль среди инструментов государственного регулирования играет ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешения Министерства финансов.
8. СУЩНОСТЬ И СОСТАВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ
Финансовые ресурсы регионасостоят из внутренних, привлеченных извне и заемных ресурсов.
Внутренние финансовые ресурсы включают:
- ресурсы предприятий и организаций, расположенных в регионе;
- средства населения;
- собственные доходы регионального бюджета;
- средства внебюджетных фондов.
Финансовые ресурсы предприятий и организаций, расположенных на территории региона, представляют собой сумму чистой прибыли, амортизационных отчислений, а также доходов от акций и других видов ценных бумаг.
Средства населения - часть его денежных доходов, остающаяся после вычета расходов на личное потребление и уплаты налогов. Их перспективная величина оценивается на основании тенденций роста фонда оплаты труда, доходов от предпринимательской деятельности, выплат пенсий, стипендий, пособий и т.д., а также с учетом тенденций изменения доли временно свободных средств, используемых на накопление.
Собственные доходы регионального бюджета включают все доходы, формируемые за счет налоговых поступлений и неналоговых доходов (доходы от использования и продажи государственного или муниципального имущества, земли, от платных услуг государственных и муниципальных организаций, финансовая помощь от других бюджетов и т.д.).
Средства внебюджетных фондов формируются за счет части отчислений от доходов Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости населения и др., остающихся на территории региона.
Средства бюджета и внебюджетные фонды образуют блок централизованных финансовых ресурсов, находящихся в управлении регионального уровня власти.
Сопоставление величины собственных бюджетных средств региона с основными направлениями их расходования в перспективе позволяет оценить финансовое положение региона и его возможности в решении социальных и экономических задач. В результате определяется отнесение регионов к категории обеспеченных, слабообеспеченных и необеспеченных.
В качестве инструмента для оценки уровней обеспеченности региона соответствующими бюджетными и финансовыми ресурсами используются относительные показатели:
• показатель финансовой обеспеченности (частное от отделения суммарной величины собственных финансовых ресурсов региона на численность населения региона);
• показатели собственной и полной бюджетной обеспеченности (рассчитываются на душу населения региона на основе данных о собственных доходах регионального бюджета, а также с учетом размера финансовых ресурсов, привлекаемых в бюджет со стороны);
• показатель влияния хозяйственного потенциала региона (определяется соотношением финансовых ресурсов предприятий различных видов деятельности и форм собственности в расчете на одного жителя региона).
По оценке Минфина РФ, уровень бюджетной обеспеченности субъекта, рассчитывается соотношением индексов налогового потенциала и бюджетных расходов на душу населения на его территории. В настоящее время бюджетная обеспеченность регионов за счет собственных доходов характеризуется глубокой дифференциацией. У большинства регионов бюджетная обеспеченность ниже средней по России.
В целях повышения бюджетной обеспеченности региона определяется возможность увеличения его финансовых ресурсов за счет заемных и привлеченных средств.
К заемным ресурсам относятся долгосрочные и краткосрочные кредиты банка и других финансовых организаций. Имеются в виду банковские и бюджетные ссуды и бюджетные ассигнования, облигации региональных займов и другие ценные бумаги, выпущенные региональными финансовыми организациями для покрытия бюджетного дефицита (в соответствии с федеральным законодательством).
Привлеченными ресурсами является долевой капитал сторонних инвесторов, которыми могут выступать предприятия, организации, частный капитал из других регионов, средства внебюджетных фондов, а также средства федерального бюджета, выделенные на безвозмездной или возвратной основе в форме трансфертов, дотаций, субвенций, субсидии, бюджетных ссуд и т.д.
Трансферты - экономические ценности, передаваемые одним участником финансовых отношений другому в одностороннем порядке.
Дотация - это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов и выравнивания уровня минимальной бюджетной обеспеченности региона.
Субвенция – это фиксированный объем государственных средств, которые выделяются безвозмездно национально- государственным и административно-территориальным образованиям для финансирования целевых расходов из бюджетов.
Субсидия – это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня на условиях долевого финансирования целевых расходов. Субсидия служит в основном для поддержания сбалансированности бюджета. В отличие от субвенций субсидии не подлежат возврату в случае их не использования или использования не по назначению. Это дает возможность получателям субсидий осуществлять маневрирование полученными финансовыми ресурсами.
Бюджетные ссуды - это фиксированный объем государственных средств, выделяемые на возвратной, безвозвратной или возмездной основе сроком не более 6 месяцев на покрытие временных кассовых разрывов при исполнении регионального бюджета.