Условия создания и жизнедеятельности свободных экономических зон

Видовая структура СЭЗ

    Свободные экономические зоны    
               
Промышленно-производственные   Торговые зоны   Сервисные зоны   Комплексные зоны
- импортные - экспортные - экспортные и импортозамещающие   - свободные порты - транзитные зоны беспошлинные склады - свободные таможенные зоны   - инновационные - технопарки - банковские - оффшорные   - зоны свободного предпринимательства - специальные зоны - особые экономические зоны
                       

На территории России в зависимости от целей и задач выде­ляют несколько типов зон:

· комплексные специальные зоны производственного характера;

· внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в т.ч. зоны экспортного производства и транзитные);

· функциональные или отраслевые (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др.). Они выполняют как народнохозяйственные, так и внешнеэконо­мические функции.

Условия создания СЭЗ.

К наиболее общим из них относятся:

- политическая стабильность на территории;

- всесторонняя законодательная база, определяющая экономические, социальные, административно-управленческие, финансово-налоговые и другие права СЭЗ;

- природно-географические условия (благоприятное географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам, близость к транспортным магистралям, учет соседей, природно-ресурсный потенциал);

- хорошо развитая инфраструктура связи и транспорта, социальных условий, энергетики;

- развитая коммерческая инфраструктура по обслуживанию фирм (аудиторские организации, страховые компании и т.д.);

- наличие (или создание) эффективной структуры административного управления СЭЗ, способность руководителей территории овладеть новой культурой управления;

- исторический опыт и традиции населения территории.

Наряду с общими требованиями по размещению СЭЗ, учитываются и частные (локальные) факторы. Например, для транспортных и экспортно-импортных зон необходимо наличие крупного транспортного узла. Они могут размещаться в приморских городах, располагающих морскими торговыми портами, железнодорожным сообщением, аэропортом. Эти же условия желательны для размещения торговых и банковских зон. Для создания зон типа технопарков и технополисов нужна развитая научно-производственная база. Организация туристическо-рекреационных зон требует наличия культурных и исторических центров, курортов, привлекательных для туризма ландшафтов, развитой инфраструктуры.

Территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило:

· приграничное положение по отношению к зарубежным странам, в том числе и бывшим союзным республи­кам,

· располагают морскими торговыми портами и магист­ральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами),

· располагают сложившимися промышленными, научными и куль­турными центрами,

· располагают районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов.

Процессу создания СЭЗ должно предшествовать глубокое технико-экономическое обоснование необходимости ее формирования, а также определение оценки эффективности ее функционирования.

Технико-экономическое обоснование создания СЭЗ включает в себя следующие разделы:

1. Постановка проблемы и цели создания;

2. Предпосылки для создания зоны;

3. Обоснование отвода земель под зону и характеристика выделенной территории;

4. Перспективы и программа развития зоны;

5. Ресурсы, необходимые для создания зоны;

6. Механизмы функционирования зоны;

7. Организационные мероприятия по ее созданию и функционированию;

8. Оценка эффективности создания СЭЗ.

Необходимыми условиями функционирования СЭЗ является наличие:

1). Комплексной программы развития зоны, т.е. плана развития всех хозяйственных субъектов различных организационно-правовых форм и форм собственности (государственной, кооперативной, акционерной, совместной, частной), равноправно участвующих в экономических связях. В этих программах предусматриваются задачи, решаемые СЭЗ с позиции регионального интереса, определяются размеры государственных капиталовложений и субсидий, устанавливаются размеры льгот и сроки их получения.

Основной целью программы должно быть динамичное экономическое и социальное развитие зоны на базе комплексного использования государствен­ного, коммерческого и иностранного капитала, средств граждан, активизации деловой, финансовой и правовой структур.

2). Специализированных структур:

- крупного акционерного общества(с участием государства), ответственного за реализацию комплексной программы и формирующего орган управления - Совет зоны;

- залогово-страхового инвестиционного фонда (страхового общества), привлекающего инвестиции для решения задач зоны;

- центрального банка зоны, формирующего бюджет зоны, контролирующего использование бюджетных и кредитных средств и взаимоотношения зоны с региональным бюджетом.

3). Зонального законодательства, регулирующего вопросы разграничения функций между руководством зоны и местными (региональными) органами власти, процедуры и порядок ценообразования, налогообложения, лицензирования, предоставления различных льгот, а также принятие договорных соглашений между ними по проблемам владения и распределения собственности, и т.д.

4). Делегирование властным структурам регионального и мест­ного уровня органами управления СЭЗ, а также отдельными хозяйствующими субъекиами, расположенными в зонах, определенных прав, которыми обладают вышестоящие органы управления, в сфере финансово-экономической деятельности

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ

Российские регионы заметно различаются социально-экономической дифференциацией по уровню денежных доходов населения.

Доходы населения – индикатор, измеряющий сумму денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. К источникам доходов населения относятся: заработная плата, доходы от предпринимательской деятельности, пенсии, стипендии, различные пособия, выплаты по социальному страхованию, доходы от собственности в виде процентов, дивиденды, доход от банковских процентов, ренты, средства от продажи ценных бумаг, недвижимости, продукции сельского хозяйства, различных изделий, а также доходы от различных услуг, оказанных на стороне.

Уровень доходов населения является важнейшим индикатором благосостояния общества, так как он характеризует состояние покупательской способности и является определяющим фактором в отношении социальных возможностей населения: отдыха, получения образования, поддержания здоровья.

Уровень потребления населения напрямую зависит от уровня доходов, поэтому одной из приоритетных задач стимулирования экономики является повышение доходов населения, в первую очередь, доходов наиболее бедной и средней части населения, а также своевременная выплата зарплаты, пенсий, стипендий и других социальных выплат. На величину доходов населения оказывает существенное влияние размер заработной платы, динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и т.п.

С середины 1990-х годов безусловным лидером по уровню среднедушевых доходов чаще всего была Москва или Ямало-Ненецкий автономный округ, а на противоположном полюсе - Республика Ингушетия или Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, утративший в 2008 году статус субъекта федерации в результате объединения с Иркутской областью.

После нескольких лет колебаний с началом устойчивого роста уровня денежных доходов населения России в целом их межрегиональная дифференциация стала устойчиво снижаться, сократившись с 13,6 раза в 2000 году до 7,3 раза в 2008 году. Помимо сближения уровней среднедушевых денежных доходов, определенную роль в этом сыграло и сокращение числа субъектов федерации за счет автономных округов с относительно низкими социально-экономическими показателями

По имеющимся данным за 2008 год, среднегодовые денежные доходы населения варьировались от 5642 рублей в месяц на человек в Республике Калмыкии до 41335 рублей в Ненецком автономном округе, второй год удерживающим первенство по этому показателю. Если соотнести их величину с величиной прожиточного минимума по регионам за 2008 год (по состоянию на 23 марта 2009 года), их соотношение будет составлять от 1,5 раза в той же Республике Калмыкии до 5,9 раза в Тюменской области. При этом величина прожиточного минимума варьируется от 3493 рублей на человек в месяц в Тамбовской области до 9856 рублей в Чукотском автономном округе.

Более детально о денежных доходах населения регионов Российской Федерации можно судить по данным за 2007 год, когда межрегиональные различия по уровню среднедушевых денежных доходов составили 9,5 раза.

К сведению: Доходы среднего класса, и всех остальных:

В 2007 г. среднедушевой доход жителей Москвы составил 31 тыс. руб./мес. на человека, (для сравнения - в Петербурге 22 тыс. руб./мес./чел.), так что это самый высокий показатель по стране. К среднему классу можно отнести тех жителей, чьи доходы находились в диапазоне 90% – 188% от среднедушевого дохода.

Таким образом, если сумма Ваших доходов в 2007 году составляла от 28 до 58 тыс. руб./мес./чел., то вы в компании еще 20% москвичей – представители среднего класса. Следует отметить, что на долю среднего класса приходится 25% от общего дохода всех жителей Москвы, то есть четверть от пирога размером в 153 млрд. долл. в год.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: