double arrow

Дефицит бюджета

1. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом (решением) об этом бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

2. Текущие расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета не могут превышать объем доходов бюджета субъекта РФ, объем доходов местного бюджета.

3. Размер дефицита ФБ не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.

4. Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 5% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из ФБ. Поступления из источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут направляться на финансирование исключительно инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение долга субъекта РФ.

5. Размер дефицита местного бюджета не может превышать 3% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из ФБ и бюджета субъекта РФ. Поступления из источников финансирования дефицита местного бюджета могут направляться на финансирование исключительно инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение муниципального долга.

· Источники финансирования дефицита бюджета

1. Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.

2. Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

· Источники финансирования дефицита федерального бюджета:

1) внутренние источники следующих видов:

- кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ;

- государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

- бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

2) внешние источники следующих видов:

- государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

- кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

· Источники финансирования дефицита бюджета субъекта РФ

1) внутренние источники в следующих формах:

- государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;

- бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

- кредиты, полученные от кредитных организаций;

2) внешние источники, определяемые в соответствии с законодательством РФ.

· Источники финансирования дефицита местного бюджета

- муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;

- кредиты, полученные от кредитных организаций.

Межбюджетные отношения

Ведущим моментом в области совершенствования финансовых отношении между центром и регионами является курс на последовательное повышение уровня бюджетного самообеспечения субъектов Федерации и муниципальных образований. С этой целью предусматривается закрепление за ними постоянных и достаточных финансовых источников доходов (прежде всего налоговых) для самостоятельного формирования бюджетов.

Перераспределение доходов между уровнями бюджетной системы осуществляется при помощи закрепленных и регулирующих доходов.

Закрепленные (собственные) доходы бюджетов – виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации.

Регулирующие доходы бюджетов – это федеральные или региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год. Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает собственные доходы, либо законом о бюджете того уровня, который распределяет переданные ему собственные доходы бюджета другого уровня.

К регулирующим доходам территориальных бюджетов относятся также трансферты - средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленной Правительством методике и формуле.

Взаимоотношения органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам распределения регулирующих доходов, перераспределения средств между бюджетами называется межбюджетными отношениями.

Межбюджетные отношенияосновываются на принципах:

- распределения и закрепления расходов по уровням бюджетной системы;

- разграничения и распределения по ним регулирующих доходов;

- равенства бюджетных прав регионов и соответствующих прав муниципальных образований;

- выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности регионов, муниципальных образований;

- равенства всех бюджетов Федерации во взаимоотношениях с региональными бюджетами

Финансовый механизм России предусматривает, с одной стороны, возможность самофинансирования регионов за счет собственных источников доходов при отчислении средств в федеральный бюджет через налоги, пошлины, сборы для финансирования общегосударственных нужд, а с другой - финансирование из федерального бюджета через систему трансфертов, финансирования федеральных программ, субсидий и т. д.

Финансовая помощь из федерального бюджета территориальным бюджетам осуществляется в следующих формах:

§ дотации (предоставляемые средства на безвозмездной и безвозвратной основе) на покрытие текущих расходов и выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности регионов;

§ трансферты - любые формы перевода средств из бюджета одного уровня бюджетной системы в бюджет другого уровня, отчисления от налогов в порядке бюджетного регулирования.

§ субсидии — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Совокупность субсидий из бюджета города бюджетам муниципальных образований образует фонд софинансирования.

§ субвенции (предоставление средств на той же основе) на финансирование отдельных целевых расходов;

§ бюджетные ссуды (на возвратной, безвозвратной или возмездной основе сроком не более 6 месяцев) на покрытие временных кассовых разрывов при исполнении регионального бюджета.

10. МЕЖБЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ И ПРИНЦИПЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Основная часть субъектов Федерации испытывают бюджетную недостаточность для выполнения задач и функций, отнесенных к предметам ведения регионов. Деление регионов на «доноров» и «реципиентов » отражает тот факт, что налоги и другие бюджетные доходы на территории у первых - избыточные, а у вторых - недостаточные для покрытия их бюджетных расходов.

Перераспределение доходов между уровнями бюджетной системы осуществляется при помощи закрепленных и регулирующих доходов.

Взаимоотношения органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам распределения регулирующих доходов, перераспределения средств между бюджетами называется межбюджетными отношениями.

Межбюджетные отношения основываются на принципах:

- распределения и закрепления расходов по уровням бюджетной системы;

- разграничения и распределения по ним регулирующих доходов;

- равенства бюджетных прав регионов и соответствующих прав муниципальных образований;

- выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности регионов, муниципальных образований;

- равенства всех бюджетов Федерации во взаимоотношениях с региональными бюджетами.

Сочетание самостоятельности бюджетов отдельных территорий с единой системой межбюджетных отношений определяется как бюджетный федерализм.

Бюджетный федерализм - это система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Бюджетный федерализм основан на следующих принципах:

· самостоятельность бюджетов разных уровней (закрепление за каждым уровнем собственных источников доходов, право самостоятельно определять направления их расходования, недопустимость изъятия дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно полученных средств в вышестоящие бюджеты, право на компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления, право предоставления налоговых и иных льгот за счет собственных доходов и т.д.);

· законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти и управления;

· соответствие финансовых ресурсов органов власти и управления выполняемым ими функциям (обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов нижестоящих бюджетов);

· нормативно-расчетные (формализованные) методы регулирования межбюджетных отношений и предоставления финансовой помощи;

· наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровнями власти и управления, достижение взаимосогласованных решений по вопросам налогово-бюджетной политики.

Основными функциями межбюджетных отношений являются выравнивание бюджетной обеспеченности тех территориальных образований, где она меньше минимально необходимого уровня, обеспечивающего соблюдение конституционных и других государственных социальных гарантий на всей территории страны, и стимулирование наращивания налогового потенциала.

В соответствии с утвержденной методикой, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, образующие Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, предусмотрены в федеральном бюджете.

Общий объем дотаций определяется исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации.

В свою очередь, минимальный уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации с учетом дотаций определяется как среднее арифметическое суммы показателей уровня расчетной бюджетной обеспеченности до распределения дотаций по субъектам Российской Федерации, не входящим в число 10 субъектов Российской Федерации, имеющих самый высокий уровень бюджетной обеспеченности, и 10 субъектов Российской Федерации, имеющих самый низкий уровень.

Результатом применения методики распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки регионов является сокращение различий в бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, сокращение различий (выравнивание) в уровне душевых расходов территориальных бюджетов с целью обеспечения наибольшего числа граждан минимально-необходимым, а по существу – максимально возможным объемом бюджетных услуг.

11. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ РЕГИОНА И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ

Инвестиции — более широкое понятие, чем капиталь­ные вложения, оно включает кроме вложений в воспроизвод­ство основных фондов вложения в оборотные активы, различ­ные финансовые активы, в отдельные виды нематериальных активов. А капитальные вложения — более узкое понятие, они могут рассматриваться лишь как одна из форм инвестиций

Инвестиции в Россию из-за рубежа и из России за рубеж делятся на прямые, портфельные, прочие.

Прямые — сделаны юр. или физ. лицами, полностью владеющими предприятием или контролирующими не менее 10% акций или акционерного капитала предприятия, что дает право на участие в управлении им.

Портфельные инвестиции — покупка акций, векселей и других долговых ценных бумаг. Они составляют менее 10% в общем акционерном капитале предприятия и не дают вкладчикам права влиять на его функционирование.

Инвестиции, не подпадающие под определение прямых и портфельных, относятся к прочим. Это торговые и прочие кредиты, банковские вклады и т.д.

Иностранные инвестиции (ФЗ от 09.07.99г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях РФ») - вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору.....

Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций - прямых и портфельных, прочих инвестиций: кредитов и займов.

Иностранные инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее чем 25% акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров. Под прямыми иностранными инвестициями понимают капитальные вложения в реальные активы (производство) в других странах, в управлении которыми участвует инвестор. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило, крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием.

Портфельные инвестиции - капиталовложения в акции зарубежных предприятий, которые не дают права контроля над ними, в облигации и другие ценные бумаги иностранного государства и международных валютно-финансовых организаций. При осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в руководстве компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов.

Инвестиционный климат включает объективные возможности страны или региона (инвестиционный потенциал), условия деятельности инвестора (инвестиционный риск) и инвестиционное законодательство – как основополагающую правовую базу ведения ин­вестиционной деятельности на федеральном и региональном уровнях.

Инвестиционный потенциал – (инвестиционная емкость территории) складывается как сумма объективных предпосылок для инвестиций, зависящая как от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от их экономического "здоровья" территории. См. следующий вопрос!

Инвестиционный риск характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них, неполучения от них полной отдачи, обесценивания вложений. Он показывает, почему не следует (или следует) инвестировать в данное предприятие, отрасль, регион или страну. Риск как бы суммирует правила игры на инвестиционном рынке.

Оценка инвестиционного рискадля вложений в конкретный регион осуществляется на основе учета следующих групп показателей:

- экономического риска (степень экономи­ческого спада, тенденции в формировании реги­онального валового продукта и.т.д);

- социального риска (уровень социальной напряженности в регионе);

- политического риска (степень привержен­ности властей рыночным преобразованиям, син­хронность их действий по созданию благоприят­ного инвестиционного климата и их способность защитить интересы инвестора от любых админи­стративных барьеров);

- финансового (степень сбалансиро­ванности регионального бюджета и финансов предприятий);

- законодательного риска (юридические условия инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства);

- экологического риска (степень напряжен­ности экологической ситуации в регионе, дегра­дации природной среды, решения по развитию природоохранных мероприятий);

- криминального риска (уровень преступ­ности, размеры теневой экономики, оценка вов­леченности криминальных кругов в легальную экономику).

Законодательство влияет не только на степень инвестиционного риска, но и регулирует возможности инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства - составляющих инвестиционного потенциала региона.

Инвестиционная привлекательность региона представляет со­бой объективные предпосылки для инвестирования и количе­ственно выражается в объеме капитальных вложений, которые могут быть привлечены в регион исходя из присущих ему инвес­тиционного потенциала и уровня некоммерческих инвестиционных рисков. В соответствии с этим все российские регионы рассмат­риваются в плоскости потенциал-риск. Уровень инвестиционной привлекательности выступает при этом как интегральный показатель, суммирующий разнонап­равленное влияние показателей инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.

12. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА

Уровень инвестиционной привлекательности территории характеризует интегральный показатель, суммирующий разнонаправленное влияние показателей инвестиционного потенциала и инвестиционного риска. В соответствии с этим все российские регионы рассматриваются в плоскости потенциал-риск.

В качестве исходной информации для составления рейтингов инвестиционной привлекательности регионов используются статистические данные по развитию регионов, законодательные акты, имеющие отношение к регулированию инвестиционной деятельности, результаты региональных исследований и опросов, а также публикации в печати.

Наиболее распространенным методом, применяющимся в оценке инвестиционной привлекательности регионов является ранжирование регионов.

Каждому региону присваивается порядковый номер (ранг), соответствующий его месту в общем ряду. На основе как рейтингов, так и абсолютных значений показателей составляться группировки. В этом случае каждый регион относится к определенному классу (типу) объектов, выделенному экспертами по сочетанию условий инвестирования и уровню предпочтительности для инвестора.

При составлении практически всех рейтингов в той или иной степени используются экспертные оценки.

В общем виде составление рейтинга включает следующие этапы:

1. Выбирается и обосновывается набор показателей, наиболее точно, по мнению экспертов, отражающий состояние инвестиционного климата региона.

2. Каждому показателю или группе однородных показателей присваиваются весовые коэффициенты, соответствующие их вкладу в инвестиционную привлекательность региона.

3. Рассчитывается интегральная оценка инвестиционной привлекательности для каждого региона.

В настоящее время в России отсутствует своя система оценки инвестиционного климата и ее отдельных регионов. Иностранные инвесторы учитывают оценки многочисленных фирм, регулярно отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира, в т.ч. и в России.

Ряд ведущих зарубежных и отечественных экономических изданий и крупных консалтинговых компаний собирают информацию о состоянии национальных и региональных инвестиционных комплексов, на основе которой составляются рейтинги инвестиционной привлекательности национальных экономик и регионов.

К сведению:

Распределение отдельных российских регионов по рейтингу инвестиционного климата в 2007-2008 гг.

Максимальный потенциал - минимальный риск (1A)
  Краснодарский край
Средний потенциал - минимальный риск (2A)
  Ростовская область
Низкий потенциал - минимальный риск (3A)
  Липецкая область
Высокий потенциал - умеренный риск (1B)
  Московская область
  Москва
  Санкт-Петербург
  Свердловская область
  Ленинградская область
Низкий потенциал - экстремальный риск (3D)  
  Республика Ингушетия
  Республика Калмыкия
  Чеченская Республика
  Республика Тыва
  Магаданская область

(в госах нет но на экзамене спросит) ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА

Потенциал происходит от латинского слова potentia, означающего силу, мощь, подразумевает совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области.

Потенциал региона состоит из ряда самостоятельных системных категорий, взаимодействуя которые образуют эффект деятельности и развития региона. К ним относятся:

- инновационный потенциал, включающий и научно-технический потенциал;

- производственный потенциал;

- экономический потенциал;

- кадровый потенциал;

- организационный потенциал;

- информационный потенциал.

Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, административного, коммерческого, или иного характера.

Постоянное и непрерывное создание и реализация нововведений - главный-фактор преуспевания в конкурентной борьбе любого региона и страны в целом.

Реализация нововведений, а также полученных новых научно-технических достижений в производстве новых или недостающих товаров, технологий и услуг имеет определяющее значение для развития регионов, сохранения природы регионов и подъема жизненного уровня населения.

Нововведения влияют на развитие производительных сил; способствуют росту благосостояния, повышения качества жизни, уровня образованности. В свою очередь, нововведения зависят от имеющегося инновационного потенциала.

Инновационным потенциалом региона является совокупность финансовых, кадровых, информационных и материально - технических возможностей; и иных ресурсов необходимых для осуществления инновационной деятельности. Существенной составляющей инновационного потенциала является наличие новшеств, которые могли быть использованы в общественном производстве региона. Однако наличие новшеств, готовых для коммерческого использования, не является; единственным условием их эффективного распространения в общественном производстве. Не менее важно, насколько производственно-хозяйственная система и ее элементы, готовы к потреблению имеющегося научно-технического задела.

Современное состояние инновационного потенциала в регионах, а также в РФ в целом сталкивается с серьезными проблемами, тормозящими его развитие, среди; которых:

- острый дефицит финансовых ресурсов;

- недостаточная разработанность основы определения экономического механизма инновационной активности и специфики реализации инновационного потенциала в регионах;

- отсутствие методических разработок, позволяющих региону оценить свой инновационный потенциал и сформулировать приоритетные пути его развития.

Формирование и развитие инновационного потенциала также требует целенаправленных усилий со стороны органов власти региона.

Усиливает общий неблагоприятный фон то обстоятельство, что государство недостаточно активно участвует в создании системы общественной потребности в реализации инновационного потенциала:

· недостаточно проработаны стратегии государственной структурной политики;

· не сформулирована единая концепция управления инновационными потенциалом на региональном уровне;

· нормативно-правовая база и управленческие решения часто вступают в противоречие, отсутствуют эффективные механизмы реализации этих решений.

Кроме того, оценка инновационного потенциала региона, его рациональная величина и влияние на темпы, масштабы и характер экономического развития регионов и всей экономики в целом, управление инновационным потенциалом на основе интеграционного маркетинга, либо вообще не попали в сферу внимания региональных властей, либо исследованы недостаточно полно.

Для оценки инновационной активности и конкурентоспособности регионов используют статистические показатели, в качестве которых приняты:

— внутренние затраты на исследования и разработки в процентах к ВВП или ВРП;

— доля занятых исследованиями и разработками в процентах к общему числу занятых;

— доля основных фондов исследований и разработок в общей их стоимости;

— затраты на технологические инновации в процентах к ВВП или ВРП.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА + концепция до 20 года (на экзамене нет но спросит)

Стратегическое планирование социально-экономического развития региона - это систематический процесс, с помощью которого местные сообщества формируют картину своего будущего и определяют этапы его достижения, исходя из местных ресурсов.

Анализ известных подходов к стратегическому планированию позволяет сказать, что во всех них обязательно существуют три основных этапа:

- ретроспективный анализ,

- процесс целеполагания;

- стратегический выбор.

Ретроспективный анализ представляет собой этап предплановых исследований.

Главная задача стратегического анализа - информа­ционное наполнение процедуры стратегического планирования. При этом предполагается не только и не столько про­стой сбор информации, а целенаправленно ориентированная оценка влияния на социально-экономическую систему де­ловой окружающей среды и внутреннего ресурсного потенциала на эффективность функционирования. Наиболее комплексной процедурой стратегического анализа, по стратегическому планиро­ванию, является SWOT анализ. SWOT анализ (сокращенно от первых букв слов Strength — сила, Weakness — слабости, Opportunity — возмож­ность и Threat — угроза) представляет собой исследование, проводимое последовательно.

На первом этапе SWOT анализа выясняются конкретные возможности и уг­розы отдельно по каждому из факторов деловой внешней окружающей среды. Обычно данные факторы группируются по четырем классам: политические, социальные, экономи­ческие и технологические.

Особое внимание должно быть уделено таким характеристикам деловой внешней окружаю­щей среды как неопределенность и сложность, то есть взаи­мозависимости факторов и возникновению на этой основе некоторого системного эффекта. Каждую из угроз оцени­вают по силе (мощности), под которой понимается степень воздействия на повышение для возможностей (или пони­жения для угроз) эффективности функционирования соци­ально-экономической системы. При этом используется шкала от нуля до десяти.

Неопределенность внешней окружающей среды при­водит к тому, что наступление конкретных возможностей или угроз не может быть определено однозначно. Поэтому определяется вероятность их возникновения, которая оценивается традиционно в интервале от нуля до единицы.

На втором этапе SWOT анализа происходит оценка силы и слабостей, определяемых ресурсным потенциалом социально-экономической системы.

Она включает в себя оценку ресурсного потенциала. При этом ресурсы классифицируются как:

- физические ресурсы;

- финансовые ресурсы;

- человеческие ресурсы;

- административная структура (организация работы);

- нематериальные активы.

При исследовании каждого из выделенных типов ре­сурсов мы оцениваем его со знаком "+", если ресурс пред­ставляет возможность потенциально увеличить эффективность функционирования социально-экономической систе­мы; "О" — если влияние ресурса на эффективность функционирования оценить невозможно и "-" — если современное (текущее), состояние ресурса может привести (или приводит) к снижению эффективности функционирования.

Сложность исследования при этом заключается, прежде всего, в том, что само понятие эффективности функционирования с точки зрения исследователей и руководства социально-экономической системы обычно не есть нечто “застывшее“.

Поэтому в практической деятельности опираются чаще всего на критерии эффективности, принятые на сегодняш­нее положение дел или на ближайшую перспективу.

Отдельно производится оценка управленческого по­тенциала социально-экономической системы.

Процесс целеполагания представляет собой следующий после стратегического анализа этап формирования стратегического плана социально-экономической системы.

В определении целей выделяются два ключевых момента.

Во-первых цель характеризу­ет направление развития социально-экономической системы в определенный промежуток времени. В этом заключается ее качественная характеристика.

Во-вторых, цель определя­ет желаемое состояние, которое должно быть достигнуто со­циально-экономической системой через определенный про­межуток времени. В этом заключается количественная ха­рактеристика рассматриваемого понятия.

Сам процесс целеполагания можно условно разбить на 2 крупных этапа:

- определение миссии

- определение целей развития социально-экономической системы.

Целью определения миссии социально-экономической системы является исследование и вычисление его назначения и "философии существования". Например, бывший мэр А.А.Собчак видел миссию Санкт-Петербурга в превращении его в меж­дународный финансовый, торговый и туристический центр.

К общим требованиям целеполагания можно отнести следующие:

1. Достижимость.

2. Гибкость.

3. Измеримость.

4. Стимулирование на достижение желаемого состояния.

5. Иерархичность построения целей развития.

6. Четкость формулировок в плане понимания участниками реализации плановых решений.

Стратегический выбор как третий этап стратегического планирования социально-экономических систем связан непосредственно с разработкой стратегий развития последних.

Данный этап менее всего поддается унификации в силу того, что стратегии разрабатываются для конкретного объекта и поэтому являются производными от его специфики.

Стратегический выбор – это совокупность приоритетных функций, выполняемых регионом в рассматриваемой перспективе, реализация которых должна обеспечить достижение главных целей его комплексного социально-экономического развития.

После стратегического выбора осуществляется:

1. Разработка концепции развития региона.

2. Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии.

3. Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.

20. РОЛЬ, ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА

Региональ­ный маркетинг — это определенный образ мышления и действий руководителей регионального уровня и предпринимателей, новая деловая философия активной предпринимательской деятельности в регионе, в основе которой — стремление удовлетворить выявлен­ные потребности конкретных людей, групп потребителей, предприятий и фирм как в данном регионе, так и за его пределами (дей­ствие на избранных рынках) в соответствующих товарах — готовой продукции, технологии, услугах, информации и т. д.

Он направлен на создание и поддержание:

- притягательности, престижа территории в целом;

- привлекательности сосредоточенных на территории ресурсов.

Он изучает спрос, цены на продукцию региона, реализацию всего его потенциала как с точки зрения внутренних (региональных), так и с точки зрения внешних (за пределами региона) потребностей.

Цели регионально­го маркетинга:

- обеспечение прибыльности коммерческой деятельности в регионе, дающей основу для получения прибыли в заданных границах времени в пределах имеющихся в регионе средств и производственных возможностей, путем максимально вы­годного использования ресурсного, производственного и трудового потенциала региона;

- создание условий для завоевания рынков за пределами реги­она за счет достижения устойчивых связей с другими регио­нами, а также с другими странами, путем расширения ассор­тимента продаваемых товаров, производимых как в данном регионе, так и взятых под реализацию;

- прогнозирование рыночной ситуации, анализ тенденций платежеспособного спроса потребителей на территории региона в рамках уже сложившегося товарного ассортимента, а также при введении новых товаров;

- выработка комплекса действий и внедрение их в практику по обеспечению программно-целевого подхода к решению про­блем эффективного производства и реализации товаров; осно­ву такого комплекса должно составлять строгое следование требованию производить в регионе только то, что будет обязательно продано, и не тратить усилия на то, чтобы произвес­ти и продвинуть на рынки товары, которые традиционно про­изводились и продавались, но теперь не находят спроса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: