Отношения по государственному контролю надзору

Система органов надзора и контроля ст. 353-369 ТК РФ.

Основы осуществления общественного контроля профсоюзами ст.370 ТК РФ.

Отношения возникают между р/д и ФО, региональными органами, ОМС по надзору и контролю, органами общественного контроля, между работниками и вышеуказанными органами, когда работники обращаются по поводу осуществления надзора и контроля за соблюдением их прав и гарантий.

Эти отношения складываются в процессе осуществления надзорной и контрольной д-ти до момента возникновения трудовых отношений у раб с р/д, например за осущ контроля с проектированием, реконструкцией, введением в эксплуатацию средств, материалов, других средств труда и поверки их соответствия требования охраны труда и безопасности – предварительный контроль.

Отношения – необходимый элемент д-ти любого р/д, поэтому сопутствуют трудовым правоотношениям в период осуществления р/д своей д-ти.

Также могут за трудовыми, вытекать из них, например, при проверке законности увольнений работника, при гибель от несчастного случая.

Основное назначение их – обеспечить труд работников в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, гигиене, безопасности труда, также предотвратить, пресечь нарушение трудового з/ва и иных нпа, или в восстановлении нарушенных прав.

Содержание: права и обязанности, полномочность соответствующих органов, ДЛ, компетентных и управомоченных осуществлять надзор, контроль.

Практически всем органам фед гос надзора присущи универсальные правомочия:

1. При осуществлении гос надзора вправе беспрепятственно при предъявлении удостоверения посещать поднадзорный объект

2. Вправе истребовать у р/д и безвозмездно получать необходимую информацию, документы, необходимые для осуществления надзора

3. Вправе истребовать объяснения при выявлении нарушений

4. Составлять акты проверки

5. Проводить необходимые исследования, замеры, с привлечением соотв специалистов

6. Вправе выдавать обязательные к исполнению предписания и устанавливать сроки устранения нарушений

7. В качестве пресекательных мер в соотв с КоАП РФ приостанавливать д-ть р/д или отдельных структурных подразделений, или эксплуатацию, применение отдельных видов оборудования, средств труда, инд защиты

8. Вправе требовать отстранение от работы соотв лиц, допустивших нарушения нпа

9. Вправе в случаях, уст КоАП, др ФЗ, составлять административные протоколы и привлекать ДЛ к административной ответственности

Все указанные правомочия органы надзора вправе предпринимать в соот с ФЗ №294 ФЗ – от 26.12.2008 «О защите прав ЮЛ и ИП при осуществлении гос надзора (контроля) и мун контроля»

Субъекты в качестве органов гос контроля надзора:

1. Прокуратура и ее территориальные органы

2. Федеральные инспекции труда – ФИТ – единая централизованная система, состоящая из ФОИВ, уполномоченного на ведение федерального гос надзора за соблюдением трудового з/ва и иных нпа и его территориальных органов, именуемых гос инспекциями труда в субъекте федерации (ГИТ)

Руководство ФИТ осуществляет руководитель ФС по труду и занятости (рос труд), он же – главный гос инспектор труда в РФ. Назначается/ освобождается Правительством РФ.

Ст.355 – 365 ТК РФ, постановление Правительства РФ №875 от 01.09.2012 «Об утверждении положения о фед гос надзоре за соблюдением…»

Согласно данному положению гос надзор осуществляет:

· руководитель рос труда,

· заместители руководителя рос труда,

· начальники структурных подразделений рос труда,

· его заместителями, главными гос инспекторами труда,

· старшими гос инспекторами труда,

· гос инспекторами труда отделов рос труда,

· руководители рос инспекций труда, являющимися по статусу главными гос инспекторами труда в субъектам РФ,

· их замами

ФИТ взаимод-т с другими ФОИВ, ОИВ С РФ, ОМС, органами Прокуратуры, профсоюзами, объединениями р/д, другими органами, гос надзор в сфере труда осуществляется по средствам осущ плановых/внеплановых проверок, по средствам выдачи предписаний об устранении нарушений, составления протоколов о правонарушениях в пределах полномочий, подготовке других документов о привлечении виновных к ответственности.

Проверка проводится в форме документарных проверок или выездных проверок.

Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов не чаще 1 раз в 3 года.

Внеплановые проверки проводятся в случаях:

1. истечения срока исполнения р/д предписаний об устранении выявленных нарушений

2. поступления в ФИТ/ГИТ обращений и заявлений граждан, ИП, ЮЛ, либо информации от органом власти, профсоюзов, из СМИ о фактах нарушения р/д обязательных требований, в т.ч. охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников

3. обращения/заявления работников о нарушении р/д его трудовых прав

4. запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте

5. наличии приказа(распоряжения) руководителя/зама рос труда/ГИТ о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента, Правительства РФ, либо на основании требования Прокурора, по поступившим в органы Прокуратуры материалам и обращениям

Срок проведения каждой проверки не может превышать 20 рабочих дней, и лишь в исключительных случаях, если необходимо, сложное/длительное исследование/испытание, специальные экспертизы – срок проведения выездной проверки мб продлен руководителем рос труда/ГИТ не более, чем на 20 рабочих дней.

Помимо функций и правомочий, присущих всем органам надзора, гос инспектор труда вправе расследовать в установленном порядке несчастный случай на производстве, направлять в суды при наличии заключений гос экспертизы условий труда, требования о ликвидации ЮЛ, прекращении д-ти их структурных подразделений вследствие нарушений требований охраны труда, выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах, запрещать использования средств инд/ кол защиты работников, если они не соотв обяз нормат требованиям.

Большие правомочия в сфере гос надзора переданы Фед службе по экологич/технолог/атомному надзору – Росттехнадзор – Положение №401 от 30.07.2004 года, и статьи 366, 367, 369 ТК РФ

В плане осущ контроля роль МинТруда и СоцЗащиты РФ – Положение от 19.06.2012 №610. На территории Мурманской области контроль и нп регулирование осущ МинТруда и СоцРазвития Мурманской области. Постановление П МО №55 от 11.02.2011

Указанные министерства осуществляют нп рег в сфере труда и охраны труда. Структуру и полномочия изучит самостоятельно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: