В переходный период

Основные показатели состояния потребительского рынка

Конъюнктура рынка

Конъюнктура рынка - это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на определенный момент времени, а также совокупность причин, обусловивших ее состояние, или соотношение между спросом и предложением, сложившееся в данный момент времени под влиянием различных факторов.

Рыночная ситуация характеризуется:

· соотношением спроса и предложения;

· емкостью рынка - возможный объем реализации товаров на рынке при существующих ценах и предложении;

· уровнем цен;

· темпами инфляции;

· устойчивыми и нарождающимися тенденциями функционирования рынка;

· степенью конкуренции;

· состоянием товарных запасов и др. показателями.

Определяющее влияние на рыночную конъюнктуру оказывают:

· тенденции развития национальной экономики;

· финансовая, кредитная, налоговая и таможенная политика государства;

· эффективность внешней политики государства и состояние внешнеэкономических связей;

· демографическая ситуация в стране или регионе.

В условиях экономической нестабильности в стране, реформирования отношений собственности и ряда других факторов, определяющих параметры функционирования национального хозяйства, ситуация на потребительском рынке значительно изменилась.

К особенностям состояния рынка переходного периода можно отнести:

В области предложения:

· устойчивую тенденцию спада товарного производства в отечественной промышленности и с/х;

· сокращение поступления товаров по межправительственным соглашениям из стран СНГ;

· незначительный объем закупок по импорту за счет централизованно выделяемых валютных средств;

· заметный недостаток предложения дешевых товаров массового спроса, прежде всего товаров первой необходимости и детских товаров;

· снижение качества товаров, в том числе импортных; появление на рынке множества фальсифицированных товаров;

· относительную насыщенность рынка потребительских товаров.

В области спроса:

· снижение платежеспособного спроса в связи с падением уровня жизни основной части населения;

· резкую дифференциацию спроса как по объему, так и по структуре по группам населения, имеющим различный доход1.

________

1 Перераспределение спроса в сторону товаров первой необходимости для основной массы населения с одновременным появлением слоя населения с высокими и сверхвысокими доходами, предъявляющего спрос на дорогостоящие качественные товары.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое потребности, какие классификации потребностей вы знаете?

2. Назовите факторы, влияющие на спрос.

3. Что влияет на объем предложения?

4. Чем характеризуется рыночная конъюнктура?

5. Какие тенденции в области спроса и предложения наблюдаются в переходный период?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: