Тема лекции №6. Организация бухгалтерского учета

Счета на начало месяца открываются на основании баланса за предыдущий месяц. Открыть счет – это значит записать остаток (сальдо) на счете на начало месяца. В активных счетах сальдо записывается по дебету, в пассивных - по кредиту.

Те суммы, которые записываются на счетах в течение текущего месяца, называются оборотами. Суммы, которые записываются в дебетовой части, называются дебетовыми, а в кредитовой – кредитовыми оборотами.

Остаток на конец месяца подсчитывается следующим образом:

По активным счетам Скн+ОбД-ОбК

По пассивным счетам Скн+ОбК-ОбД

где Ск – сальдо начальное

Сн - сальдо конечное

Об – обороты (дебетовый, кредитовый)

Каждая хозяйственная операция затрагивает два или несколько взаимосвязанных между собой счета бухгалтерского учета. Двойная запись как способ отражения хозяйственных операции применяется для учета всех хозяйственных процессов, происходящих в производстве. Взаимосвязь, возникающая между счетами называется корреспонденцией, а сами счета корреспондирую

ими. Перед занесением операции на счета составляют счетные формулы – проводки, указывающие на каких счетах должны быть произведены записи. Указание дебетуемого и кредитуемых счетов и суммы хозяйственной операции называется бухгалтерской проводкой, которые составляются только на основании документов.

При составлении бухгалтерских проводок рекомендуется придерживаться логического рассуждения:

1. Какие объекты (счета) учета затрагивает данная хозяйственная операция;

2. Что учитывается на этих счетах (активы, капитал, обязательства, доходы и расходы);

3. Какие изменения произошли на этих счетах в результате хозяйственной операции (увеличение, уменьшение);

4. Определить дебетуемый и кредитуемый счета в соответствии с происшедшими изменениями.

Для получения информации или показателей, различных по степени детализации, обобщения, в бухгалтерском учете используется два вида счетов: синтетическиме и аналитические.

Синтетические содержат обобщенные показатели о хозяйственных средствах и их движении, Они ведутся только в денежном выражении.

Аналитические счета дают подробную характеристику объектов учета, они конкретизируют общие показатели, содержащиеся на синтетических счетах, и открываются в развитие определенных синтетических счетов. Аналитические счета отражающие материальные ценности, ведутся не только в денежном и в натуральном выражении. Записи на счетах синтетического и аналитического учета делают на основании одних и техже учетных документов.

Обороты по дебету и по кредиту синтетического счета должны быть равны общей сумме оборотов объединяемых им аналитических счетов.

Счета классифицируются по двум признакам: по экономическому содержанию,назначению и структуре.

Рабочий план счетов представляет собой систематизированный перечень бухгалтерских счетов, определяющий построение всей системы бухгалтерского учета и являющейся обьязательным для всех хозяйствующих субъектов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте понятие бухгалтерского счета.

2. Охарактеризуйте строение и содержание бухгалтерских счетов

3. В чем суть метода двойной записи. Дайте понятие корреспонденции счетов и бухгалтерской проводки

4. Дайте определение синтетических и аналитических счетов, а также раскройте их взаимосвязь.

5. Каково назначение оборотных ведомостей, порядок составления

6. Как классифицируются счета по отношению к балансу.

7. Охарактеризуйте особенности Рабочего плана счетов бухгалтерского учета

Рекомендуемая литература:

1.Абдыманапов А.А.Принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности.- Алматы,2005.-358с.

2. Ержанов М.С. Основы бухгалтерского учета и новая корреспонденция счетов.- Алматы: Ержанов и К.,2003.-186с

3.Назарова В.Л. Бухгалтерский учет хозяйствующих субъектов.- Алматы: Экономика, 2005.- 308с.

4. Принципы бухгалтерского учета/ НидлзБ, АндерсонХ, КолдуэллД.-М.:Финансы

и статистика, 2000.-496с.

5. Попова Л.А.Финансовый учет.- Караганда, 2007.-265с.

6. Салина А.П. Принципы бухгалтерского учета.- Алматы:Экономика,2003.-369с

Тема лекции №5. Учетный цикл и подготовка финансовой отчености.

Цель лекции: рассмотреть учетный цикл

Ключевые слова: вступительный и заключительный баланс, разноска по счетам,

журнал регистрации хозяйственных операций

Вопросы: 1. Учетный цикл.

2. Измерение хозяйственных операций(идентификация, оценка,

классификация)

3. Вступительный бухгалтерский баланс

4. Регистрация и анализ хозяйственных операций и их отражение на счетах

бухгалтерского учета(журнал регистрации хозяйственных операций)

5. Разноска бухгалтерских записей из журнала на бухгалтерские счета

6. Оборотные ведомости(пробный баланс) – контрольный инструмент

бухгалтерской процедуры

7. Заключительный баланс

Последовательность этапов учетного процесса от анализа хозяйственных операции до составления финансовой отчетности и закрытия счетов называется учетным циклом. Этот цикл повторяется каждый отчетный период. Учетный цикл можно разбить на несколько так называемых шагов или ступеней (Табл)

Шаг Содержание шага Цель
     
  Установить операцию или факт для регистрации Сбор информации в виде первичных документов об операциях
  Регистрация в соответствующих ведомостях и журналах Определить и описать экономическое влияние операций на компанию
  Разноска из ведомостей и журналов в Главную книгу Способ хранения информации на счетах
  Подготовка пробного баланса Составление удобного списка для проверки дебета и кредита и начальной точки для корректирующих записей
  Регистрация корректирующих журнальных записей (трансформация счетов) Регистрация начислений, истечении отсрочек, оценок и других фактов, которые часто не показываются в первичных документах
  Регистрация закрытия транзитных счетов Закрыть транзитные счета и перевести сумму чистого дохода на нераспределенный доход
  Подготовить таблицу (оборотную ведомость) Проверить равенство дебета и кредита после закрытия счетов
  Подготовить финансовые отчеты Передать обобщенную информацию внешним пользователям

Для составления финансовой отчетности бухгалтер должен отобрать данные, относящиеся к текущему отчетному периоду. Это потребует проведения расчетов, анализа, подготовки проектов документов. Все они называются рабочими документами.

Трансформация -преобразование сальдо счетов пробного баланса в целях получения информации, необходимой для составления финансовой отчетности.Трансформация оформляется бухгалтерской записью, которая называется корректирующей (трансформационной) проводкой.

Трансформационные (корректирующие) проводки – это средство ведения учета по методу начисления и, таким образом, они позволяют финансовой отчетности за разные периоды быть сопоставимой и уместной для потребностей пользователей.

Обычно для ведения трансформационных записей и составления отчетности бухгалтеры используют трансформацион-ную таблицу. Использование трансформационной таблицы уменьшает вероятность того, что будет пропущена трансформа-ционная запись, помогает проверить точность арифметических подсчетов на счетах и облегчает составление финансовой отчетности.

Процедура составления трансформационной таблицы состоит из шести этапов:

1. Вводятся сальдо счетов в колонки пробного баланса.

2. Записываются трансформационные проводки.

3. Записываются трансформированные сальдо счетов в колонки откорректированного пробного баланса.

4. Переносятся сальдо трансформированного (откорректиро-ванного) пробного баланса в колонки отчета о доходах и расходах и бухгалтерского баланса.

5. Подсчитываются итоги в колонках отчета о доходах и расходах и бухгалтерского баланса.

6. Чистый доход или убыток переносится из колонок отчета о доходах и расходах в колонки бухгалтерского баланса.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте понятие - учетный цикл.

2. Как осуществляется измерение хозяйственных операций(идентификация, оценка,

классификация)

3. Дайте понятие - вступительный бухгалтерский баланс

4. Что понимается под регистрацией и анализом хозяйственных операций, порядок их отражения на счетах бухгалтерского учета(журнал регистрации хозяйственных операций)

5. Как осуществляется разноска бухгалтерских записей на счета бухгалтерского учета

6. Что понимается под оборотными ведомостями (пробный баланс) и контрольным инструментом бухгалтерской процедуры

7. Охарактеризуйте заключительный баланс

Рекомендуемая литература:

1.Абдыманапов А.А.Принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности.- Алматы,2005.-358с.

2. Ержанов М.С. Основы бухгалтерского учета и новая корреспонденция счетов.- Алматы: Ержанов и К.,2003.-186с

3.Назарова В.Л. Бухгалтерский учет хозяйствующих субъектов.- Алматы: Экономика, 2005.- 308с.

4. Принципы бухгалтерского учета/ НидлзБ, АндерсонХ, КолдуэллД.-М.:Финансы

и статистика, 2000.-496с.

5. Попова Л.А.Финансовый учет.- Караганда, 2007.-265с.

6. Салина А.П. Принципы бухгалтерского учета.- Алматы:Экономика,2003.-369с

Цель лекции: рассмотреть организацию бухгалтерского учета

Ключевые слова: документы, инвентаризация, учетные регистры, формы учета, учетная политика

Вопросы:1. Бухгалтерские документы, их назначение и классификация.

2. Инвентаризация.

3. Учетные регистры.

4. Формы ведения бухгалтерского учета

5. Способы исправления ошибочных бухгалтерских записей.

6. Учетная политика

Одной из особенностей бухгалтерского учета является сплошное и непрерывное наблюдение за происходящими хозяйственными процессами и их отражение в документах.

Документация представляет собой совокупность документов, составляемых на все хозяйственные операции. Содержащиеся в них данные служат в дальнейшем единственным основанием для отражения хозяйственных операций в текущем бухгалтерском учете.

Ни одна хозяйственная операция не может быть учтена, если на нее нет надлежащим образом составленного документа. Поэтому каждый документ должен составляться с соблюдением определенных требований и скрепляться подписями лиц, участвовавших в совершении или оформлении операций и тем самым подтверждающих, что она действительно имела место на предприятии.

Доказательная сила документов регламентируется особыми правилами их составления. Роль документов в бухгалтерском учете характеризует их классификация. Классификация документов обеспечивает правильность их оформления и применения. В основе классификации лежат различные признаки документов.

Инвентаризация – способ бухгалтерского учета, при помощи которого сопоставляются и регулируются учетные данные в средствах субъекта с их фактическим наличием с целью обеспечения соответствия этих показателей.

Основным требованием, предъявляемым к финансовой отчетности, является ее достоверность (реальность статей). Поэтому для подтверждения данных отчетности предприятию необходимо проводить инвентаризацию.

В бухгалтерии предприятия первичные документы подвергаются контролю с точки зрения экономической целесообразности, законности и правильности арифметических подсчетов. После этого зафиксированные в них сведения об операциях регистрируются в учетных регистрах.

Под учетными регистрами понимаются разграфленные специальным образом листы, в которых производятся текущие учетные записи. В них группируются и систематизируются по синтетическим и аналитическим счетам данные о состоянии и движении хозяйственных средств и их источников. По данным учетных регистров составляется отчетность. В практике бухгалтерского учета применяются различные учетные регистры, как по внешнему виду, так и по содержанию. Используются свободные листы, карточки и книги. Выбор того или иного типа учетного регистра обуславливается организацией учета на конкретном участке.

В процессе обработки первичной информации могут быть допущены ошибки, как в первичных бухгалтерских документах, так и в учетных регистрах. Эти ошибки подлежат исправлению. В бухгалтерском учете используют несколько методов исправления ошибочных записей: корректурный, дополнительная запись, обратная запись (красное сторно).

Важнейшим условием правильной организации учета является применение наиболее рациональной формы бухгалтерского учета.

Под формой бухгалтерского учета понимают определенную систему использования учетных регистров, которая обуславливает последовательность и способы учетных записей в них.

Существуют следующие формы учета: мемориально-ордерная, журнально-ордерная, автоматизированная, упрощенная.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте понятие бухгалтерским документам, их назначение и классификация.

2. Что понимается под инвентаризацией, раскройте порядок ее проведения.

3. Что понимается под учетными регистрами

4. Какие формы ведения бухгалтерского учета Вы знаете, раскройте их содержание

5. Какие способы исправления ошибочных бухгалтерских записей Вы знаете

6. Что понимается под учетной политикой в бухгалтерском учете

Рекомендуемая литература:

.Абдыманапов А.А.Принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности.- Алматы,2005.-358с.

2. Ержанов М.С. Основы бухгалтерского учета и новая корреспонденция счетов.- Алматы: Ержанов и К.,2003.-186с

3.Назарова В.Л. Бухгалтерский учет хозяйствующих субъектов.- Алматы: Экономика, 2005.- 308с.

4. Принципы бухгалтерского учета/ НидлзБ, АндерсонХ, КолдуэллД.-М.:Финансы

и статистика, 2000.-496с.

5. Попова Л.А.Финансовый учет.- Караганда, 2007.-265с.

6. Салина А.П. Принципы бухгалтерского учета.- Алматы:Экономика,2003.-369с

Тема лекции №7. Учет краткосрочных активов: денежные средства

Цель лекции: рассмотреть учет текущих активов - денежных средств

(касса, расчетный счет, специальные счета в банках)

Ключевые слова: наличная и безналичная форма расчетов, текущие активы

Вопросы: 1 Определение текущих активов и их классификация.

2.Учет наличности в кассе.

3. Приходные и расходные кассовые ордера, порядок их составления и

оформления.

4. Кассовая книга, ее ведение.

5. Формы безналичных расчетов и их характеристика.

6. Учет денежных средств на расчетном счете и на специальных счетах

в банках.

В соответствии с Концептуальной основой к краткосрочным относятся активы – это (имущество, имущественные и неимущественные блага и права субъекта, имеющие стоимостную оценку). Будущая экономическая выгода воплощенная в активе, это потенциальный, прямой или косвенный вклад в приток денежных средств субъекта.

Будущие экономические выгоды могут быть получены, если актив:

- использован отдельно или в сочетании с другими активами в производстве готовой продукции реализуемой организацией;

- обменен на другой;
- использован для погашения обязательств;

- распределен между собственниками организации.

1. Долгосрочные(срок использования более одного года), к которым относятся:

- нематериальные активы;

- основные средства;

- долгосрочные инвестиции;

- долгосрочная дебиторская задолженность;

- расходы будущих периодов.

2. Краткосрочные(текущие). Срок их использования – менее одного года. Это –

- товарно-материальные запасы независимо от срока их переработки и реализации;

- расходы будущих периодов, которые могут быть списаны в течение одного года;

- краткосрочные финансовые инвестиции с указанием текущей стоимости, если она отличается от их балансовой стоимости;

- дебиторская задолженность, которая будет получена в течение одного года от отчетной даты(авансовые платежи за покупку текущих активов; счета к получению; векселя полученные; дебиторская задолженность, возникшая в результате внутригрупповых операций между основным товариществом и его дочерними зависимыми и совместно- контролируемыми юридическими лицами; дебиторская задолженность должностных лиц акционерного общества; прочая дебиторская задолженность.

В соответствии с МСФО – денежные средства включают в себя наличные деньги и вклады до востребования.

Порядок хранения, расходования и учета денежных средств в кассе установлен Правилами ведения кассовых операций, разрабатываемыми предприятиями самостоятельно в соответствии с учетной политикой.

Касса- специально-оборудованное помещение, которое обеспечивает сохранность денег. Кассовые операции ведет кассир, который несет полную материальную ответственность за сохранность принятых ценностей.

Предприятие получает наличные деньги со своих расчетных счетов, для этих целей им в банке выдается чековая книжка. Кассовые операции по приему наличных денег оформляются ПКО, который подписывается главным бухгалтеров. Операции, связанные с выдачей наличных денег оформляются расходным кассовым ордером. ПКО и РКО регистрируются в журнале регистрации приходных и расходных документов. Прием и выдача денег по кассовым ордерам производится один раз в день.

Все операции по поступлению и расходованию кассир записывает в кассовую книгу, которая открывается на один год. Синтетический учет кассовых операций ведется на счете

1010 «Денежные средства в кассе в тенге»,1020 «Денежные средства в кассе в валюте».

Основанием для записей операций на счетах 1010, 10-20 являются кассовые отчеты.

Сгруппированные суммы по приходу и расходу в кассе в разрезе корреспондирующих счетов из кассовых отчетов заносятся в журнал – ордер №1(расход) и ведомость №1(приход) на основании отчетов кассира.

Банковские счета открываются по договору банковского счета. Для открытия банковского счета клиент предоставляет банку следующие документы: документ с образцами подписей распорядителей средств и оттиска печати, свидетельство подтверж

дающая факт постановки на налоговый учет, свидетельство о государственной регистрации, копия устава, заявление установленного образца. Организация безналичных

расчетов осуществляется в соответствии с Законом РК «О платежах и переводах денег»

Основные формы безналичных расчетов: платежное поручение, чек, вексель, платежное требование-поручение, аккредитив.

Для учета денежных средств на банковских счетах предназначен счет 1040 «Денежные средства на текущих банковских счета в тенге», 1050 «Денежные средства на текущих банковских счета в валюте». Основанием для записи на счетах служат выписки банков с приложенными оправдательными документами. Данные выписок отражаются отражаются в журнале- ордере №2 и ведомости №2

Денежные эквиваленты- это активы схожие с денежными средствами, но классифицируемые по другому. Они включают Казначейские векселя, коммерческие бумаги и депозитные сертификаты.

Для привлечения дополнительных денежных средств предприятия прибегают к банковским займам (овердрафтам). Банковский овердрафт – это отрицательный остаток на счете клиента банка, возникающий при совершении платежа на сумму, превышающую ранее имевшиеся положительное сальдо и учитывается как краткосрочное обязательство.

Вопросы для самоконтроля:

1 Дайте определение текущим активам и расскажите о их классификации.

2. Как ведется учет наличности в кассе.

3. Какие первичные документы служат основанием для ведения учета и составления отчетности по кассовым операциям.

4. Какие формы безналичных расчетов Вы знаете, дайте им характеристику.

6. Как ведется учет денежных средств на расчетном счете и на специальных счетах

в банках.

7. Как строится система внутреннего контроля за движением денежных средств.

Рекомендуемая литература:

.Абдыманапов А.А.Принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности.- Алматы,2005.-358с.

2. Ержанов М.С. Основы бухгалтерского учета и новая корреспонденция счетов.- Алматы: Ержанов и К.,2003.-186с

3.Назарова В.Л. Бухгалтерский учет хозяйствующих субъектов.- Алматы: Экономика, 2005.- 308с.

4. Принципы бухгалтерского учета/ НидлзБ, АндерсонХ, КолдуэллД.-М.:Финансы

и статистика, 2000.-496с.

5. Попова Л.А.Финансовый учет.- Караганда, 2007.-265с.

6. Салина А.П. Принципы бухгалтерского учета.- Алматы:Экономика,2003.-369с

Тема лекции №8. Учет товарно-материальных запасов.

Цель лекции: рассмотреть учет товарно-материальных запасов

Ключевые слова:

Вопросы:1. Понятие, классификация и оценка товарно-материальных запасов.

2. Методы оценки ТМЗ, их сравнение

3. Документальное оформление поступления и выбытия ТМЗ.

4 Учет ТМЗ на складе и в бухгалтерии.

5. Учет поступления, движения и реализации ТМЗ.

6. Раскрытие в финансовой отчетности.

В процессе производства наряду со средствами труда участвуют и предметы труда, которые выступают в качестве товарно-материальных запасов. В отличие от средств труда предметы труда участвуют в прцессе производства только один раз и их стоимость полностью включается в себестоимость производимой продукции, составляя ее материальную основу.

К ТМЗ относятся: запасы сырья,материалов, покупных полуфабрикатов,комплектующих изделий, топлива, тары и тарных материалоов,запасных частей и; незавершенное производство; готовая продукция, товары, предназначенные для продажи.

Для правильной организации труда материальные запасы классифицируются: основные, вспомога

тельные материалы.

Стандарт описывает такие вопросы как: измерение ТМЗ, их себестоимость и оценка, признание ТМЗ расходами, раскрытие в финансовой отчетности. Данный стандарт рекомендует применять следующие методы оценки материальных запасов:

1) средневзвешенной стоимости;

2) ФИФО;

3) ЛИФО (МСФО – не рекомендован)

4) специфической идентификации.

Для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных запасов предусмотрены счета 1300 «Товары»субсчета 1310 «Сырье и материалы», 1330 «Товары», 1340 «Незавершенное производство».

При журнально-ордерной форме учета сводным учетным регистром в котором обобщаются данные об остатках и движении материальных запасов на складах и по материально-ответственным лицам служит ведомость учета движения материалов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте понятие, классификацию и оценку товарно-материальным запасам.

2. Какие методы оценки ТМЗ Вы знаете, сравните их и сделайте выводы

3. Как ведется документальное оформление поступления и выбытия ТМЗ.

4. Как ведется учет ТМЗ на складе и в бухгалтерии.

5. Как ведется учет поступления, движения и реализации ТМЗ.

6. Где и как отражаются товарно-материальные запасы в финансовой отчетности.

Рекомендуемая литература

.Абдыманапов А.А.Принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности.- Алматы,2005.-358с.

2. Ержанов М.С. Основы бухгалтерского учета и новая корреспонденция счетов.- Алматы: Ержанов и К.,2003.-186с

3.Назарова В.Л. Бухгалтерский учет хозяйствующих субъектов.- Алматы: Экономика, 2005.- 308с.

4. Принципы бухгалтерского учета/ НидлзБ, АндерсонХ, КолдуэллД.-М.:Финансы

и статистика, 2000.-496с.

5. Попова Л.А.Финансовый учет.- Караганда, 2007.-265с.

6. Салина А.П. Принципы бухгалтерского учета.- Алматы:Экономика,2003.-369с

Тема лекции № 9. Учет долгосрочных активов. Учет основных средств.

Цель лекции: рассмотреть учет долгосрочных активов – основных средств

Ключевые слова:

Вопросы: 1. Понятие долгосрочных активов, их классификация.

2. Определение и характер основных средств.

3. Оценка основных средств

4. Учет поступления и выбытия основных средств.

5. Учет износа основных средств

6. Нормы износа основных средств и методы их исчисления

Согласно МСФО №16 основные средства – это материальные активы, которые:

- используются компанией для производства или поставки товаров и услуг, для сдачи в аренду другим компаниям или для административных целей;

и которые

- предполагается использовать в течение более чем одного отчетного периода.

Таким образом, основные средства представляют собой материальные активы, действующие в течение длительного периода времени (более одного года) как в сфере материального производства, так и непроизводственной сфере.

Для обобщения информации о наличии и движении основных средств и износе основных средств предусмотрены счета подраздела 2410 “Основные средства” и подраздела 2420 «Амортизация и обеспеценение основных средств» Рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

Основные средства, участвуя в течение длительного периода времени в процессе производства, постепенно изнашиваются. Износ – это процесс потери физических и моральных характеристик. Амортизация – это стоимостное выражение износа в виде систематического распределения амортизируемой стоимости актива в течение срока службы.

Согласно стандарту бухгалтерского учета “Учет основных средств” предусмотрены следующие методы амортизации:

а) равномерного (прямолинейного) списания стоимости;

б) списания стоимости пропорционально объему выполненых работ (производственный метод);

с) ускоренного списания:

- уменьшающегося остатка;

- списания стоимости по сумме чисел (кумулятивный метод).

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте понятие долгосрочным активам, расскажите об их классификации.

2. Дайте определение основным средствам и расскажите об их классификации

3. Как ведется оценка основных средств

4. Как ведется учет поступления и выбытия основных средств.

5. Как ведется учет износа основных средств

6. Какие нормы износа основных средств применяются и какие методы их исчисления

Вы знаете

Рекомендуемая литература:

.Абдыманапов А.А.Принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности.- Алматы,2005.-358с.

2. Ержанов М.С. Основы бухгалтерского учета и новая корреспонденция счетов.- Алматы: Ержанов и К.,2003.-186с

3.Назарова В.Л. Бухгалтерский учет хозяйствующих субъектов.- Алматы: Экономика, 2005.- 308с.

4. Принципы бухгалтерского учета/ НидлзБ, АндерсонХ, КолдуэллД.-М.:Финансы

и статистика, 2000.-496с.

5. Попова Л.А.Финансовый учет.- Караганда, 2007.-265с.

6. Салина А.П. Принципы бухгалтерского учета.- Алматы:Экономика,2003.-369с

Тема лекции № 7.Учет краткосрочных и долгосрочных обязательств

Цель лекции: рассмотреть учет краткосрочных и долговременных обязательств.

Ключевые слова: обязательства, заработная плата, облигации

Вопросы:1. Определение обязательств, их классификация.

2. Виды расчетов по обязательствам предприятий с юридическими и

физическими лицами.

3. Учет расчетов по оплате труда

4. Порядок начисления и удержания из заработной платы.

5. Документальное оформление операций по заработной плате

6. Временная стоимость денег.

7. Учет облигаций

8. Раскрытие в финансовой отчетности

Задолженностью организации называются обязательства, предусматривающие будущие платежи с его стороны или выполнение им определенных видов услуг. Не всякая предполагаемая в будущем выплата может быть отнесена к категории обязательств. Для этого необходимо, чтобы в результате прошлой операции должник в настоящий момент был обязан произвести подобную выплату в будущем. Поскольку обязательства являются результатом прошлых операций, они, как правило, представляют собой юридически правомочные требования к предприятию.

Различают краткосрочные и долгосрочные обязательства.

Примерами краткосрочных обязательств являются: счета к оплате, краткосрочные векселя к оплате, зарплата к выплате, обязательства по гарантийному обслуживанию, отчисления с заработной платы на социальное страхование и другие налоги к выплате, а также доход, полученный авансом. Обязательства, погашение которых не требует использования имеющихся оборотных средств организации, так как срок их погашения не наступает в течение одного года (или одного хозяйственного цикла, в зависимости от того, какой из периодов имеет большую продолжительность) относятся к категории долгосрочных. К ним относятся арендные обязательства, долгосрочные векселя к оплате, обязательства по гарантии качества продукции и облигации к оплате (погашению).

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение обязательств, раскройте их классификацию.

2. Какие виды расчетов по обязательствам осуществляются на предприятии с

юридическими и физическими лицами.

3. Как ведется учет расчетов по оплате труда

4. Раскройте порядок начисления и удержания из заработной платы.

5. Какие документы оформляются по операциям по заработной плате

6. Как ведется учет операций по облигациям

7. Каков порядок отражения операций в финансовой отчетности

Рекомендуемая литература:

.Абдыманапов А.А.Принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности.- Алматы,2005.-358с.

2. Ержанов М.С. Основы бухгалтерского учета и новая корреспонденция счетов.- Алматы: Ержанов и К.,2003.-186с

3.Назарова В.Л. Бухгалтерский учет хозяйствующих субъектов.- Алматы: Экономика, 2005.- 308с.

4. Принципы бухгалтерского учета/ НидлзБ, АндерсонХ, КолдуэллД.-М.:Финансы

и статистика, 2000.-496с.

5. Попова Л.А.Финансовый учет.- Караганда, 2007.-265с.

6. Салина А.П. Принципы бухгалтерского учета.- Алматы:Экономика,2003.-369с


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: