Как уже указывалось, судебными экспертами могут назначаться лица, обладающие специальными научными знаниями, необходимыми для производства экспертизы. Лица, которые могут быть назначены судебными экспертами, должны иметь высшее образование. Иные требования, предъявляемые к лицам, которым может быть поручено производство экспертизы, определены Законом РК "О судебной экспертизе" и процессуальным законодательством. Поскольку осуществление производства судебных экспертиз требует, с одной стороны, особой профессиональной подготовки, осуществляющейся на основе специально разработанных программ, а с другой — установления соответствия лица иным квалификационным требованиям, Закон предусматривает поэтапное определение его пригодности для осуществления судебно-экспертной деятельности: 1) сдачу квалификационного экзамена с выдачей квалификационного свидетельства судебного эксперта; 2) проведение аттестации судебного эксперта. Указанные действия детально регламентируются ведомственными Положениями о присвоении квалификации судебного эксперта и Положением об аттестации судебных экспертов РК. Лица, не являющиеся сотрудниками органов судебной экспертизы, должны, помимо указанного, получить лицензию на право осуществления судебно-экспертной деятельности, порядок выдачи которой регламентируется соответствующими Правилами.
|
|
Для усиления гарантий качества экспертных заключений и информированности органов (лиц), назначающих экспертизу и являющихся инициаторами ее назначения, в Законе закреплено положение о ведении Государственного реестра судебных экспертов РК. В Государственный реестр экспертов, цели и порядок формирования и использования которого также определяются соответствующими Правилами, вносится информация о судебных экспертах РК - сотрудниках органов судебной экспертизы, имеющих квалификационное свидетельство и прошедших аттестацию, а также о лицах, получивших лицензию на право осуществления судебно-экспертной деятельности.
Органы дознания, предварительного следствия и суды должны поручать производство экспертизы лицам, внесенным в Государственный реестр судебных экспертов РК, за исключением случаев, предусмотренных Законом.
Соблюдение профессиональной этики — соответствие во всех ситуациях, возникающих как в ходе производства экспертизы, так и иных сферах судебно-экспертной деятельности, высокому социальному статусу судебного эксперта, принципиальная недопустимость причастности судебного эксперта к "судебному произволу под покровом науки". Соблюдения профессиональной этики эксперта означает необходимость его подчинения как в сфере профессиональной деятельности, так и в быту системе норм нравственного поведения. Основными элементами профессиональной этики судебного эксперта являются: объективность; принципиальная стойкость и неподверженность постороннему влиянию; самостоятельность в суждениях по вопросам, относящимся к предмету экспертизы; оценка выявленных признаков по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном изучении результатов исследования в их совокупности; самокритичность; строгое соблюдение служебной тайны; использование в работе методов и средств, не унижающих чести и достоинства участников экспертизы; корректность в отношениях с участниками процесса.
|
|
Соблюдение профессиональной этики подразумевает соответствие во всех ситуациях высокому социальному статусу судебного эксперта, принципиальную недопустимость причастности судебного эксперта к «судебному произволу под покровом науки».
Переходя к вопросам органов судебной экспертизы, прежде всего следует сказать, что судебная экспертиза осуществляется системой государственных органов судебной экспертизы, включающей:
Центр судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан и его территориальные подразделения;
Центр судебной медицины уполномоченного органа в области здравоохранения Республики Казахстан и его территориальные подразделения;
специализированные подразделения государственных органов, к функциям которых отнесено производство судебной экспертизы в соответствии с законодательством Республики Казахстан, за исключением подразделений государственных органов, на которые законодательством Республики Казахстан возложены функции уголовного преследования.
Базовые органы судебной экспертизы Республики Казахстан -Центр судебной экспертизы и Центра судебной медицины -являются независимыми государственными учреждениями, не имеющими подчинения структурам исполнительной власти на местах. Они представляют собой единые организации с территориальными подразделениями на правах филиалов. Руководство органами судебной экспертизы осуществляется в порядке вертикальной подчиненности начальников территориальных подразделений директорам Центров.
При привлечении лица в качестве эксперта по конкретному делу вопросы определения его пригодности в аспекте профессиональных и личностных качеств на момент принятия Закона решались весьма условно. В связи с этим Законом определено, что производство судебной экспертизы может быть поручено: 1) сотрудникам органов судебной экспертизы; 2) лицам, не являющимся сотрудниками органов судебной экспертизы, осуществляющим производство судебной экспертизы на основании лицензии (т.н. «частные эксперты); 3) иным лицам, привлекаемым к производству судебной экспертизы в разовом порядке.
Предусмотрены также требования, которым должно удовлетворять лицо, привлекаемое в качестве эксперта, а также перечень обстоятельств, исключающих возможность поручения лицу производства судебной экспертизы.
В обобщенном виде, определены процессуальные права и обязанности эксперта, участвующего в судопроизводстве, а также его ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение экспертных функций.
В связи с усилением роли заключений эксперта в судопроизводстве важными являются меры по обеспечению правовой защиты независимости эксперта и правильности его заключения. Перечень средств правовой защиты в достаточной мере определен уголовным, уголовно-процессуальным и гражданским процессуальным законами Республики Казахстан.
|
|
Гарантии независимости эксперта, в соответствии с Законом, должны обеспечиваться процессуальным порядком назначения судебной экспертизы и запрещением вмешательства в проведение экспертного исследования и подготовки заключения эксперта, материальным и социальным обеспечением судебно-экспертной деятельности. Гарантии правильности заключения эксперта — возможностью назначения комиссионных, комплексных, дополнительных, повторных судебных экспертиз; уголовной ответственностью эксперта за дачу заведомо ложного заключения; созданием систем подбора, профессиональной подготовки и повышения квалификации судебного эксперта; системой аттестации и лицензирования судебных экспертов, надлежащим материально-техническим обеспечением производства судебной экспертизы.
Поскольку осуществление производства судебных экспертиз требует, с одной стороны, особой профессиональной подготовки, осуществляющейся на основе специально разработанных программ, а с другой — установления соответствия лица иным требованиям, то Закон предусматривает поэтапное определение его пригодности для осуществления судебно-экспертной деятельности: 1) сдачу квалификационного экзамена с выдачей квалификационного свидетельства судебного эксперта; 2) проведение аттестации судебного эксперта.
Для усиления гарантий качества экспертных заключений и информированности органов (лиц), назначающих экспертизу и являющихся инициаторами ее назначения, в Законе закреплено положение о ведении Государственного реестра судебных экспертов Республики Казахстан. В соответствии с Законом, научно-методическое обеспечение судебно-экспертной деятельности, подразумевающее подготовку методической базы для производства экспертных исследований, возлагается на Центр судебной экспертизы и Центр судебной медицины. Аналогичным образом решен вопрос о профессиональной подготовке и повышении квалификации судебных экспертов, поскольку специфика экспертной деятельности требует совмещения профессионального обучения с повседневной практической деятельностью в области судебной экспертизы. Одним из основных видов деятельности органов судебной экспертизы является проведение научных исследований в области использования специальных знаний. При этом осуществляются разработки теоретического характера, направленные на совершенствование процессуальных и теоретических основ судебной экспертизы и иных форм использования специальных знаний; разработки научно-прикладного характера, направленные на совершенствование методик судебной экспертизы, а также учебно-методического характера, направленные на подготовку учебных и учебно-методических пособий для экспертов, судей и работников правоохранительных органов.
|
|
Организационной формой проведения научных разработок и реализации их результатов являются Программы научных исследований, финансируемые из республиканского бюджета.
Наряду с указанными программами, органами судебной экспертизы, обладающими значительным научным потенциалом, могут осуществляться также научные и научно-методические разработки по заказам юридических лиц. В этом случае финансирование работ осуществляется из средств заказчика, на основе договоров.
Литература:
1. Бычкова С.Ф. Организация назначения и производства судебной экспертизы: Учебное пособие. – Алматы: «Жеті жарғы», 1999.
2. Бычкова С.Ф., Бычкова Е.С., Калимова А.С. Судебная экспертология. Курс лекции: Учебное пособие. – Алматы: Жеті жарғы, 2005
3. Винберг А.И., Малаховская Н.Т. Судебная экспертология. Общетеоретические и методологические проблемы судебных экспертиз: Учебное пособие. Волгоград ВСШ МВД СССР, 1979.
4. Исаев А.А. Теоретические и правовые проблемы применения специальных познаний для квалификации преступлений. Алматы: «Жеті жарғы», 1999.