Порядок аттестации и лицензирования судебно-экспертной деятельности. Государственный реестр судебных экспертов. Экспертная этика и ответственность судебного эксперта

Как уже указывалось, судебными экспертами могут назна­чаться лица, обладающие специальными научными знаниями, необходимыми для производства экспертизы. Лица, которые могут быть назначены судебными экспертами, должны иметь высшее образование. Иные требования, предъявляемые к ли­цам, которым может быть поручено производство экспертизы, определены Законом РК "О судебной экспертизе" и процессу­альным законодательством. Поскольку осуществление производства судебных экспер­тиз требует, с одной стороны, особой профессиональной под­готовки, осуществляющейся на основе специально разработан­ных программ, а с другой — установления соответствия лица иным квалификационным требованиям, Закон предусматрива­ет поэтапное определение его пригодности для осуществле­ния судебно-экспертной деятельности: 1) сдачу квалификаци­онного экзамена с выдачей квалификационного свидетельства судебного эксперта; 2) проведение аттестации судебного экс­перта. Указанные действия детально регламентируются ведом­ственными Положениями о присвоении квалификации судеб­ного эксперта и Положением об аттестации судебных экс­пертов РК. Лица, не являющиеся сотрудниками органов судебной экспертизы, должны, помимо указанного, получить лицензию на право осуществления судебно-экспертной дея­тельности, порядок выдачи которой регламентируется соответ­ствующими Правилами.

Для усиления гарантий качества экспертных заключений и информированности органов (лиц), назначающих экспертизу и являющихся инициаторами ее назначения, в Законе закреп­лено положение о ведении Государственного реестра судебных экспертов РК. В Государственный реестр экспертов, цели и порядок формирования и использования которого также оп­ределяются соответствующими Правилами, вносится ин­формация о судебных экспертах РК - сотрудниках органов судебной экспертизы, имеющих квалификационное свидетель­ство и прошедших аттестацию, а также о лицах, получивших лицензию на право осуществления судебно-экспертной дея­тельности.

Органы дознания, предварительного следствия и суды долж­ны поручать производство экспертизы лицам, внесенным в Государственный реестр судебных экспертов РК, за исключе­нием случаев, предусмотренных Законом.

Соблюдение профессиональной этики — соответствие во всех ситуациях, возникающих как в ходе производства экспертизы, так и иных сферах судебно-экспертной деятельности, высоко­му социальному статусу судебного эксперта, принципиаль­ная недопустимость причастности судебного эксперта к "су­дебному произволу под покровом науки". Соблюдения профессиональной этики эксперта означает необходимость его подчинения как в сфере профессиональной деятельности, так и в быту системе норм нравственного поведения. Основными элементами профессио­нальной этики судебного эксперта являются: объективность; принципиальная стойкость и неподверженность постороннему влиянию; самостоятельность в суждениях по вопросам, относя­щимся к предмету экспертизы; оценка выявленных признаков по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, пол­ном и объективном изучении результатов исследования в их совокупности; самокритичность; строгое соблюдение служеб­ной тайны; использование в работе методов и средств, не уни­жающих чести и достоинства участников экспертизы; коррект­ность в отношениях с участниками процесса.

Соблюдение профессиональной этики подразумевает соот­ветствие во всех ситуациях высокому социальному статусу су­дебного эксперта, принципиальную недопустимость причастно­сти судебного эксперта к «судебному произволу под покровом науки».

Переходя к вопросам органов судебной экспертизы, прежде всего следует сказать, что судебная экспертиза осуществляется системой государственных органов судебной экспертизы, вклю­чающей:

Центр судебной экспертизы Министерства юстиции Рес­публики Казахстан и его территориальные подразделения;

Центр судебной медицины уполномоченного органа в об­ласти здравоохранения Республики Казахстан и его территори­альные подразделения;

специализированные подразделения государственных ор­ганов, к функциям которых отнесено производство судебной экспертизы в соответствии с законодательством Республики Казахстан, за исключением подразделений государственных органов, на которые законодательством Республики Казахстан возложены функции уголовного преследования.

Базовые органы судебной экспертизы Республики Казахстан -Центр судебной экспертизы и Центра судебной медицины -являются независимыми государственными учреждениями, не имеющими подчинения структурам исполнительной власти на местах. Они представляют собой единые организации с территориальными подразделениями на правах филиалов. Руковод­ство органами судебной экспертизы осуществляется в порядке вертикальной подчиненности начальников территориальных подразделений директорам Центров.

При привлечении лица в качестве эксперта по конкретному делу вопросы определения его пригодности в аспекте профес­сиональных и личностных качеств на момент принятия Закона решались весьма условно. В связи с этим Законом определено, что производство судебной экспертизы может быть поручено: 1) сотрудникам органов судебной экспертизы; 2) лицам, не являющимся сотрудниками органов судебной экспертизы, осуще­ствляющим производство судебной экспертизы на основании лицензии (т.н. «частные эксперты); 3) иным лицам, привлекае­мым к производству судебной экспертизы в разовом порядке.

Предусмотрены также требования, которым должно удовлет­ворять лицо, привлекаемое в качестве эксперта, а также пере­чень обстоятельств, исключающих возможность поручения лицу производства судебной экспертизы.

В обобщенном виде, определены процессуальные права и обязанности эксперта, участвующего в судопроизводстве, а так­же его ответственность за неисполнение или ненадлежащее ис­полнение экспертных функций.

В связи с усилением роли заключений эксперта в судопро­изводстве важными являются меры по обеспечению правовой защиты независимости эксперта и правильности его заключе­ния. Перечень средств правовой защиты в достаточной мере оп­ределен уголовным, уголовно-процессуальным и гражданским процессуальным законами Республики Казахстан.

Гарантии независимости эксперта, в соответствии с Законом, должны обеспечиваться процессуальным порядком назначения судебной экспертизы и запрещением вмешательства в проведе­ние экспертного исследования и подготовки заключения экс­перта, материальным и социальным обеспечением судебно-экс­пертной деятельности. Гарантии правильности заключения эк­сперта — возможностью назначения комиссионных, комплекс­ных, дополнительных, повторных судебных экспертиз; уголов­ной ответственностью эксперта за дачу заведомо ложного зак­лючения; созданием систем подбора, профессиональной подго­товки и повышения квалификации судебного эксперта; системой аттестации и лицензирования судебных экспертов, над­лежащим материально-техническим обеспечением производства судебной экспертизы.

Поскольку осуществление производства судебных экспер­тиз требует, с одной стороны, особой профессиональной подго­товки, осуществляющейся на основе специально разработанных программ, а с другой — установления соответствия лица иным требованиям, то Закон предусматривает поэтапное определение его пригодности для осуществления судебно-экспертной дея­тельности: 1) сдачу квалификационного экзамена с выдачей ква­лификационного свидетельства судебного эксперта; 2) прове­дение аттестации судебного эксперта.

Для усиления гарантий качества экспертных заключений и информированности органов (лиц), назначающих экспертизу и являющихся инициаторами ее назначения, в Законе закреплено положение о ведении Государственного реестра судебных экс­пертов Республики Казахстан. В соответствии с Законом, научно-методическое обеспече­ние судебно-экспертной деятельности, подразумевающее под­готовку методической базы для производства экспертных иссле­дований, возлагается на Центр судебной экспертизы и Центр судебной медицины. Аналогичным образом решен вопрос о профессиональной подготовке и повышении квалификации судебных экспертов, поскольку специфика экспертной деятельности требует совме­щения профессионального обучения с повседневной практи­ческой деятельностью в области судебной экспертизы. Одним из основных видов деятельности органов судебной экспертизы является проведение научных исследований в обла­сти использования специальных знаний. При этом осуществля­ются разработки теоретического характера, направленные на совершенствование процессуальных и теоретических основ су­дебной экспертизы и иных форм использования специальных знаний; разработки научно-прикладного характера, направлен­ные на совершенствование методик судебной экспертизы, а так­же учебно-методического характера, направленные на подготов­ку учебных и учебно-методических пособий для экспертов, су­дей и работников правоохранительных органов.

Организационной формой проведения научных разработок и реализации их результатов являются Программы научных ис­следований, финансируемые из республиканского бюджета.

Наряду с указанными программами, органами судебной эк­спертизы, обладающими значительным научным потенциалом, могут осуществляться также научные и научно-методические разработки по заказам юридических лиц. В этом случае финан­сирование работ осуществляется из средств заказчика, на осно­ве договоров.

Литература:

1. Бычкова С.Ф. Организация назначения и производства судебной экспертизы: Учебное пособие. – Алматы: «Жеті жарғы», 1999.

2. Бычкова С.Ф., Бычкова Е.С., Калимова А.С. Судебная экспертология. Курс лекции: Учебное пособие. – Алматы: Жеті жарғы, 2005

3. Винберг А.И., Малаховская Н.Т. Судебная экспертология. Общетеоретические и методологические проблемы судебных экспертиз: Учебное пособие. Волгоград ВСШ МВД СССР, 1979.

4. Исаев А.А. Теоретические и правовые проблемы применения специальных познаний для квалификации преступлений. Алматы: «Жеті жарғы», 1999.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: