double arrow

Закономерности психического развития человека

Содержание

Закономерности психического

развития

1. Развитие характеризуется неравно­мерностью и гетерохронностью

Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, сюйства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колебательный характер, а гетерохронность развития означает асинхронность (несовпадение во вре­мени) фаз развития отдельных органов и функций

2. Неустойчивость развития

Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды, что наиболее ярко проявляется в кризисах детского развития

3.Сенситивность психического развития

Развитие включает сенситивные периоды, для которых характерно оптимальное сочетание условий для развития определенных психических процессов и свойств

4. Кумулятивность

психического развития

Результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь

Психическое развитие включает две противоречивые и взаимосвязанные тенденции — дивергенцию (повыше­ние разнообразия) и конвергенцию

5. Дивергентность —

конвергентность

хода развития

К нашему времени в науке создано множество теорий, концепций и моделей, описывающих ход психического развития человека. Однако ни одной из них не удалось описать развитие человека во всей его сложности и многообразии.

Процесс социализации (усвоения обычаев, норм, ролей и других правил общества), начинающийся с рождения, потом этот процесс идет изнутри. Когда человек осознает себя как Личность, педагоги называют этот процесс «воспитанием» и «самовоспитанием».

Процесс социализации начинается, но не заканчивается, длится всю жизнь: человек усваивает, что такое ответственность в процессе социализации (наказание ребенка за какие-то проступки т. п.), разная социализация — разное отношение к закону, нормам, ответственности (пример: принц и нищий). Человек, становясь личностью, развивается через общественные отношения, в

которых он формируется: отношения, складывающиеся прежде всего в процессе производства и потребления материальных благ, политические отношения, идеологические отношения, отношения людей в социальной группе, в которую он входит.

Целостность личности зависит от всего комплекса внешних влияний на нее в ходе ее развития. Если присутствует доминирующее влияние одних факторов и недостаток других, если человек попадает в антисоциальные условия и ограничен в получении полноценного влияния всего общества, нельзя говорить о его нормальном и всестороннем развитии как личности.

Стадиальность развития личности означает, что человек формируется как личность в определенные периоды своего возрастного и социального становления, для которых могут быть характерны свои особенности и в каждом из которых действуют свои законы.

Кроме того, можно говорить и о неравномерности развития, например, свойств личности. Так, направленность личности формируется гораздо дольше, чем способности, и т.д. (рис. 5.2).

Личность формируется и развивается под воздействием не только внешних условий, но и внутренних, определяющихся особенностями организма человека.

Неравномерность развития личности означает, что в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей один человек может развиваться быстрее, другой медленнее. Ранее говорилось и о неравномерности развития, например, различных свойств личности, что тоже должно приниматься во внимание.

Интеграция в развитии личности означает, что все внутренние возможности организма человека в окончательном итоге мобилизуются на достижение его качественного формирования.

Компенсация в развитии личности означает, что, несмотря на возможность существования у того или иного человека определенных генетических или психофизиологических недостатков или особенностей, в ходе его становления и развития как личности при конкретной и настойчивой мобилизации и с помощью волевых усилий всего организма он способен достигать, хоть и позднее полного индивидуального совершенствования.

Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется. С одной стороны, особенности и уровни его развития можно постоянно отслеживать и фиксировать, а с другой — в процессе обуче­ния и воспитания человека можно активно влиять на этот процесс.

Движущие силы психического развития — это противоречия:

• между потребностями личности и внешними обстоятельствами, между ее возросшими физическими способностями, духовными запросами и старыми формами деятельности;

• между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками.

Факторы психического развития личности — это то объективно существующее, что с необходимостью определяет ее жизнедеятельностьв самом широком смысле этого слова. Факторы психического развития личности могут быть внешними и внутренними.

Внешними факторами выступают окружающая среда и общество, в которых развивается человек.

Внутренними факторами развития личности выступают биогенетические и физиологические особенности человека и его психики.

Предпосылки психического развития личности — это то, что оказывает определенное влияние на индивида, т.е. внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависят особенности, уровень ее психического развития.

Они бывают внешними и внутренними. Внешними предпосылками психического развития личности выступают качество и особенности воспитания человека. Внутренними предпосылками развития личности выступают активность и желание, а также мотивы и цели, которые перед собой ставит человек в интересах своего совершенствования как личности.

Уровни психического развития — степень и показатели психического развития человека (ребенка) в процессе и на различных этапах формирования его личности.

Уровень актуального развития личности ~ показатель, характеризующий способность человека выполнять различные самостоятельные задания. Он показывает, какова обученность, навыки и умения личности, какие ее качества и как развиты. Современное состояние развития психологии и ее экспериментальных прикладных исследований дает возможность постоянно замерять и определять с помощью конкретной аппаратуры их важнейшие характеристики.

Уровень ближайшего развития личности — показатель того, что человек не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью других.

Психологические особенности личности развиваются закономерно и в определенных направлениях. Эти направления и тенденции можно классифицировать и эффективно изучать в интересах совершенствования всех сторон личности.

Развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы личности. Эти сферы личности развиваются в процессе обучения и накопления человеком опыта интеллектуального и эмоционально-волевого поведения. Этот процесс идет по линиям усложнения мыслительной деятельности и эмоционально-волевого восприятия воздействия окружающего мира и социальной среды, формирования целостной структуры интеллекта, эмоций, чувств и воли личности.

Развитие направленности, характера и способностей личности. Психическая структура деятельности личности развивается в потоке изменения соотношения между мотивами и целями, усложнения операциональной стороны самой деятельности человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: