В процессе развития теория личности в отечественной психологии прошла ряд этапов. В основе каждого этапа была абсолютизация доминирующей теории:
1917—1936 гг. — личность понимается как профиль психологических функций;
1936—1950 гг. — личность понимается как опыт жизни и деятельности человека;
1950—1960 гг. — личность — это проявление темперамента и возраста;
1960—1980 гг. — личность — совокупность отношений человека, проявляющихся в направленности.
Основные концепции теории личности:
• комплексный и системный подход (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов);
• личность как субъект деятельности (К.К. Абульханова-Славская);
• личность как система отношений (В.Н. Мясищев);
• концепция интегральной индивидуальности (B.C. Мерлин);
• историко-эволюционная концепция развития личности и становления индивидуальности (А. Г. Асмолов);
• личность как совокупность личностных замыслов (В.В. Столин);
• личность как субъект управления (А.И. Китов, Л.М. Столяренко).
Личность — это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями.
В личности выделяется прежде всего ее общественная сущность. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик: т.е. создает человека природа, а формирует его общество.
Сущностная характеристика личности и ее основные особенности определяются:
(1) содержанием мировоззрения человека, его психологической сущностью.
Мировоззрение человека — это сложившаяся у него система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.
Психологическая сущность мировоззрения личности проявляется в специфическом влиянии ее индивидуально- и социально-психологических качеств на поведение, действия и поступки;
(2) степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества.
Целостность мировоззрения нарушается, если личность руководствуется или находится под влиянием противоречивых интересов носителем которых она вдруг оказывается в силу различного рода социальных обстоятельств;
(3) степенью осознанности человеком своего места в обществе.
Очень часто бывает, что человек слишком долго не может в силу разного рода обстоятельств найти свое место в обществе, что не позволяет его мировоззрению окончательно сформироваться и эффективно проявляться;
(4) содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и легкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью.
Будучи достаточно изменчивыми, потребности и интересы личности при своей слабой оформленности или узости очень сильно ограничивают мировоззрение человека;
(5) спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств.
Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношения ее разнообразных качеств могут сказываться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении.
Таким образом, в психологии под личностью подразумевается ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.
Таблица 1