Горизонтальная и вертикальная дифференциация продукта
De gustibus non est disputandum (о вкусах не спорят) — утверждает поговорка. Зачастую не только конкурирующие товары отличаются друг от друга, но и потребители оценивают их относительные достоинства по-разному. Это тот случай, когда продукты разнятся по своим характеристикам, таким как сладкий вкус или хрустящая корочка. По существу, предпочтения потребителей могут даже отрицательно соотноситься, т.е. Потребитель А продукту Фирмы 2 предпочитает продукт Фирмы 1, а Потребитель В продукту Фирмы 1 предпочитает продукт Фирмы 2. Мы называем такую ситуацию горизонтальной дифференциацией продукта,
Кроме того, существуют случаи, когда из двух продуктов все потребители отдают предпочтение только одному. Например, большинство потребителей, если не все, согласятся, что при прочих равных условияхчем экономичнее автомобиль расходует топливо, тем он лучше. Такую ситуацию мы называем вертикальной дифференциацией продукта.Отметьте, что все потребители сходятся во взглядах на то, что товар Фирмы А лучше товара Фирмы В. Можно предположить, что некоторые потребители более чувствительны к разнице между продуктами, нежели другие. Например, одни потребители могут счесть расход топлива значимой характеристикой автомобиля, тогда как другие отнесутся к ней практически безразлично. Важная особенность вертикальной дифференциации продукта то, что все потребители согласны: экономичность расходования топлива — штука хорошая, т.е. наблюдается всеобщее единомыслие по поводу того, что чем больше, тем лучше.
Рассмотрим некоторые последствия дифференциации продукта для олигополистической конкуренции. Для этого мы используем модель горизонтальной дифференциации продукта.
Представим пляж протяженностью несколько километров, на каждом конце которого находится по одному продавцу мороженого. Даже если мы предположим, что оба продавца сбывают один и тот же продукт, не многим покупателям будет все равно, у кого из продавцов его покупать. Если оба продавца установили на свой товар одинаковую цену, потребитель, находящийся ближе к одному концу пляжа, предпочтет, естественно, обратиться за мороженым к ближайшему продавцу. Если, действительно, издержки, связанные с покупкой у этого продавца, ниже издержек, связанных с покупкой у другого, и они отличны от расходов на перемещение, оба продукта оказываются идентичными, даже по цене. Обратная ситуация у потребителя, находящегося на другом краю пляжа. В целом потребители не считают продавцов равноценными, даже несмотря на то, что те продают физически идентичный товар. Разные потребители оценивают продавцов по-разному, в частности каждый покупатель оценивает торговцев по их местоположению.
Ситуация, представленная в примере с продажей мороженого, на практике широко распространена. Во-первых, это любая ситуация, когда продавцы и покупатели физически удалены друг от друга и покупатель должен нести транспортные расходы, чтобы купить продукт у конкретного продавца (заправочные станции, рестораны, сталелитейные заводы и др.). Во-вторых, по аналогииэто также ситуации, когда продавцы сбывают отличающийся по некоторым характеристикам продукт, а разницу между покупателями определяет то, как последние оценивают данные характеристики.
Возьмем, к примеру, рынок кукурузных хлопьев и допустим, что на нем представлены две торговые марки, отличающиеся только сладостью: торговая марка 1 не содержит сахара, тогда как торговая марка 2 приготовлена с добавлением большого количества сахара. Здесь можно провести аналогию с двумя продавцами мороженого на разных концах «пляжа», где на одном конце минимальная сладость, а на другом — максимальная. Местоположение потребителя указывает на его или ее предпочтение той или иной степени сладости. Если потребитель расположен близко к концу «пляжа», ассоциирующемуся с торговой маркой 1, то он отдает явное предпочтение кукурузным хлопьям без сахара. Наоборот, потребитель, находящийся ближе к другому концу «пляжа», — сладкоежка. Потребитель же посередине «пляжа» явно предпочитает кукурузные хлопья с добавлением умеренного количества сахара. Наконец, «транспортные», или «дорожные», расходы определяют степень неприятия потребителем идеи приобретать что-либо, не соответствующее оптимальной для него степени сладости. Подведем итог: несмотря на упоминание о местоположении и транспортных расходах, идеи, разработанные в контексте территориальной дифференциации продукта, можно также применять в отношении дифференциации на основе каких-либо других характеристик продукта.
Как фирмы конкурируют по цене при такой дифференциации их продуктов? Для ответа на этот вопрос обратимся к простой модели, мотивированной приведенными выше примерами, — к модели Хотеллинга.
Модель «линейного города» (модель Хоттелинга)
Рассмотрим город, где хлебом торгуют только два магазина, расположенных на противоположных концах города. Расстояние между продавцами будем считать равным единице. Продукты обоих продавцов одинаковы по всем характеристикам, кроме расположения (благодаря этому модель Хотеллинга иначе называют моделью пространственной дифференциации продукта. В течение дня каждый покупатель приобретает только одну буханку хлеба (мы предполагаем так называемый единичный спрос). На расстоянии, разделяющем продавцов, покупатели расположены равномерно. Предпочтения покупателей идентичны, максимальная готовность платить за товар составляет Ө. Транспортные расходы на единицу товара (в нашем условном примере буханку хлеба) составляют t для расстояния между двумя продавцами (равного 1). Транспортные расходы включают в себя как явные, так и неявные затраты.
Для каждого продавца чистая цена, которую он может получить за свой товар, зависит, с одной стороны, от максимальной готовности платить за товар, с другой стороны, от удаленности покупателя от продавца. Чем дальше покупатель расположен от продавца, тем ниже чистая цена, которую может получить продавец. Для первого продавца зависимость его чистой цены от местоположения покупателя описывается формулой P1 = Ө - tX, где X - расположение покупателя, принадлежит интервалу [0; 1], для второй фирмы Р2 = Ө - t(l - X) (рис. 7.3).
Рис.7.3. Модель Хоттелинга горизонтальной дифференциации продукта
Видно, что удаленность снижает возможности фирм конкурировать друг с другом. Так, покупатель, расположенный в точке X1готов приобретать товар у первой фирмы по цене P1 (X1). Чтобы он согласился переключиться на товар второго продавца, тот должен назначить на товар цену существенно ниже. На рисунке видно, что дифференциация продавцов создает «зону чистой монопольной власти» первой фирмы, где покупатели не готовы приобретать товар у второго продавца ни при какой положительной цене. Аналогичной «зоной чистой монополии» располагает и вторая фирма. Объем спроса на товар первой и второй фирмы определяется расположением покупателя X', для которого расходы на товар первого и второго продавца с учетом транспортных расходов равны: Ө - tX' = Р2 = Ө - t(l - X'). Покупатели, расположенные «левее» того из них, кто безразличен между приобретением товара у рассматриваемых фирм, предпочитают товар первой фирмы, расположенные «правее» - товар второй фирмы. Если фирмы назначают одинаковые цены, равные Ө - 0,5t, они делят рынок пополам (рис. 7.3).
Остаточный спрос на товар продавца 1 в модели Хотеллинга представлен на рисунке 7.4. Первый участок линии остаточного спроса соответствует области монопольной власти (см. рис. 7.3), объем спроса на товар продавца зависит от его цены как:
.
Рис. 7.4. Остаточный спрос на товар первой фирмы в модели Хоттелинга
Второй участок линии остаточного спроса соответствует области ценовой конкуренции. На этом отрезке фирмы обладают возможностью борьбы за передел рынка: покупатель будет приобретать товар даже у более отдаленного от него продавца, если тот назначает более низкую цену с учетом транспортных расходов. На этом участке объем остаточного спроса на товар фирмы описывается формулой:
.
Итак, цена, которую может назначать первая фирма на свой товар, ограничена:
• максимальной готовностью платить за товар фирмы Ө;
• ставкой транспортных расходов t;
• ценовой конкуренцией со стороны второй фирмы.
Сказанное целиком относится и ко второй фирме.
Повышение транспортных тарифов оказывает противоречивое влияние на экономическое положение продавцов. С одной стороны, зоны монопольной власти фирм увеличиваются применительно к кругу покупателей, готовых приобретать товары фирм по любым положительным ценам, продавцы становятся монополистами (рис. 27). С другой стороны, снижается чистая цена, которую продавцы могут получить при данной максимальной готовности потребителей платить за товар.
Достаточно существенный рост транспортных тарифов приведет к возникновению «мертвой зоны» - потенциальных потребителей, настолько удаленных от продавцов, что фирмы не могут рассчитывать получить никакой положительной цены. Протяженность «мертвой зоны» показывает потери общественного благосостояния вследствие роста транспортных тарифов.
Модель «кругового города» (модель Салопа)
Модель «линейного города» Хотеллинга позволила проанализировать особенности и последствия ценовой конкуренции на рынке дифференцированного продукта. Мы при этом предполагали неизменными:
• число фирм на рынке;
• уровень дифференциации продукта (число продавцов или торговых марок).
Теперь нам предстоит рассмотреть долгосрочную динамику на рынке дифференцированного продукта: решения фирм о входе на рынок и выходе с рынка под воздействием изменения экономической прибыли в результате ценовой конкуренции.
Для этого рассмотрим модель «кругового города» Салопа. Протяженность улицы, опоясывающей город, считаем равной 1. Ставка транспортного тарифа t измеряет приверженность товарной марке. Фирмы расположены вдоль окружности (улицы) на одинаковом расстоянии друг от друга. Предельные издержки фирм постоянны, одинаковы для всех фирм и составляют МС. Необратимые издержки входа для фирмы составляют f. Если в долгосрочном периоде фирма входит на рынок, все остальные продавцы перестраиваются, занимая положение на расстоянии 1/n друг от друга, где n - число фирм на рынке. Покупатели, равномерно распределенные вдоль окружности, имеют одинаковые предпочтения. Максимальная готовность платить за товар составляет Ө.
Возможности ценовой конкуренции в модели Салопа зависят:
• от максимальной готовности платить Ө;
• от числа продавцов на рынке;
• от ставки t транспортного тарифа.
При данном значении t и максимальной готовности платить, если продавцов на рынке мало, каждый из них обладает монопольной властью, вплоть до полной невозможности ценовой конкуренции (рис. 7.5 (а)). На рынке возникают «мертвые потери» - неудовлетворенный платежеспособный спрос покупателей, готовых платить за товар сумму, превышающую предельные издержки его производства.
Если максимальная готовность покупателей платить за товар достаточна велика и позволяет получить экономическую прибыль, то в долгосрочном периоде неудовлетворенный спрос вызовет вход на рынок новых продавцов, между которыми возникает ценовая конкуренция (рис. 7.5 (б)).
Рис. 7.5 Модель «круглого города» Салопа
Проанализируем второй случай, предполагающий возможность ценовой конкуренции. Рассмотрим положение и ценообразование магазина i. Будем считать, что продавцы «ближайшего окружения» (i–1; 1+i) назначают на товар цену, равную P. Положение покупателя , безразличного между приобретением товара у рассматриваемого нами продавца и его ближайшего соседа отражает половину объема спроса на товар i-й фирмы. Для «безразличного» покупателя удовлетворяется условие:
,
откуда объем спроса на товар i-го продавца составляет
.
Для того, чтобы получить максимальную прибыль , продавец должен назначить цену:
.
Эта формула дает нам функцию ценовой реакции, адекватную по своему экономическому смыслу функции ценовой реакции фирм в модели Хотеллинга. Равновесные цены в модели Салопа составляют для всех продавцов Pi = МС + t/n. Это равновесные цены краткосрочного периода, сформировавшиеся под воздействием ценовой и неценовой конкуренции между фирмами отрасли, но при данном числе продавцов на рынке. Результат показывает, что в краткосрочном периоде цена находится в прямой зависимости от приверженности марке (измеряемой транспортным тарифом) и в обратной - от числа продавцов на рынке. Прибыль каждого продавца составляет .
В долгосрочном периоде количество продавцов на рынке будет меняться в результате входа и выхода с рынка продавцов вплоть до снижения экономической прибыли в долгосрочном равновесии до нуля. Вход новых фирм связан с необратимыми издержками, так что сумма долгосрочной прибыли продавцов составляет . Число продавцов на рынке в долгосрочном равновесии составляет , то есть находится в прямой зависимости от приверженности покупателей марке и в обратной - от величины необратимых издержек. Соответственно, цена долгосрочного равновесия в модели Салопа находится в прямой зависимости от приверженности марке и в обратной – от необратимых издержек входа. Результат анализа показывает нам противоречивое влияние величины необратимых расходов на рынок и положение продавцов: с одной стороны, рост суммы необратимых издержек ограничивает число фирм на рынке, с другой – понижает «надбавку» цены на предельными издержками, служащую критерием монопольной власти.