Тема 6.Виды и уровни анализа и синтеза систем управления

Тема №5. Основные черты системного подхода.

Тема №4. Системообразующие понятия, определяющие структуру системы управления

Тема №3. Формы научного исследования

Тема №2. Методы исследования.

Содержание дисциплины

Тема № 1. Исследования и их роль в научной и практической деятельности студента.

Роль и место дисциплины «Исследование систем управления» в подготовке студентоа. Содержание дисциплины. Сущность и содержание понятия исследования. Исследование управления как вид деятельности.

Методы, применяемые на эмпирическом уровне исследования. Методы теоретического исследования. Методы применяемые на эмпирическом и теоретическом уровне.

Формы исследования систем управления. Разработка гипотезы исследования систем управления. Фактологическое обеспечение исследования систем управления.

Понятия определяющие структуру системы: понятие системы, элемента системы, связи, взаимосвязи между элементами системы, внешней среды.

Системообразущие понятия системы управления: элементы системы управления, понятие цели управления, управляющего воздействия Построение дерева целей. Внутренняя и внешняя среда системы управления.

Сущность системного подхода. Основные черты системного подхода. Задачи анализа систем управления, Задачи синтеза систем управления. Принципы анализа и синтеза систем управления

Виды анализа систем управления:Структурный, функциональный, информационный, параметрический анализ и синтез систем управления

Анализ внешнего, исходного, общесистемного, системных уровней. Структура показателей систем управления.

ПЕРВЫЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС: «Сущность и содержание понятия исследования и их роль внаучной и практической деятельности»

Понятие исследования №1

  1.   Долятовский В.А. ИСУ, учебник, изд. «Март», 2004 г., стр. 19   Исследование – процесс получения новых знаний
  Цель Реальный Новые мир знания Методы
 

  новые знания

Понятие исследования №2

2. Э.М. Коротков ИСУ (учебник) изд. Дека, 2003 г., стр. 323 Процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. новые знания

Понятие исследования №3

3. Э.М. Коротков ИСУ, учебник, изд. Дека, 2003 г., стр. 323 Вид деятельности человека, позволяющий вскрыть суть и содержание явлений, познать и оценить его, определить тенденции развития полученных знаний в практической деятельности человека, в частности, в практике управления. познание

Понятие исследования №4

4. Э.М. Коротков ИСУ, учебник, изд. Дека, 2003 г., стр. 323 Научный труд, вид научной деятельности, научное изучение и процесс познания, процесс изучения какого-либо объекта и получение на этой основе новых знаний о нем. процесс познания

Понятие исследования №5

5. Н.И. Кондаков Логический словарь-справочник М.: Наука, 1975 г. Исследование – процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения развития и преобразования его в интересах общества. научное изучение

Понятие исследования №6

6. А.С. Малин ИСУ, учебник, изд. ГУ-ВШЭ, 2002 г., стр. 222 Исследование представляет собой творческий вид деятельности, направленный на распознавание проблем, определение их происхождения и развития, а также нахождение путей, средств и возможностей использования полученных результатов в практической деятельности. распознание проблем

Понятие исследования №7

7. Э.М. Коротков ИСУ, учебник, 2003 г. Вид деятельности, состоящий в распознавании проблем и ситуаций, определении их происхождения, выявлении их свойств и содержания, нахождении путей и средств решения. распознание проблем

Понятие исследования №8

8. А.С. Малин курс лекций, изд. ГУ-ВШЭ, 1998 г. Исследование – это творческий процесс, направленный на изучение реальных процессов управления в системе управления и выработку конкретных рекомендаций по внедрению полученных результатов в систему управления. творческий процесс
ИССЛЕДОВАНИЕ
Это вид деятельности человека, включающий
а) распознавание проблем и ситуаций; б) определение их происхождения; в) выявление свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; г) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; д) нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения. В общем виде исследование – управляемый процесс познания какого – либо явления, объекта, процесса.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Потребность исследования –степень остроты проблемы.
2. Методология исследования– совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования.
3. Концепция исследования –комплекс ключевых положений методологического характера, определяющих подход к исследованию и организации его проведения.
4. Объект и предмет исследования: Объект исследования –это конкретный фрагмент реальности, где существует проблема, подвергающаяся непосредственному изучению. Предмет исследования –одна из граней, обладающая существенными свойствами изучаемого объекта, анализ которых особенно значим для решения задач исследования.
5. Метод исследования –способ изучения явления, который выбирается в соответствии с особенностями предмета исследования, возможностью и эффективностью его использования в конкретных условиях.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
6. Тип исследования– принадлежность исследования к определенному классу, отражающему своеобразие всех его характеристик.
7. Ресурсы исследования –комплекс средств и возможностей, обеспечивающих успешное проведение исследований и достижение его результатов. К таким ресурсам относятся интеллектуальные, информационные, материальные, технические, трудовые и временные.
8. Качество исследования– комплексная совокупность свойств и характеристик исследования, отражающая его особенности и позволяющая оценить его результативность.
9. Организация исследования– порядок проведения исследования, основанный на распределении ответственности, закрепленной в распорядительных документах.
10. Результаты исследования– информация, полученная при завершении исследования, способствующая успешному разрешению проблемы.
«Исследование управления как вид деятельности»
Деятельность- это особый способ удовлетворения человеческих потребностей, средство для поддержания и развития человеческих сил и в то же время процесс, который осуществляется с их помощью.
Управленческая деятельность представляет собой, с одной стороны совокупность последовательно выполняемых должностными лицами органов управления работ, объединенных единством цели и общностью решаемых задач по управлению, с другой – совокупность тесно связанных между собой организационных форм работы, методических приемов решения управленческих функций.
ИССЛЕДОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
Это вид деятельности человека, необходимый для развития управления, его совершенствования в соответствии с изменяющимися условиями и потребностями функционирования организаций.
Цель исследования управления –это процесс выработки способов решения проблемы организацией. Исследование направлено на разрешение проблемной ситуации. Общей характеристикой проблемной ситуации является то, что имеющиеся в распоряжении субъекта методы, средства, в том числе знания (включая модели, онтологии и.т.д.), оказываются недостаточными или непригодными для продолжения деятельности, коммуникации, мышления.
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Первый этап –распознавание проблемных ситуаций и формулировка проблемы.
Второй этап –определение происхождения выявленных проблем, их свойств, содержания, закономерностей поведения и развития.
Третий этап –установление места этих поблеем в системе накопленных знаний.
Четвертый этап –разработка вариантов решения проблемы и их предварительная оценка по приоритетности (предварительный отбор, отсев) с учетом ограничений, трудностей, недостатков.
Пятый этап –выбор наилучшего варианта решения проблемы по критериям оптимальности, успеха, эффективности.

Второй учебный вопрос: «Основные черты курсанта исследовательского типа и факторы ограничивающие его возможности»

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СТУДЕНТА ИССЛЕДОВА ТЕЛЬСКОГО ТИПА
1. Проблемное видение мира,способность распознавать проблемы там, где для других все ясно.Умение превентивно,т.е. заранее, заблаговременно, ставить проблемы, когда она еще только зарождается. 2. Системное и панорамное восприятиедействительности, процессов функционирования и развития объекта исследования. 3. Антиномичность –умение воспринимать, понимать, принимать и использовать точки зрения, отличные от собственных или даже противоположные им. 4. Экпрезентность –способность делать верные и удачные заключения придефиците информации.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СТУДЕНТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТИПА
5. Инновативность и безынерционностьмышления, способность выйти за границы формального, привычного, проверенного, традиционного. 6. Способность быстро перестраиватьсяпсихологически при изменении условий деятельности или переходе к решению принципиально новых задач. 7. Аттрактивность –способность привлекать людей к совместной деятельности, не прибегая к средствам материального или административного принуждения. 8. Развитая психологическая саморегуляция,определяющая отношение к проблемам и их оценке.

Второй учебный вопрос: «Основные черты студента исследовательского типа и факторы ограничивающие его возможности»

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СТУДЕНТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТИПА
1.Проблемное видение мира,способность распознавать проблемы там, где для других все ясно. 2.Умение превентивно,т.е. заранее, заблаговременно, ставить проблемы, когда она еще только зарождается. 3.Системное и панорамное восприятиедействительности, процессов функционирования и развития объекта исследования. 4.Антиномичность –умение воспринимать, понимать, принимать и использовать точки зрения, отличные от собственных или даже противоположные им. 5.Экпрезентность –способность делать верные и удачные заключения придефиците информации.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СТУДЕНТА ИССЛЕДОВА ТЕЛЬСКОГО ТИПА
5.Инновативность и безынерционностьмышления, способность выйти за границы формального, привычного, проверенного, традиционного. 6.Способность быстро перестраиватьсяпсихологически при изменении условий деятельности или переходе к решению принципиально новых задач. 7.Аттрактивность –способность привлекать людей к совместной деятельности, не прибегая к средствам материального или административного принуждения. 8.Развитая психологическая саморегуляция,определяющая отношение к проблемам и их оценке.
ФАКТОРЫ, ОГРАНИЧИВАОЩИЕ ИЛИ СВОДЯЩИЕ НА НЕТ ВАШИ ТВОРЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
1.Отсутствие знания методов решения проблемы. 2.Ослабленная целеустремленность.Чтобы быть творческим исследователем, человек должен чувствовать потребность в переменах, осознавая недостатки того, что он делал раньше, и стремясь к лучшему. 3.Устоявшиеся привычки. Необходимо изучить устоявшиеся привычки и здесь может быть полезным средством вопрос «Почему?» Иван может, а я нет. 4.Человеческая лень. Творчество требует времени и усилий. Чтобы посвятить время творческим усилиям, нужна дисциплина, а зачастую и преодолеть скуку.
ФАКТОРЫ, ОГРАНИЧИВАОЩИЕ ИЛИ СВОДЯЩИЕ НА НЕТ ВАШИ ТВОРЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
5.Чувство неуверенности, излишняя напряженность.В любом творческом начале не известен конец, инехватка уверенности вызывает излишнюю напряженность. Исследователь, находящейся в напряженном состоянии, старается держаться известных ему методов, и в результате его сила и энергия используются не полностью. 6.Излишняя серьезность, рационализм.Радость от возникновения новой идеи одухотворяет, а слишком серьезный отклик лишает идеи их силы, не давая им наполнить энтузиазмом окружающих. 7.Недостаточные возможности.Невозможность сбора необходимых данных или организации экспериментов.

ТРЕТИЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС: «Сущность и содержание концептуальных понятий информационной системы».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: