Тема №5. Основные черты системного подхода.
Тема №4. Системообразующие понятия, определяющие структуру системы управления
Тема №3. Формы научного исследования
Тема №2. Методы исследования.
Содержание дисциплины
Тема № 1. Исследования и их роль в научной и практической деятельности студента.
Роль и место дисциплины «Исследование систем управления» в подготовке студентоа. Содержание дисциплины. Сущность и содержание понятия исследования. Исследование управления как вид деятельности.
Методы, применяемые на эмпирическом уровне исследования. Методы теоретического исследования. Методы применяемые на эмпирическом и теоретическом уровне.
Формы исследования систем управления. Разработка гипотезы исследования систем управления. Фактологическое обеспечение исследования систем управления.
Понятия определяющие структуру системы: понятие системы, элемента системы, связи, взаимосвязи между элементами системы, внешней среды.
Системообразущие понятия системы управления: элементы системы управления, понятие цели управления, управляющего воздействия Построение дерева целей. Внутренняя и внешняя среда системы управления.
Сущность системного подхода. Основные черты системного подхода. Задачи анализа систем управления, Задачи синтеза систем управления. Принципы анализа и синтеза систем управления
Виды анализа систем управления:Структурный, функциональный, информационный, параметрический анализ и синтез систем управления
Анализ внешнего, исходного, общесистемного, системных уровней. Структура показателей систем управления.
ПЕРВЫЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС: «Сущность и содержание понятия исследования и их роль внаучной и практической деятельности» |
Понятие исследования №1
1. | Долятовский В.А. ИСУ, учебник, изд. «Март», 2004 г., стр. 19 |
Исследование – процесс получения новых знаний
| новые знания |
Понятие исследования №2
2. | Э.М. Коротков ИСУ (учебник) изд. Дека, 2003 г., стр. 323 | Процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. | новые знания |
Понятие исследования №3
3. | Э.М. Коротков ИСУ, учебник, изд. Дека, 2003 г., стр. 323 | Вид деятельности человека, позволяющий вскрыть суть и содержание явлений, познать и оценить его, определить тенденции развития полученных знаний в практической деятельности человека, в частности, в практике управления. | познание |
Понятие исследования №4
4. | Э.М. Коротков ИСУ, учебник, изд. Дека, 2003 г., стр. 323 | Научный труд, вид научной деятельности, научное изучение и процесс познания, процесс изучения какого-либо объекта и получение на этой основе новых знаний о нем. | процесс познания |
Понятие исследования №5
5. | Н.И. Кондаков Логический словарь-справочник М.: Наука, 1975 г. | Исследование – процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения развития и преобразования его в интересах общества. | научное изучение |
Понятие исследования №6
6. | А.С. Малин ИСУ, учебник, изд. ГУ-ВШЭ, 2002 г., стр. 222 | Исследование представляет собой творческий вид деятельности, направленный на распознавание проблем, определение их происхождения и развития, а также нахождение путей, средств и возможностей использования полученных результатов в практической деятельности. | распознание проблем |
Понятие исследования №7
7. | Э.М. Коротков ИСУ, учебник, 2003 г. | Вид деятельности, состоящий в распознавании проблем и ситуаций, определении их происхождения, выявлении их свойств и содержания, нахождении путей и средств решения. | распознание проблем |
Понятие исследования №8
8. | А.С. Малин курс лекций, изд. ГУ-ВШЭ, 1998 г. | Исследование – это творческий процесс, направленный на изучение реальных процессов управления в системе управления и выработку конкретных рекомендаций по внедрению полученных результатов в систему управления. | творческий процесс |
ИССЛЕДОВАНИЕ |
Это вид деятельности человека, включающий |
а) распознавание проблем и ситуаций; б) определение их происхождения; в) выявление свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; г) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; д) нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения. В общем виде исследование – управляемый процесс познания какого – либо явления, объекта, процесса. |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ |
1. Потребность исследования –степень остроты проблемы. |
2. Методология исследования– совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования. |
3. Концепция исследования –комплекс ключевых положений методологического характера, определяющих подход к исследованию и организации его проведения. |
4. Объект и предмет исследования: Объект исследования –это конкретный фрагмент реальности, где существует проблема, подвергающаяся непосредственному изучению. Предмет исследования –одна из граней, обладающая существенными свойствами изучаемого объекта, анализ которых особенно значим для решения задач исследования. |
5. Метод исследования –способ изучения явления, который выбирается в соответствии с особенностями предмета исследования, возможностью и эффективностью его использования в конкретных условиях. |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ |
6. Тип исследования– принадлежность исследования к определенному классу, отражающему своеобразие всех его характеристик. |
7. Ресурсы исследования –комплекс средств и возможностей, обеспечивающих успешное проведение исследований и достижение его результатов. К таким ресурсам относятся интеллектуальные, информационные, материальные, технические, трудовые и временные. |
8. Качество исследования– комплексная совокупность свойств и характеристик исследования, отражающая его особенности и позволяющая оценить его результативность. |
9. Организация исследования– порядок проведения исследования, основанный на распределении ответственности, закрепленной в распорядительных документах. |
10. Результаты исследования– информация, полученная при завершении исследования, способствующая успешному разрешению проблемы. |
«Исследование управления как вид деятельности» |
Деятельность- это особый способ удовлетворения человеческих потребностей, средство для поддержания и развития человеческих сил и в то же время процесс, который осуществляется с их помощью. |
Управленческая деятельность представляет собой, с одной стороны совокупность последовательно выполняемых должностными лицами органов управления работ, объединенных единством цели и общностью решаемых задач по управлению, с другой – совокупность тесно связанных между собой организационных форм работы, методических приемов решения управленческих функций. |
ИССЛЕДОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ |
Это вид деятельности человека, необходимый для развития управления, его совершенствования в соответствии с изменяющимися условиями и потребностями функционирования организаций. |
Цель исследования управления –это процесс выработки способов решения проблемы организацией. Исследование направлено на разрешение проблемной ситуации. Общей характеристикой проблемной ситуации является то, что имеющиеся в распоряжении субъекта методы, средства, в том числе знания (включая модели, онтологии и.т.д.), оказываются недостаточными или непригодными для продолжения деятельности, коммуникации, мышления. |
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ |
Первый этап –распознавание проблемных ситуаций и формулировка проблемы. |
Второй этап –определение происхождения выявленных проблем, их свойств, содержания, закономерностей поведения и развития. |
Третий этап –установление места этих поблеем в системе накопленных знаний. |
Четвертый этап –разработка вариантов решения проблемы и их предварительная оценка по приоритетности (предварительный отбор, отсев) с учетом ограничений, трудностей, недостатков. |
Пятый этап –выбор наилучшего варианта решения проблемы по критериям оптимальности, успеха, эффективности. |
Второй учебный вопрос: «Основные черты курсанта исследовательского типа и факторы ограничивающие его возможности»
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СТУДЕНТА ИССЛЕДОВА ТЕЛЬСКОГО ТИПА |
1. Проблемное видение мира,способность распознавать проблемы там, где для других все ясно.Умение превентивно,т.е. заранее, заблаговременно, ставить проблемы, когда она еще только зарождается. 2. Системное и панорамное восприятиедействительности, процессов функционирования и развития объекта исследования. 3. Антиномичность –умение воспринимать, понимать, принимать и использовать точки зрения, отличные от собственных или даже противоположные им. 4. Экпрезентность –способность делать верные и удачные заключения придефиците информации. |
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СТУДЕНТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТИПА |
5. Инновативность и безынерционностьмышления, способность выйти за границы формального, привычного, проверенного, традиционного. 6. Способность быстро перестраиватьсяпсихологически при изменении условий деятельности или переходе к решению принципиально новых задач. 7. Аттрактивность –способность привлекать людей к совместной деятельности, не прибегая к средствам материального или административного принуждения. 8. Развитая психологическая саморегуляция,определяющая отношение к проблемам и их оценке. |
Второй учебный вопрос: «Основные черты студента исследовательского типа и факторы ограничивающие его возможности»
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СТУДЕНТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТИПА |
1.Проблемное видение мира,способность распознавать проблемы там, где для других все ясно. 2.Умение превентивно,т.е. заранее, заблаговременно, ставить проблемы, когда она еще только зарождается. 3.Системное и панорамное восприятиедействительности, процессов функционирования и развития объекта исследования. 4.Антиномичность –умение воспринимать, понимать, принимать и использовать точки зрения, отличные от собственных или даже противоположные им. 5.Экпрезентность –способность делать верные и удачные заключения придефиците информации. |
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СТУДЕНТА ИССЛЕДОВА ТЕЛЬСКОГО ТИПА |
5.Инновативность и безынерционностьмышления, способность выйти за границы формального, привычного, проверенного, традиционного. 6.Способность быстро перестраиватьсяпсихологически при изменении условий деятельности или переходе к решению принципиально новых задач. 7.Аттрактивность –способность привлекать людей к совместной деятельности, не прибегая к средствам материального или административного принуждения. 8.Развитая психологическая саморегуляция,определяющая отношение к проблемам и их оценке. |
ФАКТОРЫ, ОГРАНИЧИВАОЩИЕ ИЛИ СВОДЯЩИЕ НА НЕТ ВАШИ ТВОРЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ |
1.Отсутствие знания методов решения проблемы. 2.Ослабленная целеустремленность.Чтобы быть творческим исследователем, человек должен чувствовать потребность в переменах, осознавая недостатки того, что он делал раньше, и стремясь к лучшему. 3.Устоявшиеся привычки. Необходимо изучить устоявшиеся привычки и здесь может быть полезным средством вопрос «Почему?» Иван может, а я нет. 4.Человеческая лень. Творчество требует времени и усилий. Чтобы посвятить время творческим усилиям, нужна дисциплина, а зачастую и преодолеть скуку. |
ФАКТОРЫ, ОГРАНИЧИВАОЩИЕ ИЛИ СВОДЯЩИЕ НА НЕТ ВАШИ ТВОРЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ |
5.Чувство неуверенности, излишняя напряженность.В любом творческом начале не известен конец, инехватка уверенности вызывает излишнюю напряженность. Исследователь, находящейся в напряженном состоянии, старается держаться известных ему методов, и в результате его сила и энергия используются не полностью. 6.Излишняя серьезность, рационализм.Радость от возникновения новой идеи одухотворяет, а слишком серьезный отклик лишает идеи их силы, не давая им наполнить энтузиазмом окружающих. 7.Недостаточные возможности.Невозможность сбора необходимых данных или организации экспериментов. |
ТРЕТИЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС: «Сущность и содержание концептуальных понятий информационной системы».