Монополия представляет собой модель рынка, которая характеризуется тем, что одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. Но такое явление бывает достаточно редко. Для монополии характерно максимальное проявление рыночной власти — т.е. возможности диктовать цены на рынке. Основные признаки чистой монополии следующие:
1 Единственный продавец. Чистый, или абсолютный, монополист — отрасль, состоящая из одной фирмы. Например, монополистом является РАО ЕЭС — это единственный поставщик электроэнергии в России.
2 Отсутствие близких заменителей. Потребитель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него вовсе. Продукт должен быть уникальным и у него не должно быть хороших заменителей.
3 Возможность диктовать цену — главная характеристика монополиста. Он назначает цену, а покупателям остается лишь определять количество товара, которое они могут позволить ceбe купить.
4 Вступление на рынок заблокировано — причина существования монополиста и причина отсутствия конкуренции.
|
|
Существование монополии зависит от барьеров — препятствий для вступления конкурентов на рынок отрасли.
Барьеры вступления в отрасль. Известны следующие барьеры вступления в отрасль (выходу на рынок):
1 Экономия на масштабах производства. Некоторые технологии таковы, что эффективное производство возможно только в чрезвычайно крупных масштабах. Фирме-конкуренту потребуются колоссальные капиталовложения, которые, возможно, никогда не окупятся.
2 Естественные монополии. В нескольких отраслях конкуренция невозможна или неосуществима. Такие отрасли называются естественными монополиями. Такими монополиями могут быть, в частности, предприятия общественного пользования — электрические, газовые сети и т.п.
3 Патенты. Предоставляя собственнику изобретений исключительное право использовать их в течение продолжительного периода, общество делает правообладателя монополистом.
4 Лицензии. Государство может ограничиватьвступление в отрасль путем выдачи лицензий.
5 Собственность на важнейшие виды сырья. Фирма, владеющая месторождением уникального сырья, может препятствовать созданию конкурирующих фирм.
6 Нечестная конкуренция может быть барьером вступлению в отрасль. Ее формы различны. Это — и давление на поставщиков ресурсов, и банки, переманивание персонала, и резкое снижение цен.
Монопольный спрос составляет главное отличие монополиста от конкурентного продавца. Монополист — это целая отрасль, он удовлетворяет спрос на продукцию всей отрасли. Это обстоятельство влечет за собой ряд последствий:
|
|
Нисходящая кривая спроса означает, что монополия может увеличить свои продажи, только назначая более низкую цену на единицу продукции. Объем производства и продаж товара однозначно связан с ценой — монополист определяет цену и тем самым решает, какой объем продукции произвести.
Монополист, максимизирующий прибыль, всегда будет стремиться избегать неэластичного отрезка на своей кривой спроса в пользу некоторой комбинации цены и количества продукции на эластичном отрезке.
Максимизация прибыли монополистом осуществляется путем сопоставления дохода и издержек, монополист будет стремиться производить столько продукции, что, продавая ее по соответствующей цене, он обеспечит максимум прибыли. При этом монополисту выгодно продавать меньше продукции и назначать более высокую цену, чем та, которая установилась бы на конкурентном рынке.