Монополия. Монополия представляет собой модель рынка, которая характеризуется тем, что одна фирма является единственным производителем продукта

Монополия представляет собой модель рынка, которая характеризуется тем, что одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заме­нителей. Но такое явление бывает достаточно редко. Для мо­нополии характерно максимальное проявление рыночной вла­сти — т.е. возможности диктовать цены на рынке. Основные признаки чистой монополии следующие:

1 Единственный продавец. Чистый, или абсолютный, мо­нополист — отрасль, состоящая из одной фирмы. Например, монополистом является РАО ЕЭС — это единственный постав­щик электроэнергии в России.

2 Отсутствие близких заменителей. Потребитель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него вов­се. Продукт должен быть уникальным и у него не должно быть хороших заменителей.

3 Возможность диктовать цену — главная характеристи­ка монополиста. Он назначает цену, а покупателям остается лишь определять количество товара, которое они могут позво­лить ceбe купить.

4 Вступление на рынок заблокировано — причина суще­ствования монополиста и причина отсутствия конкуренции.

Существование монополии зависит от барьеров — препятствий для вступления конкурентов на рынок отрасли.

Барьеры вступления в отрасль. Известны следующие барьеры вступления в отрасль (выходу на рынок):

1 Экономия на масштабах производства. Некоторые тех­нологии таковы, что эффективное производство возможно только в чрезвычайно крупных масштабах. Фирме-конкуренту потребуются колоссальные капиталовложения, которые, воз­можно, никогда не окупятся.

2 Естественные монополии. В нескольких отраслях конку­ренция невозможна или неосуществима. Такие отрасли назы­ваются естественными монополиями. Такими монополиями могут быть, в частности, предприятия общественного пользо­вания — электрические, газовые сети и т.п.

3 Патенты. Предоставляя собственнику изобретений исклю­чительное право использовать их в течение продолжительного периода, общество делает правообладателя монополистом.

4 Лицензии. Государство может ограничиватьвступление в отрасль путем выдачи лицензий.

5 Собственность на важнейшие виды сырья. Фирма, вла­деющая месторождением уникального сырья, может препят­ствовать созданию конкурирующих фирм.

6 Нечестная конкуренция может быть барьером вступле­нию в отрасль. Ее формы различны. Это — и давление на по­ставщиков ресурсов, и банки, переманивание персонала, и резкое снижение цен.

Монопольный спрос составляет главное отличие монопо­листа от конкурентного продавца. Монополист — это целая отрасль, он удовлетворяет спрос на продукцию всей отрасли. Это обстоятельство влечет за собой ряд последствий:

Нисходящая кривая спроса означает, что монополия может увеличить свои продажи, только назначая более низкую цену на единицу продукции. Объем производства и продаж товара однозначно связан с ценой — монополист определяет цену и тем самым решает, какой объем продукции произвести.

Монополист, максимизирующий прибыль, всегда будет стремиться избегать неэластичного отрезка на своей кривой спроса в пользу некоторой комбинации цены и количества продукции на эластичном отрезке.

Максимизация прибыли монополистом осуществляется путем сопоставления дохода и издержек, монополист будет стремиться производить столько продукции, что, продавая ее по соответствующей цене, он обеспечит максимум прибыли. При этом монополисту выгодно продавать меньше продукции и назначать более высокую цену, чем та, которая установилась бы на конкурентном рынке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: