Спрос на факторы производства

Антимонопольное регулирование

Регулирование монополии. Большинство монополисти­ческих отраслей являются естественными монополиями и подлежат общественному регулированию. Цены и тарифы желез­ных дорог, поставщиков природного газа и электричества оп­ределяются федеральными или региональными регулирующи­ми комиссиями правительства страны и региональных орга­нов власти.

Экономическая эффективность олигополии для обще­ства зависит от степени концентрации рыночной власти, сте­пени близости ее к монополии, которая неэффективна для общества. Эту близость оценивают с помощью различных по­казателей и индексов концентрации. Наиболее известен ин­декс Герфиндаля. определяемый как

H =S12 + S22 + Sn2.

где Н — индекс концентрации, увеличивающийся при увеличении концентрации и достигающий 10 тыс. при монополии;

S1, S2, …..Sn — процентные доли рынка каждой из n фирм.


Рынки факторов производства — это рынки труда, ка­питала, земли, предпринимательского таланта.

Спрос на ресурсыпроизводный спрос. Спрос на ресурсы является производным от спроса на готовые товары и услуги, которые производятся с помощью данных ресурсов.

Они удовлетворяют потребности потребителя косвенно, т.е. через производство товаров и услуг.

Предельный продукт в денежной форме (МНР — marginal revenue product). Производный характер спроса на ресурсы означает, что он будет зависеть от:

1) производительности ресурса при создании товара;

2) рыночной стоимости, или цены товара, произведенно­го с помощью данного ресурса.

Пусть фирма приобретает один переменный ресурс, для своего производства, пусть это будет труд. Она легко может определить предельный продукт в денежном выражении {MRP) — прирост общего дохода в результате применения каждой дополнительной единицы переменного вводимого фактора производства — труда одного работника.

Правило использования ресурсов: MRP = MRC. Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна использовать до­полнительные единицы любого данного вида ресурса до тех пор, пока каждая последующая единица дает прирост общего дохода фирмы. Исходя из определения, МНР показывает, ка­ков прирост общего дохода в результате использования каж­дого последующего нанятого рабочего.

Величина, на которую каждая дополнительная единица ре­сурса дает прирост издержек на ресурсы, называется предельными издержками на ресурсы (MRCmarginal revenue coste). Для фирмы будет прибыльным применять до­полнительные единицы ресурса до тех пор, пока MRP дан­ного ресурса не станет равен MRC. Если число рабочих та­ково, что MRC последнего рабочего превышает MRP, то фир­ма нанимает рабочих, чей труд себя не окупит. Таким образом, равенство MRP = MRC отражает спрос фирмы на ресурс, в частности, на рабочую силу.

MRP спрос производителя на ресурс. На чисто кон­курентном рынке труда ставка заработной платы устанавлива­ется совокупным рыночным предложением труда и рыночным спросом на труд. Отдельная фирма не может влиять на эту ставку заработной платы. В этих условиях совокупные издер­жки на рассматриваемый период возрастают точно на вели­чину существующей ставки заработной платы для каждого дополнительно нанимаемого рабочего, иными словами, MRC равно ставке заработной платы. Фирма будет нанимать рабо­чих до тех пор, пока ставка заработной платы (или MRC) рав­на их MRP, если только она нанимает рабочих в условиях кон­куренции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: