Рыночная власть

Эффективность конкурентных рынков

Эффективность конкурентных рынков состоит в распре­делении ограниченного количества ресурсов, имеющихся в распоряжении общества, таким образом, чтобы максимизиро­вать удовлетворение потребностей.

Производственная эффективность означает, что каждый товар в составе выпускаемой продукции производится наиме­нее дорогостоящим способом. Конкурентный рынок вынужда­ет фирмы в долгосрочном плане вести производство при ми­нимальных средних издержках. В этом — суть производствен­ной эффективности.

Эффективность распределения ресурсов имеет место, когда невозможно изменить структуру совокупного производ­ства так, чтобы получить дополнительную чистую выгоду для общества. Рыночный механизм позволяет так распределять ресурсы, чтобы производилась совокупная продукция, состав которой наилучшим образом соответствует предпочтениям потребителей.

Это означает, что предельные издержки производства про­дукта измеряют цену — относительную ценность других това­ров, которые могли бы быть произведены с помощью ресур­сов, использованных в производстве единицы этого продук­та. Равенство цены предельным издержкам, характерное для чистой конкуренции, обеспечивает эффективное распределе­ние ресурсов.

Ограниченность рынка чистой (совершенной) конку­ренции связана со следующими проблемами, которые им не разрешаются:

1 Проблема распределения доходов состоит том, что ры­ночная система вообще не регулирует распределение доходов, которое может быть неравномерным, вести к производству дорогостоящих пустяков для богатых, отказывая бедным в удовлетворении их основных нужд.

2 Побочные издержки и общественные блага. Существу­ют издержки, которых производители стараются избегать.

Например, конкретное производство может загрязнять окру­жающую среду. Издержки при этом несет общество, они на­зываются побочными, или внешними, издержками. Некоторые блага, например, прививки, предотвращающие эпидемии, приносят выгоды всему обществу. Они называются внешними, или побочными выгодами. Но рыночная система игнори­рует как внешние эффекты, так и производство обществен­ных благ, например, образование населения, оборону.

3 Диапазон потребительского выбора в условиях чистой конкуренции относительно невелик, поскольку чистая конкурен­ция возможна только на рынках, оперирующих со стандарти­зированными продуктами.


Рыночная власть — это возможность диктовать цены на рынке, она отсутствует в условиях чистой конкуренции. Ры­ночная власть в той или иной мере присуща всем рынкам с несовершенной конкуренцией — таким, как рынки монополи­стической конкуренции, олигополии, она типична для моно­полии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: