Эффективность конкурентных рынков
Эффективность конкурентных рынков состоит в распределении ограниченного количества ресурсов, имеющихся в распоряжении общества, таким образом, чтобы максимизировать удовлетворение потребностей.
Производственная эффективность означает, что каждый товар в составе выпускаемой продукции производится наименее дорогостоящим способом. Конкурентный рынок вынуждает фирмы в долгосрочном плане вести производство при минимальных средних издержках. В этом — суть производственной эффективности.
Эффективность распределения ресурсов имеет место, когда невозможно изменить структуру совокупного производства так, чтобы получить дополнительную чистую выгоду для общества. Рыночный механизм позволяет так распределять ресурсы, чтобы производилась совокупная продукция, состав которой наилучшим образом соответствует предпочтениям потребителей.
Это означает, что предельные издержки производства продукта измеряют цену — относительную ценность других товаров, которые могли бы быть произведены с помощью ресурсов, использованных в производстве единицы этого продукта. Равенство цены предельным издержкам, характерное для чистой конкуренции, обеспечивает эффективное распределение ресурсов.
Ограниченность рынка чистой (совершенной) конкуренции связана со следующими проблемами, которые им не разрешаются:
1 Проблема распределения доходов состоит том, что рыночная система вообще не регулирует распределение доходов, которое может быть неравномерным, вести к производству дорогостоящих пустяков для богатых, отказывая бедным в удовлетворении их основных нужд.
2 Побочные издержки и общественные блага. Существуют издержки, которых производители стараются избегать.
Например, конкретное производство может загрязнять окружающую среду. Издержки при этом несет общество, они называются побочными, или внешними, издержками. Некоторые блага, например, прививки, предотвращающие эпидемии, приносят выгоды всему обществу. Они называются внешними, или побочными выгодами. Но рыночная система игнорирует как внешние эффекты, так и производство общественных благ, например, образование населения, оборону.
3 Диапазон потребительского выбора в условиях чистой конкуренции относительно невелик, поскольку чистая конкуренция возможна только на рынках, оперирующих со стандартизированными продуктами.
Рыночная власть — это возможность диктовать цены на рынке, она отсутствует в условиях чистой конкуренции. Рыночная власть в той или иной мере присуща всем рынкам с несовершенной конкуренцией — таким, как рынки монополистической конкуренции, олигополии, она типична для монополии.