double arrow

Либертарно-юридический подход


Цивилизационный подход к типологии государства.

Одним из представителей этого подхода был английский историк Арнольд Джон Тойнби (1889 – 1975). Его взгляды испытали на себе влияние работы О. Шпенглера «Закат Европы». В своей работе «Постижение истории» Тойнби подтверждает идею Шпенглера о невозможности существования единой, универсальной общечеловеческой культуры.

Цивилизация по Тойнби – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных и иных признаков. Отличаются друг от друга цивилизации прежде всего достижениями материальной и духовной культуры.

При цивилизационном подходе тип государства определяется не столько экономическими, сколько духовными и культурными факторами (накопленными в ходе исторического развития и передаваемыми в рамках культуры представлениями о мире, ценностями, образцами поведения).

История цивилизаций напоминает развитие человека: цивилизации возникают, развиваются, стареют, умирают.

Эволюция государств раскрыта не в работах Тойнби, а в трудах его последователей. В зависимости от наличия тех или иных институтов государственности и уровня их организации выделяют первичные цивилизации и вторичные.




Государства первичных цивилизаций(древнеегипетской, шумерской, ассиро-вавилонской, иранской) часто имеют форму империй (древнеегипетская). При этом роль государства в жизни общества просто огромна, государство определяет и экономику и политику, и социальную структуру общества. Отличительной особенностью этих цивилизаций является соединение государства с религией.

Вторичные цивилизации (западноевропейская, североамериканская, латиноамериканская) характеризуются меньшим диктатом государства над обществом. Правитель уже не рассматривается как бог, он слуга народа, власть же должна соответствовать сложившимся в народной среде идеалам.

Также различают государства восточные и западные; древние, средневековые и современные; крестьянские, промышленные, научно-технические; доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные.

К недостаткам цивилизационного подхода относят:

* наличие множественности оснований для выделения различных цивилизаций и соответствующих им типов государств;

* игнорирование важнейшего фактора, характеризующего государство, - принадлежность политической власти.

«История человечества – есть история развития свободы» - именно эта идея положена в основу данного подхода.

По мнению Гегеля существуют четыре всемирно-исторических типа царств: 1) восточное, 2) греческое, 3) римское, 4) германское. С их сменой происходит и смена соответствующих форм государства. Если восточному царству соответствует теократия (свобода одного), греческому и римскому – демократия или аристократия (свобода некоторых), то германскому типу соответствуют монархии с представительной системой, обеспечивающие свободу всех.



Вслед за Гегелем В.С. Нерсесянц полагает, что типы государства и права – это основные исторические формы признания и организации свободы людей. Выражающие этапы ее прогресса.

1 тип государств – этнические государства Древнего мира. Под регулирующее воздействие государства и права попадали лишь индивиды определенной национальности. Именно принадлежность к «титульной нации» гарантировала не только известную меру свободы, но и возможность быть субъектом права, в то время как несвободные считались объектами права.

2 тип – сословное государство средних веков. В нем свобода носит характер сословных ограничений и привилегий. Человек является субъектом права не потому, что он человек, а потому, что принадлежит к тому или иному сословию. Внутрисословное равенство сочетается с огромным межсословным неравенством.

3 тип – государства и права индивидуалистического типа. После эпохи буржуазных революций человек стал рассматриваться как субъект права лишь потому, что он индивид, а не как член этноса или сословия.

4 тип – гуманитарно-правовой тип, в котором человек является носителем прирожденных и неотчуждаемых прав, составляющих основу действующего позитивного права, устанавливаемого государством.







Сейчас читают про: