double arrow

Форма правления – как способ организации власти в государстве


Типология государств М.И. Кареева.

В работе русского правоведа М.И. Кареева «Типология и всемирно-историческая точка зрения в изучении истории» (т.3, вып. 1-2, 1905 г.) изложена весьма интересная и незаслуженно забытая типология государств. Выделялось 6 исторических, последовательно сменявших друг друга, типов государств:

1) город-государство;

2) восточная деспотия;

3) феодальное поместье-государство;

4) сословная монархия;

5) западноевропейская и абсолютная монархия;

6) конституционное государство.

И хотя в его типологии не нашлось места истории права и не все из перечисленных типов государств характерны как для Востока, так и для Запада, в работе М.И. Кареева отражена действительная эволюция государств, во многом совпадающая сегодня с данными истории, этнографии, археологии.

Тема 4. Занятие 3 – 4. Форма государства (4 часа)

План:

1. Понятие формы государства

2. Форма правления – как способ организации власти в государстве

3. Форма государственного устройства: понятие и виды.

4. Политический режим: понятие и виды.

Литература:

(основная)

(дополнительная)

1. Понятие формы государства.




В отечественной и зарубежной научной литературе нет единого общепризнанного представления о том, что такое форма государства.

Традиционно в 60-70- годах в СССР было представление о форме государства как институте, складывающимся из формы правления и формы государственного устройства.

В настоящее время в научной литературе утвердилось мнение, согласно которому форма государства состоит из формы правления, формы государственного устройства и государственного (политического) режима. Данное мнение разделяется и зарубежными учеными.

Форма правления – это форма организации высших органов власти государства. Она включает в себя порядок образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений между ними.

Платоном и Аристотель, столкнувшись с самыми разными формами организации и существования государственной власти в древнем мире, попытались разработать классификацию государств в зависимости от того, кто и как правит в этих государствах.

Платон

Его идеал – аристократическое государственное устройство. Разновидности: царская власти (если правит один) и аристократия (несколько правителей). У власти – мудрые.

Тимократия: у власти – воюющие (вместо разумного начала – яростное, вечно воюет.

Олигархия: у власти – богатые (скопление значительного богатства у частных лиц).

Демократия: равенство уравнивает равных и неравных. Демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде, и из нее вырастает ее продолжение и противоположность – тирания. Чрезмерная свобода обращается в чрезмерное рабство. Тиран добивается власти как «ставленник народа»



Тирания: у власти тиран. Это наихудший вид государственного устройства. Где царят беззаконие, произвол и насилие.

Почему происходит смена государственных форм? Порча человеческой натуры, круговращение внутри определенного цикла.

Каждая форма государства гибнет из-за внутренних противоречий.

Аристотель

Государство состоит из множества элементов, и чрезмерное стремление к их единству приводит к уничтожению государства.

Выделял «правильные» и «неправильные» формы правления.

К правильным относятся монархия (царская власть), аристократия и полития (правит большинство в интересах общей пользы).

«Неправильные»: тирания, олигархия, демократия (власть принадлежит демосу, а не знати).

Каждая форма имеет несколько видов, поскольку возможны различные комбинации формообразующих элементов.

Основная причина возмущений и переворотов в государстве – отсутствие надлежащего равенства.

Если во времена Аристотеля изучение сводилось главным образом к описанию разнообразных форм правления, то уже в XX в. в рамках марксистской теории – пытались определить форму правления в ее связи с типом государства (рассматриваемом формационно), классовой структурой, экономическим базисом общества.

Но за рамками изучения оставались иные факторы:

Исторические традиции, национальная психология, религиозное сознание, культурная среда, уровень идеологизации и политизации общества, экологические факторы и др.



Систематизацией знаний о формах правления занимались также Августин, Гоббс, Монтескье, Локк, Руссо, Радищев и др.

Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того. Осуществляется власть одним лицом или же она принадлежит коллективному органу. В первом случае имеет место монархическая форма правления, во втором – республиканская.

Юридические и иные характеристики монархии.

1. Монархия – «власть одного, единовластие» - очень древняя форма правления, появляется на рубеже 4 – 3 тыс. до н.э.

2. В древности монарх выступал не только верховным носителем государственной власти, но и носителем священных традиций, опыта, был непременным участником религиозных ритуалов и обрядов.

3. Монарх персонифицирует государство, выступает во внешней и внутренней политике как глава государства, представитель народа, «отец нации», лицо, которое сплачивает граждан в государство.

4. Как правило, монархи имели всегда свое дворцовое хозяйство, свою персональную собственность.

5. монарх осуществляет единоличное правление. Обладает всей полнотой власти. Власть его верховна и суверенна (независима). Он – высшая власть в государстве.

6. власть монарха, как правило, объявлялась священной, наделялась религиозным ореолом. Она распространялась на все сферы государственной жизни, в том числе на судебную сферу. В процессах обжалования судебных решений монарх являлся высшей и последней инстанцией.

7. Монарх, являясь юридически независимым, практически испытывает влияние различных сил (международных, политических, национальных). Свои решения ему приходится сообразовывать прежде всего с экономическими возможностями, но зачастую принятие решения определяется случайными. Субъективными факторами. Даже личными пристрастиями.

8. Монархическая власть как правило, передается по наследству. В разных странах устанавливается различный порядок наследования власти. Общим же является тот факт. Что народ не имеет никакого отношения к переходу власти от одного лица к другому.

9. Монарх имеет бессрочную и пожизненную власть. Бессрочность правления означает лишь то, что срок правления не устанавливается заранее.

10. Монарх считается свободным от ответственности, т.е. не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления.

Юридическую безответственность монарха подчеркивает институт контрасигнатуры – порядок, при котором утвержденные монархом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра (реже – одного из министров), ответственного за исполнение данного закона.

Это типичные признаки монархии. В конкретной исторической действительности были исключения и отступления от перечисленных признаков.

Выделяют различные формы монархии.

В древности, особенно на Востоке, они назывались деспотиями, потому что власть монарха-фараона, царя была неограниченной, приравнивалась к божественной власти.

В средние века наиболее распространенной формой правления была сословно-представительная, а затем абсолютная монархия.

В сословно-представительной монархии для решения особо важных вопросов, прежде всего о налогах, монарх обращался за поддержкой к собранию представителей сословий. Во Франции оно называлось Генеральными штатами, В Англии – парламентом. В России – Земским Собором.

Абсолютная монархия – такая форма монархии, при которой власть монарха юридически и фактически никем и ничем не ограничена.

Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия, глава государства одновременно представляет светскую и религиозную власть.

В поздний период средневековья Европы появляются монархии ограниченные (с появлением представительных учреждений «третьего сословия»). Монарх юридически и фактически был независим от парламента в сфере исполнительной власти, но был вынужден считаться с деятельностью парламента, который был законосовещательным органом.

Дуалистическая монархия – переходная форма монархии при которой власть монарха ограничена парламентом в законодательной области

Парламентарная монархия – форма монархии, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной – правительством («монарх царствует, но не управляет»).

В условиях парламентарной монархии король не имеет реальной власти и не вмешивается в политику, но это не означает, что он не играет никакой роли в государстве. Его полномочия, которые традиционно принадлежат главе государства (объявление чрезвычайного и военного положения, право объявления войны и заключение мира и др.), иногда называют «священными», поскольку монарх может ими воспользоваться в ситуации возникновения угрозы существующему строю (Испания, 1981 г.).

Конституционной монархии свойственно юридическое, законодательное ограничение власти монарха как в законодательной, так и в исполнительной деятельности. Монарх играет главным образом представительскую роль, является своего рода символом нации и государства. Он царствует, но не правит.

В современном мире существуют и иные, нетипичные формы монархии. Например, выборная монархия в Малайзии (король избирается на пять лет из числа наследственных султанов девяти штатов); коллективная монархия в Объединенных Арабских Эмиратах (полномочия монарха принадлежат Совету эмиров семи объединившихся в федерацию эмиратов); патриархальная монархия в Свазиленде (где король по существу является вождем племени); монархии Британского Содружества – Австралия, Канада, Новая Зеландия (главой государства формально является британская королева, представленная генерал-губернатором, но реально все ее функции осуществляются правительством)

Сегодня многие граждане считают, что монархия вовсе не устаревшая и не отжившая форма правления и ее потенциал не исчерпан.

Понятие и виды республики

Республика –это форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Само слово происходит от латинского словосочетания res publicum, которое означает «общее дело».

Юридические характеристики республики

Республика также имеет древнюю историю.

1) источником власти признается народ;

2) все высшие органы государственной власти избираются населением или формируются парламентом (принцип выборности);

3) органы государственной власти избираются на определенный срок, по истечении которого слагают свои полномочия (принцип сменяемости);

4) высшая власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении полномочий;

Разделение властей должно быть сопряжено с установлением гарантий от произвола – «система сдержек и противовесов».

Таблица 1

Система «сдержек и противовесов»

Ветви власти Полномочия законодательной власти Полномочия исполнительной власти Полномочия судебной власти
Законодательная власть - 1. Право роспуска парламента у главы государства. 2. Право veto у главы государства на законы, принятые парламентом 3. Право издания указов, конкретизирующих и дополняющих законы. 4. Право законодательной инициативы у президента и правительства. 1. Признание неконституционными законов, принимаемых парламентом. 2. Судебная ответственность депутатов.
Исполнительная власть 1. Законодательное регулирование деятельности исполнительной власти. 2. Вынесение вотума недоверия парламента правительству. 3. Выражение импичмента президенту. 4. Запросы и обращения парламентариев к должностным лицам исполнительной власти по вопросам текущей политики. 5. Парламентские слушания - 1. Признание несоответствующими законам актов исполнительной власти. 2. Судебная ответственность чиновников за должностные преступления.
Судебная власть 1. Законодательное регулирование судоустройства и судопроизводства. 2. Амнистия. 3. Назначение (выборы) судей. 1. Назначение судей главой государства. 2. Право помилования у главы государства  

Принцип разделения власти нельзя абсолютизировать: для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.

5) должностные лица и государственные органы несут ответственность за свои действия (принцип ответственности).

Виды республик:

Президентская республика –такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одном лице полномочия главы государства и главы исполнительной власти;

Парламентская республика –форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент, канцлер и т.п.), а правительство, т.е. исполнительная власть, формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед ним, а не перед главой государства;

Смешанная (полупрезидентская) –такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентарной и президентской республик.

Таблица 2

Виды республик и их признаки

Вопросы для сравнения Президентская Смешанная Парламентарная
Порядок избрания президента Всенародным голосованием (внепарламентский путь) Всенародным голосованием (внепарламентский путь) На заседании парламента
Порядок образования правительства Формируется президентом под контролем парламента Формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии (должно получить вотум доверия парламента) Формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии
Ответственность правительства Перед президентом. Парламент может выразить вотум недоверия правительству Двойная ответственность: перед парламентом и президентом. Вотум недоверия парламента правительству возможен Перед парламентом. Парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечет за собой отставку правительства
Право роспуска парламента Отсутствует Имеется Имеется
Наличие поста премьер-министра Отсутствует Имеется Имеется
Объем полномочий президента Президент не только глава государства, но и глава исполнительной власти. Президент – глава государства. Полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и правительством. Президентские полномочия номинальны, любые действия он совершает по рекомендации правительства, которое и несет за них ответственность
Современные государства США, страны Латинской Америки Франция, Россия Италия, Индия, ФРГ

В современном мире существуют и иные, нетипичные виды республик. Например, теократическая республика (Иран, Афганистан). Для некоторых стран Африки характерна своеобразная форма президентской монократической республики: в условиях однопартийного политического режима лидер партии провозглашался пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не имел (Заир, Малави).







Сейчас читают про: