Формы государственного устройства

Вопросы для сравнения Унитарное государство федерация конфедерация
Территория Делится на административно-территориальные единицы Субъекты федерации имеют собственное административное деление Единая территория отсутствует (состоит из территорий входящих в ее состав государств)
Статус административно-территориальных единиц Не обладают какой-либо политической самостоятельностью, хотя в области хозяйственной, социальной и культурной деятельности их полномочия могут быть широкими. Обладают частичным суверенитетом, определенной политической самостоятельностью. Субъекты конфедерации – суверенные государства, обладающие правом свободного выхода из ее состава
Государственный аппарат Имеет единую структуру на всей территории страны. Компетенция высших государственных органов ни юридически, ни фактически не ограничена полномочиями местных органов. Существуют два уровня гос.аппарата: федеральный и уровень субъекта федерации. Парламент имеет двухпалатную структуру, причем одна из палат отражает интересы субъекта федерации и при ее формировании используется принцип равного представительства всех субъектов федерации вне зависимости от численности населения, проживающего на их территории К. образует центральные органы, которые обладают полномочиями, делегированными им государствами-членами К. Эти органы не обладают прямой властью над государствами, входящими в К. Их решения принимаются по принципу единогласия и осуществляются только с согласия органов власти соответствующих государств
Гражданство Единое; административно-территориальные образования собственного гражданства не имеют Двойное; каждый гражданин – гражданин федерации и соответствующего субъекта федерации Отсутствует; каждое государство-член К. имеет свое гражданство
Правовая система Единая система права. Одна конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий. Местные органы власти обязаны применять все нормативные акты, принимаемые центральными органами власти. Их собственные нормы носят сугубо подчиненный характер, распространяются лишь на собственную территорию. Существуют две правовые системы: федеральная и субъектов федерации. У последних имеется право принятия собственной конституции. Установлен принцип иерархии законов: конституция и законы субъектов федерации не должны противоречить федеральному законодательству. Конфедеративные органы могут принимать нормативные акты лишь по тем вопросам, которые входят в их компетенцию. Эти акты не действуют непосредственно на территории членов К и нуждаются в ратификации их парламентами.
Судебная система Единая. Осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими правовыми нормами. Судебные органы – звенья единой централизованной системы. Наряду с федеральной судебной системой субъекты федерации могут иметь собственные суды. Федеральная конституция устанавливает общие принципы судоустройства и судопроизводства. Единая судебная система отсутствует.
Налоговая система Одноканальная система налогов: налоги поступают в центр, а оттуда распределяются по регионам. Двухканальная система налогов: наряду с федеральными налогами, поступающими в федеральную казну, существуют и налоги субъектов федерации Налоги конфедерации отсутствуют. Бюджет формируется из добровольных взносов членов К.
Современные государства Франция, Швеция, Турция, Египет и др. США, ФРГ, Россия, Индия и др. В современном мире нет, последней К. была Сенегамбия в 1981 – 1988 гг.

Унитарные государства в зависимости от степени централизации принято разделять на централизованные и относительно децентрализованные.

Так, государство считается централизованным, если реальная власть на местах принадлежит назначенным из центра чиновникам, которые контролируют работу местных органов самоуправления.

В относительно децентрализованных государствах во всех звеньях административно-территориального деления существуют только выборные органы или должностные лица.

Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности народности, допускает образование автономий.

Автономия – это внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями (Крым на Украине, Корсика во Франции, Азорские острова в Португалии).

В зависимости от объема полномочий существуют две формы территориальной автономии: административная (местная) и политическая (законодательная).

В политической автономии ее органы имеют право издания местных законов по строго определенным вопросам, точно зафиксированным в конституции либо иных законах государства. Автономия такого рода существует, например, в Финляндии (Аландские острова, населенные преимущественно шведами).

Административная автономия не обладает правом издавать собственные местные законы (она может издавать только постановления и иные нормативные акты), однако по сравнению с обычными административно-территориальными единицами наделена некоторыми дополнительными правами (например, в Китае такие автономии могут участвовать во внешнеэкономических отношениях с другими государствами).

В некоторых странах, где национальности проживают не компактно, а разрозненно, создана национально-культурная автономия. Такая автономия носит экстерриториальный характер. Представители определенной национальности этой автономии создают свои выборные органы, иногда посылают своего представителя в парламент, имеют собственное представительство при правительстве государства. С ними консультируются при решении вопросов, касающихся языка, быта и культуры.

После Второй мировой войны возникла новая форма территориально-политического устройства, которая отличается и от сложного унитарного государства с автономией, и от федерации. Территория такого государства состоит из автономных образований, которые имеют право принимать местные законы, но сфера местного законодательства четко очерчена в конституции и контролируется специальным представителем из центра. Однако в отличие от федерации у них нет совместной компетенции с центральными органами. Юристы называют такое государство регионалистским и рассматривают эту форму как переходную от унитаризма к федерализму.

Виды федераций

Различают национально-государственные и административно-территориальные федерации. Первый вид федерации обычно имеет место в многонациональном государстве, и его создание предопределяют национальные факторы. Субъекты в такой федерации образуются по национально-территориальному признаку (например, часть субъектов РФ). В составе же административно-территориальной федерации, как правило, лежат экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы (ФРГ, США и др.).

Выделяют также договорные и учредительные федерации. Договорные федерации создаются как результат свободного объединения ряда государств и государственных образований, закрепленного в договоре (США, СССР). Учредительные федерации возникают как результат трансформации унитарных государств или договорных федераций, сами создают в своем составе собственные субъекты, наделяя их частью суверенитета (РФ).

Одним из сложных вопросов федерации связан с правом наций на самоопределение и выход из состава федерации (право сецессии). Сецессия – это односторонний выход субъекта федерации из ее состава. В абсолютном большинстве современных федераций это право конституционно не закреплено (исключение составляет Эфиопия). Однако в Конституции СССР 1977 г. такое право у союзных республик было, что и явилось формальным основанием для их выхода из СССР в 1990 – 1991 гг.

Содружество – это объединение государств, характеризующихся определенной однородностью, обусловленной экономической общностью, интеграцией хозяйственных связей (страны СНГ), либо языковым единством (как у стран Британского Содружества Наций), либо общностью правовой системы, культуры, религии (как у стран, входящих в Лигу арабских стран).

Связи между членами содружества менее тесные, чем у участников конфедерации, и поэтому там используется более простой порядок вступления и выхода из содружества.

Сообщество – объединение государств для решения вопросов, от которых зависят жизнеспособность государства и его статус в мировом сообществе (Организация стран экспортеров нефти).

Ассоциация – это объединение государств по вопросам, относящимся к разряду глобальных мировых проблем (Ассоциация стран тихоокеанского региона, АСЕАН, созданную для поддержания мира и порядка в этой зоне).

Насильственные формы объединения государств – это скорее дело прошлого, хотя и не столь отдаленного – союзы и империи.

Империи образуются путем территориального завоевания (Османская империя, Римская империя) либо оказания экономического, политического и других видов давления.

Как правило, имеют следующие характеристики:

а) обширная территория;

б) сильно централизованная власть;

в) стремящаяся к экспансии элита;

г) ассиметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией;

д) разнородный этнический, культурный и национальный состав.

Империи держатся на принуждении или угрозе применения принуждения. Как только этот фундамент исчезает, империя рушится.

В конце XIX – начале XX в. в виде особых форм государственного устройства выделялись так называемые «инкорпорация» и «сюзеренитет».

Инкорпорация представляет собой «полное поглощение одного государства другим или полное слияние нескольких государств в одно целое, в котором отдельные части совершенно утрачивают государственный характер (воссоединение ГДР и ФРГ).

Сюзеренитет характеризуется как вассальное подчинение одного государства (вассала) «в известных отношениях» власти другого государства (сюзерена). По своему происхождению сюзеренитет имел двоякий характер: а) служить «переходной политической формой при распадении разноплеменного государства на его составные части» и б) выступают в качестве одного из средств «подчинения слабых государств сильным»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: