Вопросы для сравнения | Унитарное государство | федерация | конфедерация |
Территория | Делится на административно-территориальные единицы | Субъекты федерации имеют собственное административное деление | Единая территория отсутствует (состоит из территорий входящих в ее состав государств) |
Статус административно-территориальных единиц | Не обладают какой-либо политической самостоятельностью, хотя в области хозяйственной, социальной и культурной деятельности их полномочия могут быть широкими. | Обладают частичным суверенитетом, определенной политической самостоятельностью. | Субъекты конфедерации – суверенные государства, обладающие правом свободного выхода из ее состава |
Государственный аппарат | Имеет единую структуру на всей территории страны. Компетенция высших государственных органов ни юридически, ни фактически не ограничена полномочиями местных органов. | Существуют два уровня гос.аппарата: федеральный и уровень субъекта федерации. Парламент имеет двухпалатную структуру, причем одна из палат отражает интересы субъекта федерации и при ее формировании используется принцип равного представительства всех субъектов федерации вне зависимости от численности населения, проживающего на их территории | К. образует центральные органы, которые обладают полномочиями, делегированными им государствами-членами К. Эти органы не обладают прямой властью над государствами, входящими в К. Их решения принимаются по принципу единогласия и осуществляются только с согласия органов власти соответствующих государств |
Гражданство | Единое; административно-территориальные образования собственного гражданства не имеют | Двойное; каждый гражданин – гражданин федерации и соответствующего субъекта федерации | Отсутствует; каждое государство-член К. имеет свое гражданство |
Правовая система | Единая система права. Одна конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий. Местные органы власти обязаны применять все нормативные акты, принимаемые центральными органами власти. Их собственные нормы носят сугубо подчиненный характер, распространяются лишь на собственную территорию. | Существуют две правовые системы: федеральная и субъектов федерации. У последних имеется право принятия собственной конституции. Установлен принцип иерархии законов: конституция и законы субъектов федерации не должны противоречить федеральному законодательству. | Конфедеративные органы могут принимать нормативные акты лишь по тем вопросам, которые входят в их компетенцию. Эти акты не действуют непосредственно на территории членов К и нуждаются в ратификации их парламентами. |
Судебная система | Единая. Осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими правовыми нормами. Судебные органы – звенья единой централизованной системы. | Наряду с федеральной судебной системой субъекты федерации могут иметь собственные суды. Федеральная конституция устанавливает общие принципы судоустройства и судопроизводства. | Единая судебная система отсутствует. |
Налоговая система | Одноканальная система налогов: налоги поступают в центр, а оттуда распределяются по регионам. | Двухканальная система налогов: наряду с федеральными налогами, поступающими в федеральную казну, существуют и налоги субъектов федерации | Налоги конфедерации отсутствуют. Бюджет формируется из добровольных взносов членов К. |
Современные государства | Франция, Швеция, Турция, Египет и др. | США, ФРГ, Россия, Индия и др. | В современном мире нет, последней К. была Сенегамбия в 1981 – 1988 гг. |
Унитарные государства в зависимости от степени централизации принято разделять на централизованные и относительно децентрализованные.
|
|
|
|
Так, государство считается централизованным, если реальная власть на местах принадлежит назначенным из центра чиновникам, которые контролируют работу местных органов самоуправления.
В относительно децентрализованных государствах во всех звеньях административно-территориального деления существуют только выборные органы или должностные лица.
Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности народности, допускает образование автономий.
Автономия – это внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями (Крым на Украине, Корсика во Франции, Азорские острова в Португалии).
В зависимости от объема полномочий существуют две формы территориальной автономии: административная (местная) и политическая (законодательная).
В политической автономии ее органы имеют право издания местных законов по строго определенным вопросам, точно зафиксированным в конституции либо иных законах государства. Автономия такого рода существует, например, в Финляндии (Аландские острова, населенные преимущественно шведами).
Административная автономия не обладает правом издавать собственные местные законы (она может издавать только постановления и иные нормативные акты), однако по сравнению с обычными административно-территориальными единицами наделена некоторыми дополнительными правами (например, в Китае такие автономии могут участвовать во внешнеэкономических отношениях с другими государствами).
В некоторых странах, где национальности проживают не компактно, а разрозненно, создана национально-культурная автономия. Такая автономия носит экстерриториальный характер. Представители определенной национальности этой автономии создают свои выборные органы, иногда посылают своего представителя в парламент, имеют собственное представительство при правительстве государства. С ними консультируются при решении вопросов, касающихся языка, быта и культуры.
После Второй мировой войны возникла новая форма территориально-политического устройства, которая отличается и от сложного унитарного государства с автономией, и от федерации. Территория такого государства состоит из автономных образований, которые имеют право принимать местные законы, но сфера местного законодательства четко очерчена в конституции и контролируется специальным представителем из центра. Однако в отличие от федерации у них нет совместной компетенции с центральными органами. Юристы называют такое государство регионалистским и рассматривают эту форму как переходную от унитаризма к федерализму.
|
|
Виды федераций
Различают национально-государственные и административно-территориальные федерации. Первый вид федерации обычно имеет место в многонациональном государстве, и его создание предопределяют национальные факторы. Субъекты в такой федерации образуются по национально-территориальному признаку (например, часть субъектов РФ). В составе же административно-территориальной федерации, как правило, лежат экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы (ФРГ, США и др.).
Выделяют также договорные и учредительные федерации. Договорные федерации создаются как результат свободного объединения ряда государств и государственных образований, закрепленного в договоре (США, СССР). Учредительные федерации возникают как результат трансформации унитарных государств или договорных федераций, сами создают в своем составе собственные субъекты, наделяя их частью суверенитета (РФ).
Одним из сложных вопросов федерации связан с правом наций на самоопределение и выход из состава федерации (право сецессии). Сецессия – это односторонний выход субъекта федерации из ее состава. В абсолютном большинстве современных федераций это право конституционно не закреплено (исключение составляет Эфиопия). Однако в Конституции СССР 1977 г. такое право у союзных республик было, что и явилось формальным основанием для их выхода из СССР в 1990 – 1991 гг.
Содружество – это объединение государств, характеризующихся определенной однородностью, обусловленной экономической общностью, интеграцией хозяйственных связей (страны СНГ), либо языковым единством (как у стран Британского Содружества Наций), либо общностью правовой системы, культуры, религии (как у стран, входящих в Лигу арабских стран).
Связи между членами содружества менее тесные, чем у участников конфедерации, и поэтому там используется более простой порядок вступления и выхода из содружества.
Сообщество – объединение государств для решения вопросов, от которых зависят жизнеспособность государства и его статус в мировом сообществе (Организация стран экспортеров нефти).
|
|
Ассоциация – это объединение государств по вопросам, относящимся к разряду глобальных мировых проблем (Ассоциация стран тихоокеанского региона, АСЕАН, созданную для поддержания мира и порядка в этой зоне).
Насильственные формы объединения государств – это скорее дело прошлого, хотя и не столь отдаленного – союзы и империи.
Империи образуются путем территориального завоевания (Османская империя, Римская империя) либо оказания экономического, политического и других видов давления.
Как правило, имеют следующие характеристики:
а) обширная территория;
б) сильно централизованная власть;
в) стремящаяся к экспансии элита;
г) ассиметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией;
д) разнородный этнический, культурный и национальный состав.
Империи держатся на принуждении или угрозе применения принуждения. Как только этот фундамент исчезает, империя рушится.
В конце XIX – начале XX в. в виде особых форм государственного устройства выделялись так называемые «инкорпорация» и «сюзеренитет».
Инкорпорация представляет собой «полное поглощение одного государства другим или полное слияние нескольких государств в одно целое, в котором отдельные части совершенно утрачивают государственный характер (воссоединение ГДР и ФРГ).
Сюзеренитет характеризуется как вассальное подчинение одного государства (вассала) «в известных отношениях» власти другого государства (сюзерена). По своему происхождению сюзеренитет имел двоякий характер: а) служить «переходной политической формой при распадении разноплеменного государства на его составные части» и б) выступают в качестве одного из средств «подчинения слабых государств сильным»